РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область

ЗАКОН


О Программе развития и поддержки малого предпринимательства
в Тамбовской области на 2002-2004 годы

(с изменениями на 13 ноября 2004 года)

Принят Тамбовской областной Думой 19 июля 2002 года


____________________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:

Законом Тамбовской области от 30 января 2004 года N 196-З;

Законом Тамбовской области от 27 октября 2004 года N 239-З.

____________________________________________________________________

Статья 1. Утвердить "Программу развития и поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области на 2002-2004 годы" согласно приложению.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин

г.Тамбов
19 июля 2002 г.
N 38-З

     Приложение
к Закону Тамбовской области
от 19 июля 2002 года
N 38-З

ПРОГРАММА
развития и поддержки малого предпринимательства
в Тамбовской области на 2002-2004 годы

I. Введение

Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, на сегодняшний день в Тамбовской области этот важнейший сектор предпринимательства не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие области, как в промышленно развитых странах, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.

Анализ имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства показывает, что в Тамбовской области существуют необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития области. К этим предпосылкам относятся:

- достаточно высокий уровень предпринимательской активности и предпринимательских способностей жителей Тамбовской области;

- конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

- законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого действуют специальные меры государственной поддержки;

- достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни области, являющихся серь¦зными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого предпринимательства:

- избыточные административные барьеры;

- негативное восприятие предпринимателей значительной частью общества как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;

- недоверие граждан к государственной политике, выражающееся, в частности, в таких формах, как "консервация" личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;

- недостаточный уровень предпринимательской культуры и низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.

Эти явления и факторы имеют достаточно глубокие исторические и психологические корни. Для их преодоления необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции политики в идеологической, экономической, административной, правоохранительной, образовательной сферах, - там, где эти явления укоренены в наибольшей степени.

Разработка и обоснование комплекса мер, направленных на преодоление негативного влияния явлений, препятствующих эффективному развитию малого предпринимательства на базе существующих объективных предпосылок и вызовов времени, является главной целью программы развития и поддержки малого предпринимательства в Тамбовской области на 2002-2004 годы, разработанной администрацией Тамбовской области при участии представителей государственных органов власти Тамбовской области, органов местного самоуправления, а также представителей организаций негосударственного сектора, участвующих в реализации мероприятий по поддержке малого предпринимательства.

II. Состояние и проблемы малого предпринимательства

Перспективы развития малого предпринимательства в Тамбовской области, как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйства, соответствует подлинной цели экономических реформ созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения, и достойное участие Тамбовской области в экономической жизни России.

Хотя "лицо" любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого бизнеса создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий превышает 80% от общего числа предприятий. В данном секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого предпринимательства.

В настоящее время на территории области функционирует порядка 3 тысяч малых предприятий. По видам деятельности малое предпринимательство охватывает практически все отрасли экономики. В промышленном секторе экономики области сосредоточено 15,2 процента от общего количества малых предприятий, на которых занято более 20 процентов постоянно работающих на малых предприятиях. Строительным бизнесом занято 15,5 процента малых предприятий. Почти каждый пятый работник малого бизнеса трудится в строительстве. Остается пока более привлекательной непроизводственная сфера, в частности, торговля и общественное питание, где наиболее быстрый оборот капитала. Около половины малых предприятий сосредоточено в этой сфере.

Приоритетные отрасли реального сектора экономики в настоящее время развиваются в очень слабой степени. Доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции, чрезвычайно мала.

В расчете на 1000 жителей в области зарегистрировано 2,4 предприятия (по России данный показатель составляет 6 предприятий). В развитых странах этот показатель около 30.

На малых предприятиях трудится 26,3 тысячи человек, что в среднем на одно предприятие составляет 8,8 человека. Наиболее емкими в части использования трудовых ресурсов являются предприятия торговли и общественного питания, численность работающих на которых составляет 36.1 процента от общей численности по малым предприятиям.

Среднемесячная заработная плата работающего на малом предприятии в 2001 году составила 1059,8 рубля, что на 40.4 процента ниже среднеобластного показателя.

