РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
Четвертый созыв
Двадцать шестое заседание
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2006 года N 299
Об утверждении городской целевой программы
"Модернизация системы образования города Тамбова на 2007 - 2010 годы"
(с изменениями на 2 июня 2008 года)
_____________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Решением Тамбовской городской Думы от 31 октября 2007 года N 455;
Решением Тамбовской городской Думы от 28 мая 2008 года N 638.
_____________________________________________________________________
Рассмотрев проект решения "Об утверждении городской целевой программы "Модернизация системы образования города Тамбова на 2007 - 2010 годы", внесенный главой администрации города Тамбова, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Законом Тамбовской области от 29.10.2003 N 164-З "Об областной программе "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004 - 2010 годы", Уставом города Тамбова и с учетом заключения постоянной комиссии по социально-экономическому развитию и бюджету,
Тамбовская городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить городскую целевую программу "Модернизация системы образования города Тамбова на 2007 - 2010 годы" (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социально-экономическому развитию и бюджету (Колмаков А.В.).
3. Решение вступает в силу после опубликования в газете "Наш город Тамбов".
Глава города Тамбова | А.Ю. Ильин |
Приложение N 1
к решению Тамбовской городской Думы
от 27 декабря 2006 года
N 299*
________________
*- Приложение в редакции, введенной в действие со 2 июня 2008 года на основании решения Тамбовской городской Думы от 28 мая 2008 года N 638.
Городская целевая программа
"Модернизация системы образования города Тамбова на 2007- 2010 годы"
Тамбов
2006
ПАСПОРТ
городской целевой программы "Модернизация системы образования города Тамбова на 2007-2010 годы"
Наименование Программы | Городская целевая программа "Модернизация системы образования города Тамбова на 2007-2010 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 803) |
Заказчик Программы | Администрация города Тамбова |
Разработчик Программы | Комитет образования администрации города Тамбова |
Исполнители Программы | Комитет образования администрации города Тамбова |
Цели Программы Задачи Программы Целевые показатели и индикаторы Программы | Сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления, модернизации системы образования города Тамбова в направлениях расширения ее доступности, повышения качества и роста эффективности с учетом социальных и экономических потребностей города, запросов личности, общества и государства |
Сроки реализации Программы | 2007-2010 годы |
Этапы реализации Программы | Базовый этап: 2007 год - начало преобразований. Формирование основных нормативных правовых документов для последующего развития муниципальной системы образования. |
Структура Программы | 1. Характеристика состояния муниципальной системы образования. |
Объемы и источники финансирования Программы (позиция в редакции, введеннной в действие со 2 июня 2008 года на основании решения Тамбовской городской Думы от 28 мая 2008 года N 638) | Общий объём финансирования Программы составляет - 75246,5 тыс. руб., в том числе за счёт средств городского бюджета - 42998,0 тыс. руб., из них: 2007 -10348,0 тыс. руб. 2008 - 13153,0 тыс. руб. 2009 - 10537,0 тыс. руб. 2010 - 8960,0 тыс. руб.; за счёт средств областного бюджета -30438,5 тыс. руб., из них: 2007 - 26237,5 тыс. руб. 2008 - 1363,0 тыс. руб. 2009 - 1393,0 тыс. руб. 2010 - 1445,0 тыс. руб.; за счёт внебюджетных средств - 1810,0 тыс. руб., из них: 2007 - 490,0 тыс. руб. 2008 - 440,0 тыс. руб., 2009 - 440,0 тыс. руб. 2010 - 440,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Приведение системы образования в соответствие с требованиями Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, создание механизмов, обеспечивающих в городе Тамбове индивидуализированное, функциональное, доступное, качественное и эффективное образование. |
Контроль за исполнением Программы | Контроль осуществляется комитетом образования администрации города Тамбова, комитетом социально -экономической политики администрации города Тамбова и постоянной комиссией по социально-экономическому развитию и бюджету Тамбовской городской Думы. |
I. Характеристика состояния муниципальной системы образования
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Благодаря усилиям городских властей удалось не допустить стагнации городского образования, обеспечить его нормальное функционирование и, более того, придать городской системе образования импульс поступательного развития.
Потенциал городской системы образования в последние годы был направлен на реализацию Программы развития образования на 2002-2005 годы. За прошедшие четыре года муниципальная система образования изменилась как количественно, так и качественно. В настоящее время город имеет развитую сеть учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования. По состоянию на 1 сентября 2006 года в городе работают 108 муниципальных образовательных учреждений, в том числе 43 дошкольных образовательных учреждения, 8 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 1 начальная школа, 1 основная школа, 25 средних школ, 3 гимназии, 5 лицеев, 1 средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, 1 открытая (сменная) общеобразовательная школа, 1 центр образования, 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и 18 учреждений дополнительного образования.
