На сегодняшний день одной из наиболее актуальных задач государственной политики является совершенствование государственного и муниципального управления и обеспечение кардинального повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
На территории Самарской области в соответствии с действующим законодательством государственные услуги предоставляют:
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
органы государственных внебюджетных фондов;
органы исполнительной власти Самарской области;
органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области.
В свою очередь муниципальные услуги предоставляют только органы местного самоуправления.
Наиболее распространенной проблемой при предоставлении государственных и муниципальных услуг является оказание так называемых сопутствующих услуг организациями, как правило, подведомственными государственным или муниципальным органам, результат которых необходим при обращении за государственными или муниципальными услугами. Это та ситуация, когда для получения собственно государственной или муниципальной услуги заявитель вынужден обратиться в организацию, которая за плату или бесплатно предоставит справку, проведет экспертизу, окажет другие необходимые услуги.
В условиях отсутствия исчерпывающего перечня сопутствующих услуг сложилась практика самостоятельного установления органами власти перечня документов, сведений и услуг, получение или обращение за которыми необходимо для предоставления государственной или муниципальной услуги. При этом необходимость предоставления указанных документов, сведений и услуг не всегда предусмотрена действующими нормативными правовыми актами.
В результате процесс предоставления той или иной государственной или муниципальной услуги обычно сопровождается сбором различного рода сведений (выписок, справок) и формированием на их основе пакета документов, определить количество которых представляется затруднительным, поскольку оно может исчисляться десятками в зависимости от вида услуги.
Кроме того, сложившаяся практика такова, что представление запрашиваемых документов осуществляется, как правило, в длительные сроки, в результате чего заявитель вынужден нести значительные временные, а в ряде случаев и финансовые издержки.
Несмотря на то, что сроки и порядок предоставления государственных и муниципальных услуг устанавливаются в административных регламентах, данный правовой инструмент не всегда позволяет решить рассматриваемую проблему. Так, в большинстве случаев принятие административных регламентов имеет формальный характер и приводит лишь к формализации сложившейся практики предоставления государственных или муниципальных услуг, а следовательно, не предусматривает оптимизацию (повышение качества) существующих административных процедур.
Между тем в административных регламентах необходимо закреплять такой порядок оказания конкретной услуги (в том числе в электронном виде), который бы в наибольшей степени отвечал интересам заявителей.
Отдельной проблемой является недостаточно высокий уровень качества предоставления государственных или муниципальных услуг, что связано прежде всего с затруднениями в получении информации о порядке предоставления услуг, несоблюдением стандартов обслуживания заявителей в местах предоставления услуг (в том числе заявителей с ограниченными физическими возможностями), наличием очередей при сдаче и получении документов, нарушением сроков предоставления услуг, сложностью прохождения всех процедур, сложностью заполнения необходимых документов для получения услуги, многократным представлением в разные органы власти одних и тех же документов в процессе получения услуги и др. Эти обстоятельства, а также ряд иных факторов обуславливают необходимость обращения получателей услуг к посредникам и, как следствие, увеличение материальных затрат заявителя на получение государственных и муниципальных услуг.
Решение задач повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, сокращения затрат, которые несет заявитель, требует выполнения целого комплекса мероприятий.
В рамках настоящей Программы для решения обозначенных задач необходимо предпринять следующие меры:
последовательное продолжение оптимизации порядка предоставления государственных и муниципальных услуг посредством совершенствования нормативной и методологической базы, завершения регламентации предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечение межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ по принципу «одного окна»;
разработка системы мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг и ее внедрение.
Не менее важной является проблема оптимизации осуществления государственных и муниципальных функций органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется право на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом органы государственной власти обязаны соблюдать права предпринимателей, обеспечивать свободу предпринимательской деятельности и защиту законных интересов субъектов предпринимательства.
Однако серьезным препятствием для реализации данных конституционных прав прежде всего при ведении малого и среднего предпринимательства является наличие административных барьеров, в числе которых установление необоснованных требований к ведению предпринимательской деятельности, усложнение контрольных процедур, применение дискриминационного подхода к оказанию государственных (муниципальных) услуг, проведение необоснованных проверок.
В свою очередь избыточное администрирование, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти - эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность региона.
Экономические потери общества, связанные с наличием административных барьеров для ведения хозяйственной деятельности, складываются из:
трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления административных барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен, - прямые потери;
снижения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости (наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок, прежде всего для малого и среднего предпринимательства, что ведет к снижению уровня конкуренции и соответственно общей эффективности экономики) - косвенные потери.
Приоритетной задачей в этом направлении является совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности (реинжиниринг) органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления, её решение позволит существенно уменьшить временные, организационные и финансовые издержки организаций при взаимодействии с органами власти, в том числе:
выявить и исключить избыточные и дублирующие административные процедуры осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
сократить количество проверяемых документов;
усовершенствовать нормативно-правовое регулирование порядка осуществления контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления.
Представляется более целесообразным решение вышеизложенных проблем осуществить с применением программно-целевого метода, что позволит обеспечить эффективное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Самарской области.
В основу Программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Самарской области, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
Применение программно-целевого метода позволит:
определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;
обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных Программой;
создать условия для оперативного и результативного управления рисками при реализации программных мероприятий.
Следует отметить, что решение обозначенных проблем следует осуществлять во взаимосвязи с такими важными направлениями оптимизации государственного управления, как развитие информационного общества и противодействие коррупции, повышение эффективности бюджетных расходов и реформирование государственной службы. В Самарской области мероприятия по данным направлениям уже включены в иные областные программы (концепции), которые в свою очередь также не могут быть в полной мере реализованы без решения содержащихся в Программе задач:
Концепция развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 05.09.2007 № 159;
Программа развития государственной гражданской службы Самарской области на 2009 - 2013 годы, утвержденная постановлением Губернатора Самарской области от 21.09.2009 № 87;
областная целевая программа «Противодействие коррупции в Самарской области» на 2010 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 08.07.2009 № 329.