ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2010 года № 539
Об утверждении областной целевой программы «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2011 - 2014 годы
(с изменениями на 6 сентября 2013 года)
__________________________________________________________________________________________
Изменение:
Постановление Правительства Самарской области от 29 сентября 2011 г. № 472;
Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 643;
Постановление Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. № 99;
Постановление Правительства Самарской области от 06 сентября 2012 г. № 420;
Постановление Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. № 824;
Постановление Правительства Самарской области от 06 сентября 2013 г. № 458
__________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 29 ноября 2013 г. № 699
______________________________________________________________________________________________________
В целях создания единой системы взаимодействия структурных единиц, входящих в состав туристско-рекреационного кластера в Самарской области, усиления конкурентных преимуществ туристского продукта Самарской области Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2011-2014 годы (далее - Программа).
2. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие в результате принятия настоящего постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в установленном порядке соответствующим главным распорядителям бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области (Кобенко) и департамент туризма Самарской области (Мальцева). (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 сентября 2013 г. № 458)
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых Программой предусмотрен особый порядок вступления в силу.
Губернатор- председатель Правительства Самарской области
В.В. Артяков
Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 27.10.2010 №539
Областная целевая программа «Развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области» на 2011-2014 годы
(далее - Программа)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 29 сентября 2011 г. № 472)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 643)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. № 99)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 сентября 2012 г. № 420)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. № 824)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 сентября 2013 г. № 458)
Паспорт Программы
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. № 99)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 сентября 2012 г. № 420)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. № 824)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 сентября 2013 г. № 458)
НАИМЕНОВАНИЕ | - | областная целевая программа «Развитие туристско-рекреационного кластера |
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ | - | |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ | - | министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | - | целью Программы является развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области, диверсификация и усиление преимуществ туристского продукта Самарской области. |
СРОКИ И ЭТАПЫ | - | сроки реализации Программы: 2011-2014 годы. |
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ) | - | объем внутреннего и въездного туристского потока в Самарскую область; |
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ | - | общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 202 457,93 тыс. рублей, в том числе: |
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | отношение степени достижения целевых индикаторов (показателей) Программы к уровню ее финансирования (расходов) за отчетный год |
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА | - | управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области совместно с департаментом туризма Самарской области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 № 253. |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Сегодня туристский бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом роста. Российская Федерация располагает значительным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако индустрия гостеприимства в нашей стране продолжает оставаться недостаточно развитой отраслью при возрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает региональный туристско-рекреационный комплекс искать пути адаптации к новым условиям.
Управление развитием туристской отрасли, в первую очередь, должно базироваться на междисциплинарном подходе к экономике туризма, специфике данного направления. Набор характерных видов деятельности в туризме включает ряд классов отраслей и делает туристскую отрасль сопряженной с различными сферами общественного производства.
В этой связи в реализации государственной политики по развитию рекреационного направления наиболее целесообразным и перспективным методом видится кластерный подход. Туристско-рекреационный кластер (англ. cluster) - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: туроператоров, турагентов, организаций сферы размещения, поставщиков туристских услуг; транспортных компаний, объектов инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; вузов и других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Туристско-рекреационный кластер в Самарской области в настоящее время представляет собой систему со средним уровнем экономического развития. Туристская инфраструктура области представлена достаточно широко: свыше 100 гостиниц, более 40 санаториев, 122 базы отдыха, 74 детских оздоровительных лагеря. Наличие в области памятников природы (580 объектов), истории (3636 объектов), религиозных объектов, а также значительных культурно-рекреационных возможностей является хорошей предпосылкой для создания востребованных туристских программ. Потенциальной туристской привлекательностью обладает национальный парк «Самарская Лука» и один из старейших природных заповедников - Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И.Спрыгина, - где созданы и функционируют две охраняемые природные зоны с богатым природным и культурно-историческим наследием.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129, развитие рекреационно-туристского сервиса является одним из приоритетных направлений устойчивого развития Самарской области как современного развивающегося центра.
С учетом комплексности туристской отрасли для ее эффективного функционирования и стабильного развития необходима регулярная методическая и аналитическая поддержка субъектов отрасли, капитальные вложения в поддержание и улучшение инфраструктуры туризма и государственная централизованная маркетинговая деятельность по продвижению туристского продукта в Самарской области. Наиболее эффективно данные задачи можно реализовать программно-целевым методом.
Анализ факторов, таких как географическое положение, инженерная и транспортная инфраструктура, природные ресурсы и экологические условия, инфраструктура рынка, информационное пространство и иных, выявляет сильные и слабые стороны развития туристского кластера в Самарской области.
Имея выгодное экономическое и географическое положение, Самарская область тем не менее уступает по объему въездного туризма Татарстану, Нижнему Новгороду и таким лидерам российского туризма, как Москва, Санкт-Петербург и города «Золотого кольца России».
