ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2009 года N 413
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 22.06.2009 N 726, от 07.09.2009 N 1068, от 06.10.2009 N 1187, от 17.12.2009 N 1503, от 25.01.2010 N 49, от 27.04.2010 N 485, от 07.07.2010 N 806, от 05.08.2010 N 937, от 30.08.2010 N 1030, от 27.01.2011 N 47, от 09.02.2012 N 125, от 24.07.2012 N 911, от 20.11.2012 N 1430)
Администрация области постановляет:
1. Утвердить Целевую программу "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации области
О.И.Бетин
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009 - 2012 ГОДЫ"
(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 22.06.2009 N 726, от 07.09.2009 N 1068, от 06.10.2009 N 1187, от 17.12.2009 N 1503, от 25.01.2010 N 49, от 27.04.2010 N 485, от 07.07.2010 N 806, от 05.08.2010 N 937, от 30.08.2010 N 1030, от 27.01.2011 N 47, от 09.02.2012 N 125, от 24.07.2012 N 911, от 20.11.2012 N 1430)
┌═══════════════┬═════════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │"Модернизация системы образования Тамбовской области на │
│Программы │2009 - 2012 годы" (далее - Программа) │
├═══════════════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик │Управление образования и науки области │
│Программы │ │
├═══════════════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчики │Управление образования и науки области, Тамбовское │
│Программы │областное государственное образовательное автономное │
│ │учреждение дополнительного профессионального образования │
│ │"Институт повышения квалификации работников образования" │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 25.01.2010│
│N 49) │
├═══════════════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели и задачи │Цель: │
│Программы │обеспечение инновационного характера системы образования.│
│ │Задачи: │
│ │обеспечение государственной гарантии доступности │
│ │качественного образования всем гражданам, независимо от │
│ │места жительства, социального статуса семьи, уровня │
│ │развития и здоровья ребенка; │
│ │внедрение механизмов формирования и реализации │
│ │современной модели образования, обеспечивающей повышение │
│ │доступности качественного образования; │
│ │создание условий для поэтапного перехода к новому │
│ │качеству образования на основе информационных технологий;│
│ │создание безопасных условий для организации учебного │
│ │процесса в образовательных учреждениях; │
│ │создание рациональной, экономически эффективной системы, │
│ │основанной на принципах централизации и индустриализации,│
│ │ориентированной на укрепление здоровья детей школьного │
│ │возраста путем обеспечения качественным сбалансированным │
│ │питанием │
├═══════════════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки │Программа реализуется в течение 2009 - 2012 гг. │
│реализации │ │
│Программы │ │
├═══════════════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень │"Развитие системы дошкольного образования"; │
│подпрограмм │"Развитие системы общего и дополнительного образования │
│Программы │детей"; │
│ │"Развитие единой образовательной информационной среды"; │
│ │"Комплексная безопасность образовательного учреждения"; │
│ │"Школьное питание" │
├═══════════════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и │Общие затраты на реализацию Программы в 2009 - 2012 гг. │
│источники │за счет всех источников финансирования составят │
│финансирования │1242685,191 тыс. рублей: │
│Программы │2009 год - 169147,891 тыс. рублей; │
│ │2010 год - 158381,0 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 155214,5 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 759941,8 тыс. рублей; │
│ │в том числе: │
│ │федеральный бюджет (по согласованию) - 865795,891 тыс. │
│ │рублей: │
│ │2009 год - 115868,891 тыс. рублей; │
│ │2010 год - 54451,6 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 70024,6 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 625450,8 тыс. рублей; │
│ │областной бюджет - 335487,1 тыс. рублей: │
│ │2009 год - 52879,0 тыс. рублей; │
│ │2010 год - 101029,4 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 72372,7 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 109206,0 тыс. рублей; │
│ │местные бюджеты (по согласованию) - 41402,2 тыс. рублей: │
│ │2009 год - 400,0 тыс. рублей; │
│ │2010 год - 2900,0 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 12817,2 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 25285,0 тыс. рублей. │
│ │Привлечение федеральных средств будет осуществляться в │
│ │соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями с │
│ │Министерством образования и науки Российской Федерации │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 20.11.2012│
│N 1430) │
└═══════════════┴═════════════════════════════════════════════════════════…
Целевая программа "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", национальной доктриной об образовании в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751, Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803; Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденных Приказом Министерства образования Российской Федерации от 15.06.2005 N 178, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783, Уставом (Основным законом) Тамбовской области, Законом Тамбовской области от 29.12.1999 N 96-З "Об образовании в Тамбовской области", Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р, Программой реализации приоритетного национального проекта "Образование" на 2009 - 2012 годы, утвержденной на заседании Совета при Президенте Российской Федерации 24.12.2008.
