Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2010 года № 1935

Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Самара" на 2011 год и на период с 2012 по 2020 годы      

(с изменениями на 6 мая 2014 года)

___________________________________________________________________________________________
     Изменение:
                              Постановление Администрации городского округа Самара от 27 июля 2011 г. № 846;
                              Постановление Администрации городского округа Самара от 17 мая 2012 г. № 436;
                              Постановление Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870;
                              Постановление Администрации городского округа Самара от 20 ноября 2013 г. № 1524; (с 01.01.2014 г.)    
                              Постановление Администрации городского округа Самара от 06 мая 2014 г. № 536
___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Администрации городского округа Самара от 03 декабря 2014 г. № 1800
___________________________________________________________________________________________

        В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании государственной программы Самарской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014-2020 годы" в целях повышения энергетической эффективности экономики городского округа Самара

постановляю:

     1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу городского округа Самара "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Самара" на 2011 год и на период с 2012 по 2020 годы. (в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 20 ноября 2013 г. № 1524)
     2. Опубликовать настоящее Постановление в газете "Самарская Газета".
     3. Настоящее Постановление вступает в силу с даты его официального опубликования.
     4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы городского округа - руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Тимошина В.Н.

Глава городского округа
Д.И.Азаров

       
Утверждена
Постановлением Администрации городского округа Самара
от 31 декабря 2010 г. N 1935

     

Муниципальная программа городского округа Самара "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Самара" на 2011 год и на период с 2012 по 2020 годы
(далее - Программа)

(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 27 июля 2011 г. № 846)
(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 17 мая 2012 г. № 436)     
(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)  
(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 20 ноября 2013 г. № 1524)
(в редакци Постановления Администрации городского округа Самара от 06 мая 2014 г. № 536)

Паспорт программы

(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)  
(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 20 ноября 2013 г. № 1524)
(в редакци Постановления Администрации городского округа Самара от 06 мая 2014 г. № 536)

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

- муниципальная программа городского округа Самара «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа Самара» на 2011 год и на период с 2012 по 2020 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

- поручение Главы городского округа Самара от 29.11.2010

ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ

- Администрация городского округа Самара

РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ

- Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара

ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ

- Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цели:
- создание условий, обеспечивающих максимально эффективное использование потенциала энергетического сектора муниципалитета и топливно-энергетических ресурсов для роста экономики и повышения качества жизни населения городского округа Самара;
- снижение к 2020 году энергоемкости муниципального продукта не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 годом.
Задачи:     
 - проведение экспресс-аудита объектов муниципальной собственности;
- проведение энергетических обследований объектов муниципальной собственности и выявление резервов энергосбережения;
- разработка проектной документации на установку систем автоматического регулирования потребления тепловой энергии, приборов учета потребления тепловой энергии, электрической энергии и холодной воды на объектах муниципальной собственности;
- разработка проектной документации, необходимой для реализации пилотных проектов: «Энергоэффективный квартал», «Энергоэффективный дом», «Энергоэффективное учреждение»;
- проведение повторных энергетических обследований объектов муниципальной собственности, реализация мероприятий по итогам проведенных энергетических обследований;

- установка приборов учета потребления тепловой энергии на объектах муниципальной собственности.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

- срок реализации Программы:
2011 - 2020 годы.
Программа реализуется в три этапа:
1 этап: 2011 год;
2 этап: 2012 - 2014 годы;
3 этап: 2015 - 2020 годы

ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) ПРОГРАММЫ

- снижение относительной энергоемкости муниципального продукта городского округа Самара на 40,25 % к 2020 году относительно 2007 года;
- экономия объёмов потребления энергетических ресурсов муниципальными учреждениями;
- снижение объема потребления муниципальными учреждениями энергетических ресурсов в течение 5 лет не менее чем на 15 % от объема, фактически потребленного в 2009 году, с ежегодным снижением такого объёма не менее чем на 3 % (начиная с 1 января 2010 г.);
- снижение удельной величины потребления энергетических ресурсов муниципальными предприятиями и учреждениями (из расчета на 1 метр общей площади);
- увеличение доли энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода и природный газ), расчеты за потребление которых осуществляются на основании приборов учета в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории Самарской области


Объемы и источники финансирования программных мероприятий

Источником финансирования мероприятий Программы являются средства бюджета городского округа Самара, в том числе по годам:

2011
год
(тыс. руб.)

