РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
Третий созыв
Сорок седьмое заседание
РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2004 года N 586
Об утверждении Программы развития и поддержки малого
предпринимательства в городе Тамбове на 2005 - 2007 годы
__________________________________________________________
Утратило силу с 3 марта 2008 года - решение Тамбовской городской Думы от 28 февраля 2008 года N 562
__________________________________________________________
Рассмотрев предложение мэра г.Тамбова, в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Уставом города Тамбова и с учетом заключения постоянной депутатской комиссии по экономической политике и бюджету, Тамбовская городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить прилагаемую Программу развития и поддержки малого предпринимательства в городе Тамбове на 2005 - 2007 годы.
2. Мэру г.Тамбова при формировании бюджетов городского округа на 2005-2007 годы предусмотреть источники финансирования для реализации вышеуказанной Программы.
3. Контроль за выполнением Программы возложить на постоянную депутатскую комиссию по экономической политике и бюджету (Корчагин А.А.).
4. Решение вступает в силу после опубликования в газете "Наш город Тамбов".
Председатель Думы | Т.И. Козлова |
Приложение N 1
к решению Тамбовской городской Думы
от 27 октября 2004 года
N 586
ПРОГРАММА
развития и поддержки малого предпринимательства
в городе Тамбове на 2005-2007 годы
ПАСПОРТ
Программы развития и поддержки малого
предпринимательства в городе Тамбове
на 2005-2007 годы
Наименование Программы: | -Программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Тамбове на 2005-2007 годы |
Основание для разработки Программы | -Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ); |
Заказчик Программы | -Мэр города Тамбова |
Разработчик Программы | -Комитет по экономике мэрии города Тамбова |
Исполнители Программы | -Комитет по экономике мэрии города Тамбова, Тамбовская областная торгово-промышленная палата, комитет по управлению имуществом г.Тамбова, ГУ "Тамбовский городской Центр занятости населения", общественные объединения предпринимателей, управление потребительского рынка, управление образования мэрии города |
Цели Программы: | -создание правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития города, расширение сфер деятельности, экономическое укрепление малого предпринимательства и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической и экономической стабильности. |
Сроки реализации Программы | 2005-2007 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | -Федеральный бюджет-2459 тыс. руб. бюджет городского округа -3285 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | -Обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства: увеличение производства товаров и услуг, повышение уровня конкуренции, создание новых рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет, повышение доходов и уровня самообеспечения населения |
Система организации контроля за исполнением Программы | -Контроль за реализацией Программы осуществляет мэрия города Тамбова и Тамбовская городская Дума |
I. Состояние развития малого предпринимательства в городе Тамбове
Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений государственной политики, направленной на рост российской экономики. В настоящее время усиливается роль государственной поддержки малого предпринимательства, совершенствуется нормативная база, разрабатываются и утверждаются различные экономические программы, способствующие повышению эффективности работы предприятий малого бизнеса. Вопросам поддержки малого предпринимательства уделяется большое внимание: разработана Программа поддержки субъектов экономической деятельности (предпринимательства) в Центральном федеральном округе на 2004-2008 годы. Основой государственной региональной политики развития малого предпринимательства является Закон Тамбовской области от 19 июля 2002 N 38-З "О Программе развития и поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области на 2002-2004 годы". Развитие малого предпринимательства соответствует цели экономических реформ - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
Малые предприятия определили свое место в экономике города и заняли в ней определенные позиции.
В 2003 году в Тамбове зарегистрировано чуть более 2-х тысяч предприятий малого бизнеса, из них функционирует - 1900 или 90% от общего количества зарегистрированных. На малых предприятиях трудится 14,2 тысяч человек, что соответствует уровню 2002 года. Количество вновь созданных рабочих мест в 2003 году составляет 360 единиц.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг составила около 6,5 млрд. руб., что в 2,5 раза больше соответствующего периода 2002 года. Наибольший удельный вес в выручке приходится на предприятия торговли и общественного питания - 46%, строительства - 9%, промышленности - 13%.
За 2003 год малыми строительными организациями выполнено подрядных работ по договорам строительного подряда на сумму 583,9 млн.руб. или 40% от объема подрядных работ, выполненного строительными организациями города, что на 45,9% больше аналогичного периода прошлого года.
Оборот розничной торговли за анализируемый период составил около 3 млрд. руб., что в 2 раза превышает уровень прошлого года.
За истекший период малыми предприятиями промышленности произведено продукции на сумму 820 млн. руб. в действующих ценах, что в 2,3 раза больше, чем в 2002 году.
Индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица - это достаточно большая часть хозяйствующих субъектов, действующих в различных отраслях экономики.
На начало года в городе зарегистрировано более 17,1 тыс. граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. По данным налоговых органов работало в 2003 году около 8 тыс. чел.
Так же как и малые предприятия, большинство индивидуальных предпринимателей отдают предпочтение торговой деятельности. Производство промышленной продукции и услуг промышленного характера осуществляли около 1,3 тыс. индивидуальных предпринимателей или 7,6 % от их общего количества. Необходимо отметить, что развитие производственного процесса дело непростое: здесь не приходится ожидать такого же быстрого оборота средств, как в торговле, тем не менее предприниматели заняты самыми различными видами промышленной деятельности, 56% предпринимателей зарегистрировано в отрасли машиностроения и металлообработки. В этой отрасли около половины предпринимателей занимаются ремонтом легковых автомобилей; 12% - зарегистрировано в лесной и деревообрабатывающей промышленности; 22% - в легкой промышленности; 8% - в пищевой промышленности.
