ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 1 ноября 2002 года N 67-З
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК (2003-2007 ГОДЫ)"
(в ред. Законов Тамбовской области от 30.11.2004 N 262-З, от 20.07.2005 N 344-З, от 31.03.2006 N 21-З, от 31.01.2007 N 142-З)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Тамбовской области от 04.07.2007 N 232-З, вступающего в силу со дня его официального опубликования и распространяющегося на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
____________________________________________________________________
Принят
Постановлением
Тамбовской областной Думы
от 1 ноября 2002 года N 288
Статья 1. Утвердить областную целевую Программу "Здоровый ребенок (2003-2007 годы)" (прилагается).
Статья 2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать территориальные программы "Здоровый ребенок (2003-2007 годы)", исходя из социально-экономических условий районов (городов) области.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель
областной Думы
В.Н.Карев
Глава
администрации области
О.И.Бетин
г. Тамбов
1 ноября 2002 года
N 67-З
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК (2003-2007 годы)"
(в ред. Законов Тамбовской области от 30.11.2004 N 262-З, от 20.07.2005 N 344-З, от 31.03.2006 N 21-З, от 31.01.2007 N 142-З)
В условиях наметившихся тенденций позитивного развития экономики, снижения темпов падения рождаемости особенно важное значение приобретает создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.
Как показала практика, решение приоритетных задач службы охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках региональных целевых программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.
Благодаря последовательным целенаправленным мероприятиям в сложных социально-экономических условиях удалось улучшить основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей. Так, материнская смертность составила в 2001 году 42,4 на 100 тысяч живорожденных против 72,7 в 2000 году.
Однако, недостаточное финансирование службы охраны материнства и детства и здравоохранения в целом, особенно профилактических мероприятий, привело к снижению доли здоровых женщин и детей. Так, доля здоровых детей в области составляет 13%. Продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов в 2001 году составила 31,7% против 43,7% в 2000 году.
В структуре смертности матерей ведущими причинами остаются осложнения беременности и экстрагенитальная патология у женщин.
Сохраняет остроту проблема невынашивания беременности: частота самопроизвольных выкидышей составляет 5,5%, преждевременных родов - 3%.
Важным в решении этой проблемы является подготовка супружеской пары к рождению ребенка, а также разработка и внедрение современных маркеров угрозы прерывания беременности, более высокий уровень лабораторного оснащения учреждений родовспоможения.
Одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности остаются преждевременные роды (показатель числа недоношенных детей в 2001 году составил 3%), то есть, ежегодно в области рождается около 300 новорожденных с массой тела от 1 килограмма до 2,5 килограммов. Неразрывно связано с этой проблемой и выхаживание недоношенных новорожденных.
Увеличение потерь новорожденных в раннем неонатальном периоде с 5,9% в 2000 году до 7,67% в 2001 году во многом связано с недостаточным внедрением современных технологий диагностики и лечения новорожденных. Для увеличения выживаемости детей прежде всего необходимо совершенствование системы выхаживания новорожденных, особенно недоношенных и маловесных, с созданием отделений реанимации и интенсивной терапии, оснащенных современным медицинским оборудованием и аппаратурой, повышением профессиональной подготовки медицинских кадров.
Ежегодно в области умирает в среднем 50 детей от тяжелых врожденных пороков развития.
Для решения этой проблемы особое внимание необходимо обратить на новые технологии перинатальной диагностики, которые позволят уменьшить младенческую смертность и инвалидность с детства. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры неэффективны, демонстрируют важность профилактики, как с медицинской и социальной, так и с экономической точки зрения.
Для предотвращения потерь детей от этих причин требуется внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличие в учреждениях родовспоможения и детства соответствующей аппаратуры и оснащения.
Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питание, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям.
На этом фоне в последнее десятилетие шло непрерывное неадекватное физиологическим возможностям учащихся изменение системы образования, ликвидация эффективных форм физического воспитания, появились проблемы, связанные с ранней трудовой занятостью, увеличилась интенсивность воздействия на детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания, снизилась эффективность проведения традиционных профилактических мероприятий, выросла заболеваемость, инвалидность, наметилась тенденция к децелерации в физическом развитии детей, увеличилось число социально дезадаптированных детей. Имеется тенденция к росту патологии эндокринной системы и органов пищеварения, дыхания, опорно-двигательного аппарата, психических расстройств, алиментарно зависимой патологии (гиповитаминозов, анемий, йоддефицитных заболеваний).