2012
год
(тыс. руб.)

2013
год
(тыс. руб.)

2014
год
(тыс. руб.)

2015
год
(тыс. руб.)

2016
год
(тыс. руб.)

2017-2020
годы
(тыс. руб.)

Всего

(тыс. руб.)

20 000,0

20 179,4

13 157,9

13 157,9

13 785,2

13 785,2

55 140,9

149 206,5

      Кроме того, возможно поступление средств бюджета Самарской области в рамках государственной программы Самарской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 702. Указанное положение не является основанием возникновения расходного обязательства, подлежащего исполнению за счет средств бюджета Самарской области.     

ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

- снижение потребления энергетических ресурсов и платежей за них всеми категориями потребителей;
- ежегодная экономия средств муниципального бюджета на приобретение и субсидирование энергоресурсов

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим порядок принятия решений о разработке муниципальных программ городского округа Самара

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

- муниципальный продукт - объём отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг силами муниципалитета;
энергоёмкость муниципального продукта - доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в структуре производства единицы муниципального продукта;
ТЭР - топливно-энергетические ресурсы;
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство;
НТС - научно-технический совет.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения      

(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)

     В настоящее время в городском округе Самара остро стоит проблема снижения энергетических издержек, повышения энергоэффективности и энергосбережения.
     Общая проблема энергетических издержек связана с высокими энергетическими потерями на всех стадиях энергоснабжения: генерации, транспортировки и потребления объектами городского округа Самара.
     Услуги по энергообеспечению населения - снабжение электроэнергией, теплом, газом, холодной и горячей водой - составляют основную долю затрат в сфере коммунальных услуг. В городском округе Самара доля энергетических услуг составляет более 60 % от общей платы за услуги.
     При этом коммунальная инфраструктура городского округа Самара характеризуется высоким технологическим износом. Более того, износ тепловых сетей и теплоэнергетического оборудования у большинства объектов приближается к критическому.
     Срок службы котлов во многих отопительных котельных города составляет 25-50 лет. Степень износа работающих котлов находится в пределах от 50 до 80 %, коэффициент полезного действия их в среднем составляет 60-75 %. Многие котлы технически и морально устарели, не имеют средств автоматического регулирования. Такие котлы ежегодно приводятся в работоспособное состояние в ущерб производительности и безопасности.
     Низкий коэффициент полезного действия котлов, неудовлетворительное использование установленной мощности, высокие эксплуатационные расходы приводят к значительному перерасходу финансовых средств муниципального бюджета.
     В нелучшем состоянии находятся тепловые сети городского округа Самара, изношенность которых составляет 60 - 80 %. Тепловизионная съемка городских сетей в инфракрасном диапазоне нашла этому подтверждение. Значительная часть тепловых сетей города имеет сверхнормативные тепловые потери. Зафиксировано большое количество порывов, подтопления паттерн теплотрасс, тепловых камер и вводов в дома.
     В настоящее время наблюдается несанкционированный переход от качественного регулирования тепловой энергии, поставляемой к потребителю, к количественному, что вызвано невозможностью энергоснабжающих компаний осуществлять подачу теплоносителя согласно температурному графику ввиду линейных расширений, приводящих к порывам на изношенных тепловых сетях. Данная политика энергоснабжающих компаний отражается в виде осенних и весенних завышенных температур теплоносителя и заниженных в зимний период. Таким образом, потребитель получает открытые форточки весной и осенью и холод в квартирах в зимние месяцы.
     В целях решения обозначенных проблем в рамках настоящей Программы планируется внедрение энергосберегающих мероприятий и технологий на объектах муниципальной собственности и, как следствие, переход на более эффективное использование энергетических ресурсов городом.
     На территории городского округа Самара в число потребителей энергетических ресурсов, оплачиваемых из муниципального бюджета, входит 529 бюджетных учреждения (объекта), в том числе подведомственных: (абзац в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)  

     
     Абзац исключен - Постановление Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870

