РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


О внесении изменений в Закон Тамбовской области "О правовых актах Тамбовской
области"
и в Закон Тамбовской области "О порядке организации контроля за соблюдением
и исполнением законов Тамбовской области и нормативных правовых актов областной Думы"


Принят Тамбовской областной Думой 22 июля 2011 года


    Статья 1

Внести в Закон Тамбовской области от 23 июня 2006 года N 51-З "О правовых актах Тамбовской области" (газета "Тамбовская жизнь", 2006, 7 июля; 2007, 29 декабря; 2009, 3 июня; 2010, 9 февраля, 8 июня, 20 июля, 10 декабря) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктами 6.1 - 6.3 следующего содержания:

"6.1. правоприменительная практика - деятельность органов государственной власти области, местного самоуправления и населения области по исполнению законодательных актов.

Правоприменительная практика включает в себя стадии: исследования фактических обстоятельств, требующих юридических решений; выбор правовой нормы, подлежащей применению; анализ текста и содержания нормы права; устранение коллизий между нормами права; проверка нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц; принятие решения по конкретному юридическому делу.

6.2) мониторинг правоприменения - система информационных наблюдений, дающая возможность анализировать и оценивать:

1) результаты законопроектной деятельности (правотворческий процесс);

2) качество нормативных правовых актов, принятых тем или иным правотворческим органом в соответствии с предоставленной ему правотворческой компетенцией;

3) эффективность их практического действия, реализации (правоприменительный процесс);

6.3) субъекты мониторинга нормативных правовых актов области Тамбовская областная Дума, комитеты областной Думы, глава администрации Тамбовской области, администрация области, органы исполнительной власти области, непосредственно принимающие участие в реализации мероприятий по проведению мониторинга правоприменения.";

2) в части 2 статьи 5 после слов "субъектов права законодательной инициативы" дополнить словами ", результатов проведенного мониторинга";

3) в абзаце третьем части 1 статьи 20 слова "комиссию Тамбовской областной Думы" заменить словами "палату Тамбовской области";

4) дополнить главой 7.1 следующего содержания:

"Глава 7.1. Мониторинг нормативных правовых актов Тамбовской области


Статья 37.1. Мониторинг нормативных правовых актов Тамбовской области

1. Мониторинг нормативных правовых актов области предусматривает комплексную и плановую деятельность, осуществляемую органами государственной власти области в пределах своих полномочий, по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения их принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены).

2. Методология мониторинга нормативных правовых актов области и правоприменительной практики представляет собой совокупность способов, методов и средств, обеспечивающих рациональную и эффективную организацию деятельности субъектов мониторинга по осуществлению инвентаризации, прогнозу, оценке эффективности и действенности нормативных правовых актов области и правоприменительной практики.

3. К основным целям мониторинга нормативных правовых актов области относятся:

систематизация действующего законодательства области;

приведение законодательства области в соответствие с федеральным законодательством;

преодоление и восполнение пробелов, коллизий, устранение устаревших и недействующих норм;

создание постоянно действующей системы обратной связи между региональным законодателем и правоприменителем;

реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;

подготовки предложений по совершенствованию законодательства области.

Конечной целью мониторинга нормативных правовых актов области является создания эффективного механизма законотворческого процесса, отражающего общественные потребности, обеспечивающего совершенствование правовой системы области.

Показатели качества и эффективности действия норм нормативных правовых актов области заключаются в высоком уровне правосознания и навыков правового поведения, совершенствования нормативных правовых актов области и совершенствования правоприменительной практики у всех субъектов правоотношений.

4. Проведение мониторинга проводится в соответствии с планом мониторинга и осуществляется в следующем порядке:

1) определение и конкретизация цели мониторинга, выбор его вида. В зависимости от цели и вида мониторинга корректируется методология его применения;

2) определение объекта мониторинга. С учетом конкретизации цели объектом мониторинга является нормативный правовой акт области или его структурная часть; отдельные статьи нормативного правового акта области; комплекс нормативных правовых актов области, регулирующих отдельную сферу общественных отношений; отношения, связанные с реализацией нормативных правовых актов области;

3) определение круга субъектов мониторинга, их полномочий и ответственности по проведению мониторинга; определение круга лиц, ответственных за его проведение;

4) разработка программы и плана проведения мониторинга;

5) мониторинговые наблюдения, анализ и оценка;

6) итог мониторинга включает в себя подготовку документа по результатам его проведения. В документе должны содержаться предложения по совершенствованию законодательства области, обоснование поправок в действующее законодательство области и необходимости принятия новых нормативных правовых актов области; обоснование изменения полномочий государственных и муниципальных органов власти, должностных лиц.

5. Мониторинг законов Тамбовской области, постановлений и распоряжений Тамбовской областной Думы, включая мониторинг правоприменения указанных нормативных правовых актов, осуществляется Тамбовской областной Думой в соответствии с настоящим Законом, Законом Тамбовской области "О порядке организации контроля за соблюдением и исполнением Законов Тамбовской области и нормативных правовых актов областной Думы".

6. Мониторинг постановлений и распоряжений главы администрации Тамбовской области, администрации области, правовых актов органов исполнительной власти области, включая мониторинг правоприменения указанных нормативных правовых актов, осуществляется в соответствии с настоящим Законом в порядке, установленном нормативными правовыми актами администрации области.

7. Органы местного самоуправления осуществляют мониторинг в установленном порядке по собственной инициативе.

8. Комитет по законодательству на основе поступивших в Тамбовскую областную Думу в срок до 1 мая докладов от всех субъектов мониторинга в Тамбовской области о результатах осуществленного ими мониторинга в предыдущем году, и других поступивших материалов разрабатывает проект сводного доклада о результатах мониторинга в Тамбовской области и предложения к плану законопроектной деятельности Тамбовской областной Думы.