В период с 2004 по 2008 годы потенциал системы образования Тамбовской области был направлен на решение следующих основных задач:
формирование образовательной политики Тамбовской области, реализующей Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральную программу развития образования, утвержденную Федеральным законом от 10.04.2000 N 51-ФЗ, с учетом специфики социально-экономического и культурного развития Тамбовской области и направленной на реализацию комплекса мер по обеспечению доступности качественного образования на всех его ступенях, по совершенствованию механизмов управления образовательными, экономическими и социальными процессами по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, по решению вопросов кадрового сопровождения комплексной модернизации системы образования;
создание социальных и организационно-педагогических условий для реализации в полном объеме права граждан на образование:
возможность выбора образовательного учреждения и образовательных программ;
обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
обучение с использованием современной учебно-материальной базы;
обеспечение бесплатного образования в соответствии с установленным федеральным государственным стандартом;
поддержка наиболее талантливых и одаренных детей;
получение дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг;
получение социально-педагогической и психолого-педагогической помощи;
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, создание специальных условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
реализация информационных и мультимедийных образовательных технологий и методов обучения;
эффективное использование труда педагогических кадров в условиях меняющейся демографической ситуации, их социальная защита;
создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования;
повышение уровня общественной поддержки системы образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами.
В результате произошедших в последние годы социально-экономических перемен изменился количественный и качественный состав образовательных учреждений.
В настоящее время Тамбовская область имеет достаточно развитую сеть учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного образования детей и взрослых. На 01.09.2008 в Тамбовской области работали 809 образовательных учреждений, в том числе: 357 муниципальных общеобразовательных учреждений, 257 дошкольных образовательных учреждений, 15 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 1 средняя общеобразовательная школа Министерства путей сообщения Российской Федерации, 6 вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, 1 межшкольный комбинат, 10 общеобразовательных школ-интернатов, 12 специальных (коррекционных) учреждений для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, 5 учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, 80 учреждений дополнительного образования детей, 14 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 оздоровительное образовательное учреждение, 15 учреждений начального профессионального образования, 32 учреждения среднего профессионального образования, 1 учреждение дополнительного профессионального образования.
За последние годы в области произошли позитивные изменения в сфере образования:
были созданы условия для комплексной модернизации региональной системы образования;
реализуется региональный комплексный проект модернизации образования по следующим направлениям:
введение новой системы оплаты труда работников образования:
с 1 сентября 2007 года введена новая система оплаты труда работников системы общего образования, направленная на повышение их доходов;
нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений:
с 2005 года осуществлен переход на нормативное подушевое финансирование всех общеобразовательных учреждений области, с 2006 года - учреждений начального и среднего профессионального образования, состоящих на областном бюджете. Принципы нормативного финансирования распространены на организацию предшкольного и дошкольного образования, начального и среднего профессионального образования;
развитие региональной системы оценки качества образования:
создание региональной системы оценки качества образования будет завершено к 2010 году. Эффективно используется программно-целевой метод управления региональной системой образования;
развитие сети образовательных учреждений:
активизировались процессы развития сети общеобразовательных школ, обеспечения условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства. На начало 2009 года создано 110 базовых школ с 265 филиалами, что обеспечивает концентрацию кадровых, финансовых, управленческих ресурсов и доступ к данным ресурсам для всех обучающихся; создано 115 социокультурных комплексов, объединяющих культурно-образовательные ресурсы села, что позволяет сельской школе выступать в роли не только образовательного, но и социального, и культурного центра для полноценного и всестороннего воспитания и образования детей и молодежи, их социализации.
С 2005 года в области реализуется проект "Школьный автобус", что позволяет решать вопросы подвоза детей к месту обучения и обратно. По состоянию на 01.01.2009 в области закуплено 223 автобуса за счет средств федерального и регионального бюджетов, организовано 284 школьных маршрута общей протяженностью около 3000 км, обеспечивается подвоз в базовые школы и обратно около 5000 учащихся;
усиление государственно-общественного управления в системе образования:
получило развитие государственно-общественное управление в системе образования. На начало 2009 года в 100 процентах общеобразовательных учреждений области работают органы государственно-общественного управления. Становится обычной практикой представление публичных докладов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений;
создана система поддержки и развития творческого потенциала детей и молодежи: ежегодные стипендии и гранты администрации области и областной Думы студентам высших учебных заведений, средних специальных учебных заведений, школьникам; целевой набор в высшие и средние профессиональные учебные заведения, летние профильные смены, творческие конкурсы для одаренных детей, зональный (региональный) тур III этапа Всероссийской олимпиады школьников для обучающихся сельских школ, система предпрофильной подготовки и профильного обучения и др.;
активизировались процессы информатизации образования: на начало 2009 года на 1 компьютер приходится 15 учащихся (2005 г. - 53,4). Число современных компьютеров в 2008 г. составило 5900 ед., что составляет 91,0 процент от общего числа компьютеров (2005 г. - 64,0 процента, 2006 г. - 72,0 процента, 2007 г. - 87,0 процентов);
получила развитие система дошкольного образования: услугами дошкольного образования в области охвачено 32 тыс. детей. На начало 2009 года охват детей различными формами дошкольного образования составляет 55,0 процента (2004 г. - 38,0 процентов).
Вместе с тем следует отметить ряд проблем и негативных тенденций, сложившихся за последнее десятилетие в системе образования Тамбовской области:
общеобразовательная школа обеспечивает не в полной мере современное качество подготовки школьников;
организация образовательного процесса не всегда способствует укреплению здоровья учащихся;
система образования недостаточно эффективно реализует воспитательную функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащихся, недостаточно формирует толерантность, способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам;