Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2011 года N 748

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ "НАША НОВАЯ ШКОЛА" НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 30.01.2012 N 78, от 22.03.2013 N 262, от 26.11.2013 N 1365)


Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы" администрация области постановляет:

1. Утвердить комплексную программу "Модернизация общего образования Тамбовской области в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011 - 2015 годы" согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова.

Глава администрации области
О.И.Бетин

     




Утверждена
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 28.06.2011 N 748

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ "НАША НОВАЯ ШКОЛА" НА 2011 - 2015 ГОДЫ"

   (в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 30.01.2012 N 78, от 22.03.2013 N 262, от 26.11.2013 N 1365)


Паспорт Программы

┌═══════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование Программы │Комплексная программа "Модернизация общего       │
│                       │образования Тамбовской области в рамках          │
│                       │национальной образовательной инициативы "Наша    │
│                       │новая школа" на 2011 - 2015 годы" (далее -       │
│                       │Программа)                                       │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик-координатор   │Управление образования и науки области           │
│Программы              │                                                 │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчики Программы │Управление образования и науки области           │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Цель и задачи Программы│Цель:                                            │
│                       │обеспечение доступности качественного            │
│                       │образования, соответствующего требованиям        │
│                       │инновационного социально-экономического развития │
│                       │Тамбовской области.                              │
│                       │Задачи Программы: модернизация общего образования│
│                       │как института социального развития;              │
│                       │развитие системы оценки качества образования и   │
│                       │востребованности образовательных услуг;          │
│                       │создание равных возможностей для всех категорий  │
│                       │детей в получении качественного образования;     │
│                       │обеспечение общеобразовательных учреждений       │
│                       │высококвалифицированными специалистами           │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации       │Программа реализуется в течение 2011 - 2015 годов│
│Программы              │                                                 │
├═══════════════════════┼═════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники     │Общие затраты на реализацию Программы в 2011 -   │
│финансирования         │2015 гг. за счет всех источников финансирования  │
│Программы              │составят 3259456,56 тыс. рублей:                 │
│                       │2011 год - 625555,6 тыс. рублей;                 │
│                       │2012 год - 918880,16 тыс. рублей;                │
│                       │2013 год - 589036,0 тыс. рублей;                 │
│                       │2014 год - 562542,4 тыс. рублей;                 │
│                       │2015 год - 563442,4 тыс. рублей;                 │
│                       │в том числе:                                     │
│                       │федеральный бюджет - 552746,0 тыс. рублей:       │
│                       │2011 год - 177019,0 тыс. рублей;                 │
│                       │2012 год - 350291,8 тыс. рублей;                 │
│                       │2013 год - 25435,2 тыс. рублей;                  │
│                       │областной бюджет - 2706710,56 тыс. рублей:       │
│                       │2011 год - 448536,6 тыс. рублей;                 │
│                       │2012 год - 568588,36 тыс. рублей;                │
│                       │2013 год - 563600,8 тыс. рублей;                 │
│                       │2014 год - 562542,4 тыс. рублей;                 │
│                       │2015 год - 563442,4 тыс. рублей.                 │
│                       │Привлечение федеральных средств будет            │
│                       │осуществляться в соответствии с ежегодно         │
│                       │заключаемыми соглашениями с Министерством        │
│                       │образования и науки Российской Федерации         │
│(в  ред.  Постановления  администрации  Тамбовской области от 26.11.2013 │
│N 1365)                                                                  │
└═══════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════…


1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами


Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы", Законом Тамбовской области от 29.12.1999 N 96-З "Об образовании в Тамбовской области", Законом Тамбовской области от 29.04.2009 N 512-З "О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года".

Согласно Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года основными стратегическими приоритетами развития области являются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности Тамбовской области, эффективное использование ресурсного потенциала, развитие человеческих ресурсов, обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения, повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Тамбовской области.

Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечивать высокое качество жизни населения. Подтверждением данного вывода является то, что ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека, повышении качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы), на проводимой в области бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих учреждения к повышению качества оказываемых услуг, снижение объема неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования).

В настоящее время в Тамбовской области обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.

В течение ряда лет в области проводится политика, направленная не на ликвидацию школ, а на реструктуризацию всей системы образовательных учреждений, на создание как можно большему количеству детей условий для получения полноценного качественного образования.

В цифрах ситуация выглядит следующим образом.

Несмотря на существенное сокращение количества обучающихся с 2000 года на 62 тысячи человек, или на 40 процентов, сеть школ сокращена незначительно. С 2005 года закрыто 178 школ, что составляет 22 процента их общей численности (от 789 школ в 2005 году). Основная причина - отсутствие обучающихся начальных классов.

Результатом реструктуризации, как процесса передачи ответственности за качество обучения от малочисленных школ более крупным, сегодня является то, что в области действует 611 школ, из них 399 школ функционируют в качестве филиалов и отделений. 237 школ и филиалов реализуют программу среднего (полного) общего образования.

Самый главный результат реструктуризации - это создание новых моделей образовательных учреждений. Базовыми стали 130 школ, 126 школ имеют статус социокультурных комплексов. Общеобразовательные учреждения работают по моделям, обеспечивающим современное качество образования (модель "Школа-ступень" реализуют 7 общеобразовательных учреждений области, модель "Школа полного дня" - 21 общеобразовательное учреждение, модель "Школа с Центром дополнительного образования детей" - 38 общеобразовательных учреждениях, модель "Школа с Центром по работе с одаренными детьми" - 12 общеобразовательных учреждений). Профильным обучением на старшей ступени школы охвачено 6646 обучающихся (69 процентов). Реализуются новые модели организации профильного обучения ("Школа-колледж-предприятие", "Университетский класс"). Организовано допрофессиональное обучение и профессиональная подготовка старшеклассников по модели "Школа-техникум-вуз". Осуществляется поддержка талантливой молодежи (с 2009 года количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников выросло более чем в 2 раза, количество участников творческих конкурсов выросло на 3 процента, спортивных соревнований - почти на 4 процента; доля конкурсов, в которых обучающиеся отмечены наградами лауреатов и дипломантов, составила 96 процентов от общего количества конкурсов). Действуют 15 школьных гостиниц, пришкольных интернатов. Транспортная доступность обеспечивается 272 школьными автобусами. Дети, не посещающие школу по причине здоровья, дополнительно получают услуги в режиме дистанционного образования.

Расходы на модернизацию общего образования за три года составили 1 млрд. 363 млн.руб. Приобретено:

1105 комплектов учебно-лабораторного оборудования;

17529 комплектов мебели для учебных классов;

905 компьютерных классов, обеспечен доступ к сети Интернет 100 процентов школ и др.

Отремонтированы и полностью оснащены 83 школьных пищеблока.

Все предпринятые меры позволили создать необходимые современные условия для 73 процентов школьников.

Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения их полноценного участия в жизни общества в 9 муниципальных общеобразовательных школах области открыто 25 специальных (коррекционных) классов, в которых обучаются 284 школьника. В 32 общеобразовательных учреждениях области открыто 48 классов интегрированного образования, в которых обучается 64 школьника с ограниченными возможностями здоровья. Созданы условия для дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому (в начале 2010 года на базе Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации работников образования" был открыт и оборудован Центр дистанционного образования, в котором обучается 133 ребенка и работает 58 учителей).

Для интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их социализации в современном обществе на территории 30 муниципальных образований области созданы службы по устройству детей в семью. Программно-методическое обеспечение и руководство деятельностью служб осуществляет Тамбовское областное государственное учреждение "Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Ради будущего". На территории области функционирует 3325 замещающих семей (в том числе 972 - усыновителей). Сопровождением охвачено 1442 семьи.