Всего в малом бизнесе занято более 30 тыс. человек, что составляет 10,3% от общей численности жителей города Тамбова.
По данным налоговых органов за анализируемый период размер налогов и сборов в различные уровни бюджетов, уплаченных представителями малого бизнеса, составил 281,9 млн. руб., что на 7% ниже предыдущего года. Малыми предприятиями уплачено налогов на сумму 193,5 млн. руб. (снижение на 14% к уровню прошлого года), индивидуальными предпринимателями - 88,4 млн. руб. (увеличение на 14% к прошлому году).
Анализ имеющихся статистических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства показывает, что в городе Тамбове существуют необходимые предпосылки для реализации эффективной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития города. Однако, для дальнейшего успешного развития малого предпринимательства требуется последовательная целенаправленная поддержка как со стороны государства, так и со стороны органов местного самоуправления.
II. Основные цели и задачи программы
Целью настоящей Программы является создание правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:
-повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий - рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности;
-повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития города, увеличение доли малого предпринимательства в формировании важнейших финансово-экономических показателей города, расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
-выбор приоритетных (стратегических) направлений развития малого предпринимательства в городе Тамбове;
-формирование правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;
-финансовое обеспечение поддержки малого предпринимательства органами местного самоуправления;
-формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;
-повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.
III. Приоритетные направления развития малого предпринимательства
-производство потребительских товаров;
-строительная индустрия и жилищно-коммунальное хозяйство;
-здравоохранение;
-образование;
-бытовое обслуживание населения;
-поддержка инновационных проектов, обеспечивающих внедрение новых технологий и выпуск принципиально новой продукции.
IV. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий предусматривает 6 основных разделов:
1. Совершенствование нормативно-правовых основ регулирования малого предпринимательства
Раздел 1 включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства, разработке предложений по совершенствованию действующего налогового законодательства, а также проведение мониторинга эффективности применения систем налогообложения.
2. Дебюрократизация внешней среды малого предпринимательства.
Раздел 2 включает в себя мероприятия по активизации работы координационного совета по развитию малого предпринимательства, содействию в создании общественных объединений. Выполнение мероприятий, предусмотренных данным разделом, позволит существенно снизить уровень административных барьеров на пути развития малого предпринимательства в городе.
3. Развитие системы финансово-кредитной поддержки в приоритетных отраслях развития малого предпринимательства
Основное направление данного раздела - субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, работающим в приоритетных отраслях развития экономики города. Данная мера финансовой поддержки позволит существенно оживить инвестиционную активность субъектов малого предпринимательства.
Учитывая то, что в федеральном бюджете предусмотрено оказание финансовой помощи безработным гражданам в виде компенсационных выплат на организацию предпринимательской деятельности, это мероприятие также включено в данный раздел.
4. Совершенствование механизмов использования муниципального имущества для развития малого предпринимательства
Данный раздел включает в себя комплекс мероприятий, направленных на организацию и обеспечение учета муниципального имущества, переданного в аренду субъектам малого предпринимательства, обеспечение доступа к информации о свободных зданиях и помещениях муниципальной собственности, предлагаемых к сдаче в аренду субъектам малого предпринимательства, а также обеспечение участия на конкурсной основе в выполнении муниципальных заказов.
5. Совершенствование информационной поддержки
Раздел 5 предусматривает мероприятия по формированию положительного образа малого предпринимательства через проведение ежегодных конкурсов "Лучший предприниматель года", конференций представителей малого предпринимательства и другие мероприятия. Остальные мероприятия направлены на информационную и консультационную поддержку малого предпринимательства, поддержку ярмарочно-выставочной деятельности.
6. Развитие и укрепление системы подготовки кадров для малого предпринимательства.
В данном разделе предусмотрены мероприятия по организации подготовки кадров для малого предпринимательства, прежде всего на основе средств, выделяемых из федерального бюджета, для организации обучения безработных граждан основам предпринимательской деятельности, повышения квалификации и переподготовки военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей, специальностям, дающим возможность эффективно заниматься бизнесом.
Конкретные мероприятия со сроками исполнения и ответственными исполнителями приведены в приложении.
V. Финансовое обеспечение программы
На реализацию программных мероприятий предусматриваются ассигнования из бюджета городского округа в размере 3285 тыс. руб.
Часть мероприятий Программы будет осуществляться с привлечением средств федерального бюджета в сумме 2459 тысяч рублей.
Финансирование мероприятий Программы из средств бюджета городского округа будет осуществляться в основном в форме субсидирования процентной ставки за банковские кредиты (в размере, установленном в кредитном договоре, но не выше ставки рефинансирования Центрального банка России), с учетом реальных финансовых возможностей бюджета городского округа и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на соответствующий финансовый год.
Разделы программных мероприятий | Ассигнования из бюджета городского округа, тыс. руб. | |||
2005 год | 2006 год | 2007 год | Всего | |
Развитие системы финансово-кредитной поддержки в приоритетных отраслях развития малого предпринимательства | 900 | 1000 | 1100 | 3000 |
Совершенствование информационной поддержки | 95 | 95 | 95 | 285 |
Итого: | 995 | 1095 | 1195 | 3285 |