     Департаменту образования Администрации городского округа Самара - 439 объектов;
     Департаменту семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Самара - 18 объектов;
     Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара - 5 объектов;
     Департаменту по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики Администрации городского округа Самара - 59 объектов;
     Департаменту транспорта Администрации городского округа Самара - 8 объектов.
     Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности соответствует стратегическим целям и приоритетам социально-экономического развития городского округа Самара, прогнозам социально-экономического развития Российской Федерации и Самарской области и относится к числу приоритетных направлений деятельности муниципалитета.
     На федеральном уровне приняты законы, ведомственные нормативные правовые акты, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р), государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 2446-р), в которых в качестве ключевого метода решения проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности выбран программно-целевой подход.
     Эти нормативные правовые акты регламентируют процессы разработки, в том числе и муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
     Таким образом, учитывая комплексность, межотраслевой характер, высокую социальную значимость и актуальность снижения энергетических издержек, повышения энергоэффективности и энергосбережения в городском округе Самара, данная проблема требует решения программно-целевым методом.

2. Основные цели, задачи, этапы и сроки реализации Программы      

(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)
(в редакци Постановления Администрации городского округа Самара от 06 мая 2014 г. № 536)

     Настоящая Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и направлена на создание условий, обеспечивающих максимально эффективное использование потенциала энергетического сектора муниципалитета и топливно-энергетических ресурсов для роста экономики и повышения качества жизни населения городского округа Самара.
     В соответствии с Указом Президента России от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» к 2020 году необходимо обеспечить снижение энергоёмкости валового внутреннего продукта РФ не менее чем на 40 % относительно 2007 года.
     Количественное обоснование достижимости этого результата в рамках настоящей Программы представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Относительная динамика снижения энергоёмкости муниципального продукта городского округа Самара (относительно 2007 года)

Показатель

Ед. изм.

Годы

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13


Относительная динамика энергоемкости муниципального продукта (товаров собственного производства) (*)

%

-17,06

-17,43

-19,27

-21,91

-24,45

-26,92

-29,30

-31,61

-33,84

-37,07

-40,25


* Показатель рассчитан на основе индикаторов расчёта целевых показателей муниципальной программы (таблица 2).     

     Основными целями Программы являются:
     создание условий, обеспечивающих максимально эффективное использование потенциала энергетического сектора муниципалитета и топливно-энергетических ресурсов для роста экономики и повышения качества жизни населения городского округа Самара;
     снижение к 2020 году энергоемкости муниципального продукта не менее чем на 40 % по сравнению с 2007 годом.
     В соответствии с целями базовые направления мероприятий Программы должны быть направлены на решение следующих задач:
     проведение энергетических обследований в муниципальных учреждениях и выявление резервов энергосбережения;
     реализация энергосберегающих мероприятий в муниципальных учреждениях посредством внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
     переход на стопроцентный учет потребления энергоресурсов объектами, находящимися в муниципальной собственности;
     получение экономического эффекта, который может рассматриваться как ресурс внебюджетного инвестирования в развитие жилищно-коммунального хозяйства;
     внедрение энергосберегающих технологий, ведущих к снижению роста платы за коммунальные услуги.
     Реализация Программы рассчитана на период с 2011 по 2020 годы и реализуется в три этапа.
     На первом этапе (2011 год) проводится экспресс-аудит энергоэффективности муниципальных учреждений и разрабатываются первоочередные нормативные правовые и методические документы, необходимые для финансово-экономического механизма обеспечения работ по энергосбережению и начала реализации первоочередных мер по созданию и внедрению энергосберегающих технологий и мероприятий.
     Второй этап (2012-2014 годы) включает в себя проведение следующих мероприятий:
     проведение энергетического аудита на объектах муниципальной собственности (приложение № 1);     
    разработка проектной документации на установку систем автоматического регулирования потребления тепловой энергии, приборов учета потребления тепловой энергии, электрической энергии и холодной воды на объектах муниципальной собственности городского округа Самара (приложения №№ 2-5 к Программе); (в редакци Постановления Администрации городского округа Самара от 06 мая 2014 г. № 536)

установка приборов учета потребления тепловой энергии на объектах муниципальной собственности городского округа Самара (приложение № 2 к Программе); (в редакци Постановления Администрации городского округа Самара от 06 мая 2014 г. № 536)