9. Сводный доклад Тамбовской области о результатах мониторинга нормативных правовых актов области ежегодно, до 1 июня утверждается Тамбовской областной Думой.

Сведения, полученные в результате мониторинга, осуществленного государственными органами исполнительной власти области по собственной инициативе, могут направляться до 1 июня в Министерство юстиции Российской Федерации по решению этих органов.

10. Проект плана мониторинга в Тамбовской области ежегодно в пределах установленной компетенции разрабатывается комитетом по законодательству Тамбовской областной Думы с учетом Положения о мониторинге правоприменения в Российской Федерации и поступивших до 1 мая в Тамбовскую областную Думу предложений от всех субъектов мониторинга области. Комитет по законодательству выносит проект плана мониторинга в Тамбовской области на утверждение Тамбовской областной Думы.

План мониторинга в Тамбовской области ежегодно, до 1 июня утверждается Тамбовской областной Думой.

В плане мониторинга отражаются:

1) отрасль (подотрасль) законодательства области либо группа нормативных правовых актов области, мониторинг которых планируется осуществить;

2) наименование органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, участвующих в мониторинге;

3) сроки осуществления мониторинга;

4) иные данные.".

Статья 2

Внести в Закон Тамбовской области от 24 марта 2000 года N 109-З "О порядке организации контроля за соблюдением исполнением законов Тамбовской области и нормативных правовых актов областной Думы" (газета "Тамбовская жизнь", 2000, 12 апреля, 2009, 3 июня) следующие изменения:

1) статью 2 изложить в следующей редакции:

"Статья 2. Понятие, цели и задачи контроля за соблюдением и исполнением законов области и нормативных правовых актов областной Думы

1. Контроль за соблюдением и исполнением законов области и нормативных правовых актов областной Думы - форма осуществления государственной власти области, обеспечивающая реализацию законов области и нормативных правовых актов областной Думы и создание эффективного механизма по совершенствованию законотворческого процесса, отражающего общественные потребности.

2. Целями и задачами контроля за соблюдением и исполнением законов области и нормативных правовых актов областной Думы являются:

а) обеспечение верховенства закона, укрепления единства и законности, защиты прав и свобод человека и гражданина;

б) повышение качества правотворческой деятельности и эффективности действия законов области и нормативных правовых актов областной Думы;

в) обеспечение своевременного и качественного решения установленных ими задач;

г) выявление и устранение причин и условий, препятствующих их исполнению (в т.ч. преодоление и восполнение пробелов, коллизий, устранение устаревших и недействующих норм);

д) реализация антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;

е) создание постоянно действующей системы обратной связи между законодателем и правоприменителем.";

2) в статье 3:

а) пункт "б" изложить в следующей редакции: "б) постоянный (текущий) контроль - контроль за соблюдением и исполнением законов области и нормативных правовых актов областной Думы, в т. ч. мониторинг правоприменения, осуществляемый непрерывно в установленном порядке";

б) пункт "в" после слов "депутатскими объединениями" дополнить словами "осуществляемый в установленном порядке";

в) пункт "г" признать утратившим силу;

г) дополнить пунктом "д" следующего содержания: "д) иные виды контроля, в пределах полномочий, установленных нормами действующего законодательства";

3) в части 2 статьи 4:

а) пункт "а" изложить в следующей редакции: "а) заслушивание информаций (отчетов) на заседаниях комитетов и заседаниях областной Думы о ходе реализации и исполнения законов области и нормативных правовых актов области и принятие соответствующих нормативных правовых актов;";

б) в пункте "б" после слов "соответствующих сообщений" дополнить словом "(отчетов)";

в) пункт "в" изложить в следующей редакции: "в) образование рабочих групп по изучению мониторинга правоприменения и работы по исполнению законов области и нормативных правовых актов областной Думы";

г) пункт "г" изложить в следующей редакции: г) анализ нормативных правовых актов и информации органов местного самоуправления по исполнению законов области и нормативных правовых актов областной Думы (в т. ч. о проблемах (вопросах), возникающих в правоприменительной практики при реализации норм областного законодательства);

д) в пункте "д" слово "проверки" заменить словом "проверок";

4) в статье 4.1:

а) абзац 1 части 1 изложить в следующей редакции: "Постоянный (текущий) контроль за соблюдением и исполнением законов области и нормативных правовых актов областной Думы осуществляется в соответствии с настоящим Законом в установленном порядке и Примерной программой законотворческой деятельности Тамбовской областной Думы, утверждаемой постановлением областной Думы.";

б) часть 4 признать утратившей силу;

5) часть 4 статьи 5 изложить в следующей редакции: "4. По результатам рассмотрения информации (отчета) о соблюдении и исполнении закона области или нормативного правового акта областной Думы, информации о результатах мониторинга нормативных правовых актов области, областная Дума принимает решение:

принять информацию (отчет) к сведению;

по обеспечению принятия, внесение изменений и (или) признания утратившими силу (отмены) нормативных правовых актов областной Думы;

рекомендовать устранить нарушение закона области или нормативного правового акта областной Думы;

рекомендовать привлечь должностных лиц к дисциплинарной ответственности;

рекомендовать применить меры поощрения к должностным лицам и гражданам;

направить информацию в правоохранительные органы;

иные предложения и рекомендации в соответствии с установленном порядком.";

6) в части 1 статьи 6:

а) в пункте "а" после слов "представления сообщений и информации" дополнить словом "(отчетов)";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»