К позитивным изменениям в муниципальной образовательной сфере по окончанию реализации Программы развития образования в городе Тамбове можно отнести следующее:
возникла вариативная система образовательных учреждений, направленная на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей;
обеспечено качество образования на уровне государственных образовательных стандартов;
обновляется материально - техническая база образовательных учреждений;
развивается сеть городских экспериментальных площадок;
осуществляется информатизация образования, внедряются интерактивные технологии обучения;
сформировалась внутриотраслевая система подготовки и повышения квалификации руководящих кадров;
обеспечено единство образовательного пространства города;
разработан муниципальный компонент содержания образования.
За последние годы накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме обеспечения нового качества образования. Муниципальная система образования располагает опытными квалифицированными педагогическими кадрами, 78 % педагогов имеют квалификационные категории, из них высшую - 23 %, I квалификационную категорию - 42 %, II квалификационную категорию - 35 %. В образовательных учреждениях города работают 357 педагогов, имеющих государственные и ведомственные награды.
Но вместе с тем, тамбовское образование, как и российское, все еще значительно отстает от возрастающих требований современной жизни, запросов личности, общества и государства. Основные причины заключаются в следующем:
устарело научно-методическое обеспечение как содержания образования, так и его форм и методов;
ослаблены импульсы к саморазвитию муниципальной системы образования из-за отсутствия системной интеграции необходимых для развития образования ресурсов семьи, социальных партнеров, потребителей образовательных услуг, всей городской инфраструктуры;
не всегда используются ресурсы эффективного управления, координации различных подсистем, повышения самостоятельности и ответственности педагогических коллективов за результаты образовательного процесса;
недостаточно используется потенциал науки;
ресурсное обеспечение сферы образования не соответствует задачам социально-экономического развития страны.
Муниципальная система образования нуждается в дальнейшем развитии и модернизации.
Общее направление модернизации муниципальной системы образования - это системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствии с требованиями современной жизни, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества, государства.
В соответствии с приоритетами образовательной политики России Программой определены три основные направления модернизации муниципальной системы образования - доступность, качество и эффективность.
Анализ положения дел в разрезе названных приоритетов - "доступность, качество и эффективность" позволит обоснованно и целенаправленно выработать программу конкретных действий на перспективу. При этом достижения становятся отправной точкой и ресурсом дальнейшего движения, а проблемные зоны обозначают направления первоочередных усилий при реализации программы модернизации системы образования.
Обеспечение равного доступа к качественному образованию
Достижения:
осуществлен переход от стихийной вариативности к культурному многообразию сферы образования города;
созданы необходимые условия для образования детей, нуждающихся в государственной защите, для детей с проблемами в здоровье и развитии;
участие в федеральном эксперименте по проведению государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ;
совершенствуется служба психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
в городе сформировалось движение "школ здоровья", ориентированных на охрану здоровья школьников и формирование у них идеологии здорового образа жизни;
появились ассоциативные объединения городских образовательных учреждений, способствующие развитию системы физического воспитания детей и подростков.
Проблемы:
усиливается социальное расслоение общества, сопровождающееся поляризацией сферы образования, ростом числа учащихся, не обеспеченных заботой и поддержкой родителей;
происходит отток части квалифицированных педагогов в другие сферы занятости;
растет социальное сиротство и безнадзорность детей и подростков;
не хватает мест в общеобразовательных учреждениях для обучения всех детей в первую смену с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Повышение качества образования
Достижения:
приняты меры по обеспечению единства образовательного пространства, обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучающихся;
упорядочено программное обеспечение образовательного процесса;
стабилизирована система общегородского мониторинга качества образования;
сложилась система взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями профессионального образования: высшего, среднего, начального;
осуществляется поддержка наиболее талантливых и одаренных детей.
Проблемы:
нестабильность показателей качества обучения;
общеобразовательная школа не обеспечивает современного качества подготовки обучающихся в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях;
слабо используются здоровьесберегающие технологии обучения;
образование в недостаточной мере реализует воспитывающую функцию, функцию психологической поддержки учащихся, слабо формируется способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению вредным привычкам и другим социальным отклонениям;
материально - техническое оснащение образовательных учреждений не соответствует современным требованиям.
Эффективность кадрового обеспечения, экономики образования и управления муниципальной системой образования
Достижения:
сохранена и развивается структура методической службы в городе;
завершено организационное и содержательное оформление внутриотраслевой системы обучения руководящих кадров образования;
создана эффективная система аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений;
осуществляется мониторинг качества и результатов образования, здоровья обучающихся;