ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 сентября 2007 года N 159
О Концепции развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года
(с изменениями на 13 сентября 2012 года)
_______________________________________________________________________________________
Изменение:
Постановление Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 г. № 38;
Постановление Правительства Самарской области от 17 февраля 2011 г. № 42;
Постановление Правительства Самарской области от 05 апреля 2012 г. № 157;
Постановление Правительства Самарской области от 13 сентября 2012 г. № 437
_______________________________________________________________________________________
В целях повышения эффективности системы государственного управления, оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов за счет широкого применения информационных и коммуникационных технологий Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года. (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 г. № 38)
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент информационных технологий и связи Самарской области (Казарина). (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 17 февраля 2011 г. № 42)
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
Концепция развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 г. № 38)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 17 февраля 2011 г. № 42)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 05 апреля 2012 г. № 157)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 13 сентября 2012 г. № 437)
Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является мировой тенденцией. Применение ИКТ в Самарской области имеет решающее значение для повышения качества жизни, эффективного функционирования органов власти, более продуктивного взаимодействия государства и гражданина, роста конкурентоспособности экономики региона.
Стратегической целью развития и использования ИКТ в Самарской области является построение информационного общества, представляющего собой:
глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ, где с помощью компьютерного представления и обработки знаний будет достигаться высокий уровень качества и оперативности принимаемых решений;
общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать;
общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому новые возможности для самореализации;
общество, в котором значительная часть взаимоотношений между гражданами, властью и бизнесом реализуется посредством ИКТ в рамках электронного правительства;
общество, в котором на удовлетворение потребности в государственных услугах тратится минимум времени как со стороны граждан и бизнеса, так и со стороны органов власти.
Электронное правительство является необходимой составляющей информационного общества, обеспечивающей взаимодействие органов государственной власти и населения. С появлением новых технологий оно переходит на качественно иной уровень. В настоящее время электронное правительство является общепризнанной концепцией корпоративной информационной системы, реализующей современные методы взаимодействия общественных институтов и власти. Понятие «электронное правительство» включает трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей интернета, ИКТ с целью оптимизации предоставляемых услуг и повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления.
При этом выделяют три ключевых формы реализации деятельности электронного правительства, отличающиеся по ориентации на взаимодействие государства и населения, государства и бизнеса, государственных структур между собой.
Внедрение передовых информационных систем в деятельность органов власти и создание государственных информационных ресурсов становятся катализатором ускоренного развития отдельных направлений информационного общества, своеобразными точками роста в областях, за которые отвечают соответствующие государственные структуры.
Развитие информационного общества и формирование электронного правительства обеспечат:
большие возможности для выбора и принятия самостоятельных решений человеком при одновременном росте персональной ответственности за эти решения;
повышение качества и доступности оказываемых населению государственных и муниципальных услуг;
адресное получение услуг;
сокращение времени на получение услуг и информации;
открытость власти;
повышение эффективности принимаемых управленческих решений и межведомственного взаимодействия;
осуществление мониторинга потребностей и удовлетворенности населения качеством жизни и деятельностью органов исполнительной власти Самарской области.
Концепция развития в Самарской области информационного общества и формирования электронного правительства до 2015 года (далее - Концепция) разработана с учетом опыта проведения административной реформы, реализации проектов в сфере развития и использования ИКТ (в том числе в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 №65), Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 (№Пр-212), и Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 632-р.
Нормативную правовую основу настоящей Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;
Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»;
Указ Президента Российской Федерации от 28.06.2007 №825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждённая Президентом Российской Федерации 07.02.2008 (№Пр-212);
постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 №65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)»;
постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 №931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 №1244-р «О Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 №1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 №1024-р «О Концепции региональной информатизации до 2010 года»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2007 №516-р «О Концепции создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.2007 №871-р «Об утверждении Типовой программы развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 №632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»;
приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 11.03.2008 №32 «Об утверждении Положения об общероссийском государственном информационном центре»;
постановление Правительства Самарской области от 09.10.2006 №129 «О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года»;
распоряжение Правительства Самарской области от 13.11.2008 №286-р «О совершенствовании автоматизированной информационной системы документооборота и делопроизводства Правительства Самарской области в органах исполнительной власти Самарской области».