Одной из ведущих причин прогрессирующего ухудшения здоровья является неэффективность многих профилактических и коррекционных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей. Практически не внедряются профилактические и организационные технологии, направленные на создание условий нормального нервно-психического, физического развития детей и реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.
Также большое беспокойство вызывает ситуация со здоровьем у подростков. Очевидна необходимость разработки эффективных методов профилактики наркотизации, алкоголизации, токсикомании, курения, дезадаптивных форм поведения, создания новой системы образования и просвещения в области здоровья среди детей и подростков, особенно в образовательных учреждениях.
Предлагаемая областная целевая Программа "Здоровый ребенок (2003-2007 годы)" сформирована с учетом первоочередных задач здравоохранения по формированию здоровья детей.
Целями Программы являются:
социальная поддержка материнства и детства;
создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;
охрана репродуктивного здоровья;
предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности;
улучшение питания матерей и детей;
сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала Тамбовской области;
государственная поддержка материнства;
развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства на основе оснащения их эффективной лечебно-диагностической аппаратурой и оборудованием;
повышение профессиональной подготовки медицинских кадров;
совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;
отработка новых организационных форм медицинского обслуживания детей и подростков, современных медико-психолого-педагогических и социальных технологий оздоровления детей;
обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний и других);
обеспечение скринингового обследования беременных групп риска на внутриутробную патологию;
профилактика и лечение невынашивания беременности;
выхаживание недоношенных детей;
улучшение состояния питания беременных женщин, кормящих матерей и детей раннего возраста;
обеспечение информационных технологий по проблемам охраны репродуктивного здоровья, многоуровневого образования различных возрастных групп населения по формированию здорового образа жизни;
совершенствование и разработка новых профилактических технологий, учитывающих адаптационные резервы ребенка и обеспечивающих сохранение соматического, психического здоровья, гармоничное физическое и нервно-психическое развитие в современных социально-экономических и экологических условиях;
внедрение системы медицинских и педагогических мероприятий по созданию устойчивой системы управления здоровьем в образовательных учреждениях.
Сроки реализации Программы: 2003-2007 годы.
Мероприятия в области охраны здоровья матери включают в себя:
меры государственной поддержки материнства;
совершенствование организации акушерской и неонатальной помощи;
совершенствование подготовки и повышения квалификации медицинских кадров;
повышение эффективности оказания акушерской и неонатальной помощи за счет внедрения эффективных лечебно-диагностических технологий;
развитие перинатальных технологий;
обеспечение информационных технологий по проблемам здоровья матери, профилактики осложнений беременности и родов.
Мероприятия в области охраны здоровья детей включают в себя:
совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей;
управление здоровьем детей в общеобразовательных учреждениях;
развитие и внедрение новых технологий по укреплению здоровья детей;
охрану здоровья детей и подростков;
улучшение питания детей в организованных коллективах;
рациональное питание детей раннего возраста.
Для обеспечения реализации мероприятий в области охраны здоровья матерей и детей необходимо улучшение материально-технического оснащения учреждений материнства и детства.
Прогноз финансового обеспечения Программы за счет средств федерального бюджета (по согласованию), областного бюджета.
---------------------------T---------T----------------------------------¬
¦Источники ¦Всего на ¦ В том числе по годам ¦
¦финансирования ¦2003-2007+------T------T------T------T------+
¦ ¦годы ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+--------------------------+---------+------+------+------+------+------+
¦Общий объем финансирования¦157,302 ¦9,531 ¦23,126¦36,130¦79,125¦33,758¦
¦(миллионы рублей), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(в ред. Законов Тамбовской области от 20.07.2005 N 344-З, от 31.03.2006¦
¦N 21-З, от 31.01.2007 N 142-З) ¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------------+---------+------+------+------+------+------+
¦областной бюджет ¦128,602 ¦7,531 ¦22,626¦29,930¦69,125¦23,758¦