Заметную роль в малом бизнесе области играют индивидуальные предприниматели, на сегодня их насчитывается около 37 тысяч человек. Так же как и малые предприятия, большинство индивидуальных предпринимателей отдают предпочтение торговой деятельности. Всего с учетом предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, в малом бизнесе занято более 63 тысяч человек.

В сельском хозяйстве Тамбовской области крестьянские (фермерские) хозяйства, как форма малого предпринимательства устойчиво развиваются, их общее количество составляет 3210 крестьянских (фермерских) хозяйств.

На 01.01.2002 года общий земельный надел, обрабатываемый крестьянскими (фермерскими) хозяйствами составляет 286,5 тысяч гектаров. Среднегодовой прирост обрабатываемой земли фермерами составляет 20 процентов.

Собственные инвестиции в основной капитал субъектов малого предпринимательства в 2001 году составили 95 млн. рублей. Реальным источником финансирования субъектов малого предпринимательства являются кредиты коммерческих банков. В 2001 года общая сумма выданных кредитов составила 877 млн. рублей.

За 2001 год на малых предприятиях создано дополнительно около 700 рабочих мест.

В 2001 года выпуск товаров, услуг (без внутреннего оборота, без НДС и акциза) составил 1,9 млрд. рублей, что в среднем на 1 жителя области составит 1,531 тыс. рублей. Оборот розничной торговли (включая НДС и акцизы) составил 1,27 млрд.руб.

Развитие малого предпринимательства в различных городах и районах области происходит весьма неравномерно - как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Более половины работающих в области малых предприятий сосредоточено в г.Тамбове. Подавляющее большинство малых предприятий области занимаются торговлей и общественным питанием и за последние годы показывали относительно стабильный рост.

Отличительной особенностью малого предпринимательства области, как и в целом по России, продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства, при этом значительная часть используемых "теневыми"

предпринимателями  ресурсов оказывается незадействованной для решения общегосударственных задач.

Также недостаточно эффективной является деятельность малых предприятий с точки зрения формирования бюджетов всех уровней, доля налоговых поступлений от малого предпринимательства составляет всего 8,4 процента.

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд острейших проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства:

- несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

- несовершенство системы налогообложения;

- несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;

- неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

- проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

III. Основные цели и задачи Программы

Целью настоящей Программы является создание правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

- повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий - рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса - базы политической стабильности;

- повышение темпов развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития области, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

- выбор приоритетных (стратегических) направлений развития малого предпринимательства в Тамбовской области;

- формирование правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;

- финансовое обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства;

- формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

- повышение эффективности деятельности органов власти Тамбовской области и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

IV. Сроки реализации Программы

Реализация областной Программы рассчитана на 3 года (2002-2004 гг.), в течение которых предусматривается реализация ее мероприятий.

V. Приоритетные (стратегические) направления развития
малого предпринимательства в Тамбовской области

- переработка сельскохозяйственной продукции и освоение прогрессивных технологий в аграрном комплексе;

- производство потребительских товаров;

- строительная индустрия и жилищно-коммунальное хозяйство;

- здравоохранение;

- образование;

- бытовое обслуживание населения;

- поддержка инновационных проектов, обеспечивающих внедрение новых технологий и выпуск принципиально новой продукции.

VI. Программные мероприятия

Система программных мероприятий предусматривает 6 основных разделов:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы и дебюро кратизация внешней среды малого предпринимательства

Раздел I включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства и по дебюрократизации внешней среды малого предпринимательства.

В рамках подраздела "Совершенствование нормативно-правовой базы" предусматривается разработка базового закона области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Тамбовской области", который создаст законодательную основу для поддержки малого предпринимательства.

В подразделе "Дебюрократизация внешней среды малого предпринимательства" предусматривается продолжение создания на территории области единых центров обслуживания хозяйствующих субъектов по принципу "Одно окно" и создание межведомственных комиссий по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. Полномасштабное выполнение мероприятий, предусмотренных данным подразделом, позволит существенно снизить уровень административных барьеров на пути развития малого предпринимательства в области.

2. Совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства

Раздел 2 включает в себя мероприятия по совершенствованию двух основных систем налогообложения субъектов малого предпринимательства, определяемых законами Тамбовской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Тамбовской области" и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Тамбовской области".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»