База данных - совокупность организованных взаимосвязанных данных на машиночитаемых носителях;
база знаний - совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в формате, понятном эксперту и пользователю;
государственная (муниципальная) услуга - финансируемая за счет средств соответствующего бюджета и осуществляемая на безвозмездной (возмездной) основе деятельность уполномоченных органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) и подведомственных им организаций, выражающаяся в совершении действий, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений либо возникновение документированной информации (документа) в целях реализации физическими и юридическими лицами своих прав (законных интересов) или исполнения возложенных на них обязанностей, предусмотренных действующим законодательством;
дата-центр (центр обработки данных) - специализированное здание (площадка) для размещения серверного и коммуникационного оборудования и подключения к каналам сети Интернет, предназначенное для обработки, хранения и защиты информации;
знания - закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области;
интернет-киоск - размещаемый в местах публичного доступа специализированный компьютерный терминал для предоставления населению доступа к государственным информационным ресурсам, оснащённый специальным экраном, который одновременно выполняет функцию сенсорной клавиатуры, и считывателем для социальных карт. Дополнительно может оснащаться встроенным купюроприёмником, сканером, принтером и видеокамерой;
интернет-приемная - информационная система, автоматизирующая процесс взаимодействия граждан и органов исполнительной власти посредством использования специализированного программного комплекса по обработке, хранению и передаче запросов и обращений граждан через такие публичные каналы доступа, как интернет, электронная почта, специализированные терминалы (Интернет-киоски);
информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства;
информационная социальная карта жителя Самарской области - именная пластиковая карточка, которая служит персональным электронным ключом к социально значимой информации держателя социальной карты. На карте расположена фотография владельца, фамилия, имя и отчество держателя карты, его подпись, символика Самарской области, другие идентификационные данные. Носителем электронных идентификаторов является встроенный микропроцессор, штрих-код и магнитная полоса;
ИКТ - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
информационное обеспечение - совокупность концепций, методов и средств, предназначенных для обеспечения пользователей (потребителей) информацией;
информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств;
консолидированная услуга - система государственных (государственных и муниципальных) услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам в Самарской области, нацеленная на совместное достижение общего социально значимого конечного результата путем интеграции деятельности и ресурсов органов исполнительной власти Самарской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им организаций;
многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее функции по предоставлению гражданам и юридическим лицам комплекса государственных (муниципальных) услуг на основе взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также по информированию граждан и организаций, приему и выдаче документов, обработке персональных данных, связанных с предоставлением указанных услуг;
ситуационный центр - интегрированный программно-аппаратный комплекс обеспечения лиц, принимающих решения, и экспертных групп средствами визуализации, консолидации и анализа данных для поддержки принятия решений;
социальный паспорт жителя Самарской области - совокупность социально значимых сведений о человеке, определяющих его общественный, имущественный и правовой статус, собранных в соответствии с действующими нормативными актами, хранящимися в электронной форме и доступными как самому человеку, так и всем организациям, оказывающим ему тот или иной вид услуг;
платёжная социальная карта жителя Самарской области - информационная социальная карта, интегрированная с банковской системой, служащая средством для получения социальных выплат и осуществления платежей за различные услуги;
правовая база знаний - база знаний, интегрирующая в едином месте информацию о нормативных правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней, в которой правовые акты имеют компьютерное представление в виде семантической сети, что позволяет человеку получать релевантную информацию, не обладая при этом специальными познаниями в области информационных технологий и юриспруденции;
электронная библиотека - информационная система, обеспечивающая процесс накопления и интеграции информационных ресурсов Правительства Самарской области в единое хранилище информации;
электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
электронное правительство - новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения ИКТ качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов, повышения качества административно-управленческих процессов при обеспечении требуемого уровня информационной безопасности.
Развитие информационного общества в Самарской области базируется на следующих принципах:
повышение эффективности создаваемых информационных и управляющих систем на основе использования компьютерного представления и обработки знаний;
партнерство государственных органов, бизнеса и общественных организаций;
свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере ИКТ;
обеспечение национальной и региональной безопасности в информационной сфере.
Цели Концепции:
интеграция усилий власти, бизнеса и общественности по развитию в Самарской области информационного общества и формированию электронного правительства;
повышение качества жизни населения Самарской области;
повышение эффективности системы государственного управления, содействие проведению административной реформы;
расширение возможности доступа граждан к информации для реализации своих конституционных прав и повышение качества предоставления государственных услуг жителям и организациям Самарской области;
обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Самарской области;
повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики Самарской области;
развитие социально-политической, культурной и духовной сфер жизни в Самарской области.
Задачи Концепции:
создание и развитие в Самарской области инфраструктуры электронного правительства для повышения эффективности функционирования системы государственного управления и местного самоуправления;
повышение оперативности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг на основе использования ИКТ, создание условий для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;
развитие информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление государственных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам вне зависимости от места их проживания или места регистрации (или фактического размещения);
создание эффективной компьютерной системы поддержки принятия управленческих решений для органов государственной власти различных уровней и местного самоуправления в Самарской области;
интенсификация использования ИКТ в ключевых сферах социально-экономического развития Самарской области (образование, здравоохранение и медицина, культура, молодежная политика, социальное обслуживание населения, транспорт, телекоммуникации и связь, потребительский рынок товаров и услуг, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, экология и т.д.);
развитие регионального сектора ИКТ на основе научных достижений и повышение его доли в общем объеме валового регионального продукта и в экспорте Самарской области;