В системе общего образования области работает около 11 тысяч педагогических работников, из них почти 9 тысяч учителей. Средний возраст педагогов составляет 42 года. Количество педагогических работников пенсионного возраста составляет 20 процентов от общей численности педагогов.

Повышение качества кадрового потенциала и модернизации системы повышения квалификации осуществляется следующим образом:

организована подготовка специалистов со средним и высшим профессиональным образованием в рамках целевой контрактной подготовки (за семь лет в рамках целевой контрактной подготовки направлено для обучения в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования 1883 человека из числа выпускников и педагогических работников образовательных учреждений области);

область приняла участие в реализации федерального проекта по привлечению перспективных выпускников высших учебных заведений для работы в школах области. 7 школ области из 6 муниципальных образований включены в перечень общеобразовательных учреждений для получения поддержки. Каждый из 7 выпускников, трудоустроенных на указанные вакансии, обеспечен съемным жильем на время работы в школе и получит по 500 тысяч рублей (в 2010 году по 250 тысяч рублей переведены на счета молодых педагогов);

успешно осуществляется инициатива главы администрации области по реализации системы мер стимулирования труда педагогических работников и педагогических коллективов образовательных учреждений области. Более 2500 педагогов (каждый четвертый) в 2010 году стали получателями стимулирующих выплат по трем направлениям: поддержка молодых специалистов; поддержка лучших педагогов учреждений общего и дошкольного образования, выдвигаемых учащимися, родителями, педагогическими коллективами ("Народный учитель"); поддержка лучших школьных коллективов. Из областного бюджета на эти цели в 2010 году израсходовано более 70 млн. рублей;

ежегодно проводится от 15 до 20 конкурсов профессионального мастерства, в которых принимают участие более 3000 человек.

С 2007 года в области действует новая модель аттестации педагогических кадров. За это время успешно прошли аттестацию около 14 тысяч педагогических и руководящих работников. Из них имеют высшую квалификационную категорию - 1810 человек (13 процентов); первую квалификационную категорию - 7729 человек (55,5 процента); вторую квалификационную категорию - 4376 человек (31,5 процента).

В сфере семейного жизнеустройства работает более 120 специалистов органов опеки и попечительства, служб по устройству детей в семью.

С целью формирования единого профессионального пространства в области создана многоуровневая система подготовки специалистов в сфере профилактики социального сиротства и семейного жизнеустройства. Организуются семинары, практикумы, совещания, супервизии, стажировки, круглые столы, конференции, слеты. Все специалисты сферы семейного жизнеустройства прошли курсы повышения квалификации.

В целях обеспечения своевременного перехода на новый федеральный образовательный стандарт начального общего образования в области:

создан координационный совет;

реализуется план-график мероприятий по введению стандарта;

с 1 сентября 2010 года в 7 образовательных учреждениях в пилотном режиме началось обучение 1030 первоклассников по новому стандарту;

отработаны модели введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на базе 7 (3,6 процента) общеобразовательных учреждений разных видов (2 средних общеобразовательных школ, 2 средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, 1 лицея, 2 гимназий);

разработана необходимая нормативная правовая база;

осуществлена подготовка руководителей;

подготовлена группа тьюторов в количестве 45 человек на базе Российской академии образования и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования;

через курсовую подготовку прошло обучение около 300 учителей;

осуществляется информационное сопровождение введения нового стандарта.

Тем не менее, анализ состояния системы образования относительно требований инновационного развития социально-экономического развития области позволяет выделить следующие проблемы, для решения которых целесообразно применение программно-целевого метода:

несоответствие ресурсного обеспечения образовательных учреждений требованиям, обязательным при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, установленным федеральными государственными образовательными стандартами;

несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда области;

недостаточный уровень механизмов продвижения инновационного опыта образовательных учреждений и, как следствие, невключенность части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также информационного общества;

частичное несоответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;

низкая динамика кадрового обновления в системе образования;

недостаточное использование современных образовательных технологий;

отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»