     разработка проектной документации, необходимой для реализации пилотных проектов «Энергоэффективный квартал», «Энергоэффективный дом», «Энергоэффективное учреждение» (приложение № 6 к Программе);  (абзац в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)
     реализация общесистемных мероприятий.  (абзац в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)
     Третий этап Программы (2015 - 2020 годы) включает в себя проведение следующих мероприятий:  (абзац в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)
     проведение повторных энергетических обследований объектов муниципальной собственности;   (абзац в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)
     реализация мероприятий по итогам проведенных энергетических обследований; (абзац в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)
     реализация общесистемных мероприятий.».  (абзац в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)
     Выполнение работ по установке приборов учета потребления энергетических ресурсов и систем автоматического регулирования потребления тепловой энергии, реализация пилотных проектов «Энергоэффективный квартал», «Энергоэффективный дом», «Энергоэффективное учреждение» в рамках Программы возможно при условии фактического поступления средств бюджета Самарской области в рамках областной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Самарской области на 2010 - 2013 годы и на период до 2020 года», утвержденной государственной программы Самарской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 702 (данное положение не является основанием возникновения расходного обязательства, подлежащего исполнению за счет средств бюджета Самарской области).  (абзац в редакци Постановления Администрации городского округа Самара от 06 мая 2014 г. № 536)

3. Целевые индикаторы и показатели, характеризующие ежегодный ход и итоги реализации Программы      

(в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)
(в редакци Постановления Администрации городского округа Самара от 06 мая 2014 г. № 536)

     Осуществление выхода на целевой уровень значений ключевых показателей, указанных в Программе, определяется в соответствии с Методикой расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 № 273.     
    Значения целевых индикаторов Программы представлены в таблице 2.  (абзац в редакции Постановления Администрации городского округа Самара от 19 декабря 2013 г. № 1870)
     Значения целевых индикаторов Программы, представленные в таблице 2, определены на основании ожидаемого эффекта от реализации программных мероприятий при условии их выполнения в полном объеме (в случае поступления средств бюджета Самарской области в соответствии с государственной программой Самарской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 702 (данное положение не является основанием возникновения расходного обязательства, подлежащего исполнению за счет средств бюджета Самарской области).  (абзац в редакци Постановления Администрации городского округа Самара от 06 мая 2014 г. № 536)      
     Значения целевых показателей по группам эффективности представлены в таблице 3:
     Группа А. Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
     Группа В. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов;
     Группа С. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в муниципальном секторе;
     Группа D. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
     Группа E. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
     Группа F. Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.
     Важнейшие целевые индикаторы (показатели) Программы, приведённые в паспорте, соотносятся со следующими индикаторами и показателями, характеризующими ежегодный ход и итоги реализации Программы:
     снижение относительной энергоемкости муниципального продукта городского округа Самара на 40,25 % к 2020 году относительно 2007 года основано на целевом показателе А.1 - таблица 3, рассчитанном исходя из соотношения индикаторов п2 (объём потребления топливно-энергетических ресурсов) и п1 (отгруженные товары собственного производства) - таблица 2;
     экономия объёмов потребления энергетических ресурсов муниципальными учреждениями обоснована по видам ТЭР в натуральном выражении показателями: B.1, B.3, B.5 и B.7; в стоимостном выражении - показателями: B.2, B.4, B.6 и B.8 (таблица 3), рассчитанными на основе показателя А.1 и значениями индикаторов потребления ТЭР по видам (индикаторы: п3 - п6), а также размерами средневзвешенных тарифов на них (индикаторы: п11 - п14, таблица 2);
     снижение объема потребления муниципальными учреждениями энергетических ресурсов в течение 5 лет не менее чем на 15 % от объема, фактически потребленного в 2009 году, с ежегодным снижением такого объёма не менее чем на 3 % (начиная с 1 января 2010 г.) подтверждается значениями индикаторов расхода ТЭР муниципальными учреждениями с использованием приборов учёта (индикаторы: п19, п23, п27 и п32, таблица 2), а также с применением расчётных способов (индикаторы: п21, п25, п29 и п31, таблица 2);
     снижение удельной величины потребления энергетических ресурсов муниципальными предприятиями и учреждениями (из расчета на 1 метр общей площади) подтверждается по видам ТЭР показателями группы С (таблица 3);
     увеличение доли энергетических ресурсов (электрическая и тепловая энергия, вода и природный газ), расчеты за потребление которых осуществляются на основании приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории Самарской области, подтверждается на основе расчёта показателей групп: А, С и D.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»