Анализируя этот факт, можно сказать, что причиной недостаточного роста въездных туристских потоков является отсутствие четко сформированной системы взаимодействия между вовлеченными в процесс образования туристского предложения отраслями. Внутренний туризм зачастую воспринимается участниками туристского рынка как малоэффективное направление ввиду наличия значительного количества инфраструктурных издержек, повышенной степени риска частных вложений, отсутствия государственных гарантий безопасности деятельности.
Формирование централизованной системы интересно, в первую очередь, государству, так как, реализуя настоящую задачу, оно тем самым усиливает конкурентные преимущества создаваемого туристского продукта, обеспечивает географическую концентрацию компаний и занятость населения, увеличивая туристский въездной поток, и, следовательно, поступления в бюджеты всех уровней.
Неотъемлемыми составляющими туристского кластера являются субъекты туристской деятельности (туроператоры и турагенты), субъекты сферы размещения (гостиницы, мотели, туристские базы, кемпинги, детские лагеря и т.п.), транспортные компании, учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для данного сегмента, объекты туристского показа, культурно-развлекательная и досуговая сферы.
В настоящей Программе нашли отражение меры государственной поддержки, способные обеспечить качественный переход от структуры разрозненных предприятий к четко функционирующему туристско-рекреационному кластеру, действующему на принципах государственно-частного партнерства и вовлечения в туристскую деятельность максимально возможного объема туристских ресурсов региона.
Настоящая Программа в том числе ориентирована на создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и формирование имиджа Самарской области как перспективного туристского направления центральной части Российской Федерации.
2. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 сентября 2013 г. № 458)
Цель настоящей Программы - развитие туристско-рекреационного кластера в Самарской области, диверсификация и усиление преимуществ туристского продукта Самарской области. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 06 сентября 2013 г. № 458)
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
управление развитием туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
обеспечение маркетинговой стратегии продвижения областного туристского продукта на российском и мировом рынках;
укрепление партнерских взаимоотношений в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
развитие материальной базы туристской отрасли и создание благоприятных условий для формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
создание условий для развития приоритетных направлений туризма в рамках формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области;
содействие развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научного обеспечения туристской деятельности в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
Сроки реализации Программы: 2011 - 2014 годы. Программа реализуется в четыре этапа:
I этап - 2011 год;
II этап - 2012 год;
III этап - 2013 год;
IV этап - 2014 год.
Поскольку мероприятия Программы являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, то отдельным этапом реализации Программы считается календарный год.
3. Целевые индикаторы (показатели), характеризующие ежегодный ход и итоги реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы характеризуются целевыми индикаторами (показателями), представленными в таблице 1. Целевые индикаторы (показатели) Программы характеризуют степень реализации поставленных в Программе задач.
Таблица 1
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы
Наименование целевого индикатора (показателя) | Единица измерения | Значение целевых индикаторов (показателей) по годам | |||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
Объем внутреннего и въездного туристского потока в Самарскую область | тыс. человек | 562,5 | 776,5 | 784,3 | 792,2 | 815,9 | 840,4 | 865,6 | 891,6 |
Объем налоговых и иных обязательных платежей от сферы туризма в бюджеты всех уровней | млн. рублей | 103 | 126 | 351 | 362 | 372 | 384 | 395 | 407 |
Объем услуг, оказанных населению Самарской области в сфере туризма | млн. рублей | 2920 | 3070 | 2978 | 3067 | 3159 | 3254 | 3352 | 3452 |
Количество средств размещения на территории Самарской области | штук | 204 | 263 | 266 | 266 | 268 | 270 | 272 | 274 |
Количество человек, занятых в сфере туризма Самарской области | человек | 35126 | 34915 | 35055 | 35195 | 35371 | 35548 | 35726 | 35904 |
Введение и расчет показателей, характеризующих ежегодный ход и итоги реализации Программы, осуществляется на основе данных, представленных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Самарской области и Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области. Объем потоков рассчитывается в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации».
4. Перечень программных мероприятий
В приложении 1 к настоящей Программе содержится перечень программных мероприятий.
Перечень программных мероприятий состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Управление развитием туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
В настоящее время отсутствует комплексная и разносторонняя информация о деятельности туристской отрасли в Самарской области, что затрудняет процесс анализа и планирования в отрасли. Прогнозы осуществляются во многом на основе экспертных оценок и статистической информации, не позволяющих оценить ситуацию в целом. Проведенные исследования не только позволят профильным органам исполнительной власти Самарской области выявить основные тенденции, выстроить стратегию дальнейшего развития отрасли и скоординировать процесс реализации стратегии, но и окажут значительное содействие субъектам туристской деятельности в осуществлении адекватного планирования и развития отрасли.
Раздел 2. Обеспечение маркетинговой стратегии продвижения областного туристского продукта на российском и мировом рынках.
В настоящее время у жителей и гостей Самарской области отсутствует восприятие ее как туристского региона, в то время как это имеет непосредственное влияние на востребованность отрасли и ее эффективность. На повышение заинтересованности в изучении культуры, истории, рекреационных возможностей области, мотивации к созданию, реализации и потреблению туристского продукта губернии и направлена маркетинговая стратегия.
Раздел 3. Укрепление партнерских взаимоотношений в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
Несмотря на то что Самарская область располагает богатыми туристско-рекреационными ресурсами, формирование конкурентоспособного туристского продукта изолировано от соседних регионов нецелесообразно. Таким образом, с учетом успешного опыта формирования межрегиональных российских и зарубежных туристских продуктов существуют все основания для создания подобного в Приволжском федеральном округе. Проведение совместных межрегиональных и международных проектов является эффективным рычагом увеличения туристского потока в область.
Раздел 4. Развитие материальной базы туристской отрасли и создание благоприятных условий для формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
На территории Самарской области расположено большое количество исторических и культурных объектов, являющихся привлекательными с точки зрения развития туризма в области. Однако ряд объектов, имеющих очевидное значение с точки зрения развития внутреннего туризма на территории Самарской области, не имеют необходимой туристской инфраструктуры, транспортной доступности и визуальной привлекательности. Исходя из недостатка туристских центров на территории области, является целесообразным восстановление данных объектов, привлечение внимания к ним и обеспечение необходимой материальной базы для увеличения заинтересованности инвесторов в строительстве туристско-рекреационных комплексов.
Раздел 5. Создание условий для развития приоритетных направлений туризма в рамках формирования туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
Рост внутреннего туристского потока сдерживает низкая осведомленность жителей и гостей области о ее привлекательных туристских объектах, а также недостаточное количество организованных туристских продуктов, объединяющих эти объекты. Кроме того, не развиты ключевые приоритетные направления, которые стали бы визитной карточкой области. Реализация мероприятий раздела позволит диверсифицировать туристский продукт области и увеличить ее туристскую привлекательность.
Раздел 6. Содействие развитию системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов и научного обеспечения туристской деятельности в рамках развития туристско-рекреационного кластера в Самарской области.
В настоящее время в области еще не отработана четко действующая многоступенчатая система образования в области туристской индустрии, охватывающая все уровни - от профессиональной ориентации школьников до высшего уровня квалификации. Современная практика подготовки кадров для туристской отрасли основывается в большей мере на традиционном академическом образовании и зачастую не учитывает требования работодателей. Реализация мероприятий раздела позволит создать комфортную и доступную среду для получения и совершенствования профессиональных навыков в сфере туризма.
Мероприятия Программы направлены на закрепление и дальнейшее развитие полученных в предыдущий период результатов и представляют собой меры по государственной поддержке внутреннего и въездного туризма, реализация которых приведет к качественному улучшению показателей функционирования и развития указанной сферы.
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 643)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. № 99)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. № 824)
Использование бюджетных средств является необходимым условием содействия развитию туристско-рекреационного кластера в Самарской области. Запланированные в Программе бюджетные средства направляются на решение первостепенных задач повышения инвестиционной привлекательности Самарской области и создания бренда территории как туристского направления.
Комплекс мер по развитию туристско-рекреационного кластера предполагает ежегодную государственную поддержку ряда направлений, составляющих туристскую отрасль Самарской области.
Основными ресурсами реализации Программы являются финансовые, материально-технические и трудовые.
Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета.
Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета, необходимый для реализации системы программных мероприятий, составляет 202 457,93 тыс. рублей, в том числе: (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. № 824)
12 913 тыс. рублей в 2011 году, из них 428 тыс. рублей - не использованный на 01.01.2012 остаток средств областного бюджета; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. № 824)
84 085,68 тыс. рублей в 2012 году с учетом не использованного на 01.01.2012 остатка средств областного бюджета в размере 428 тыс. рублей; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. № 824)
85 132,25 тыс. рублей в 2013 году; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. № 824)
20 755 тыс. рублей в 2014 году. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 26 декабря 2012 г. № 824)
Распределение средств областного бюджета на реализацию мероприятий по исполнителям Программы указано в приложении 3 к настоящей Программе.
Мероприятия, указанные в пунктах 1.1, 3.2, 4.1, 5.1, 5.2, 5.4, 6.1, 6.2 приложения 1 к Программе, финансируются в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 643)
Мероприятия, указанные в пунктах 2.1-2.7, 3.1, 3.3, 5.3, 5.5, 6.3 приложения 1 к Программе, финансируются: (абзац внесен Постановление м Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 643)
в 2011 году в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам; (абзац внесен Постановление м Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 643)
в 2012-2014 годах в форме субсидий государственным бюджетным учреждениям на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание ими государственных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам (за исключением бюджетных инвестиций). (абзац внесен Постановление м Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 643)
Порядок определения объема и условий предоставления указанных субсидий из областного бюджета устанавливается Правительством Самарской области. (абзац внесен Постановление м Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 643)
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых главными распорядителями и получателями бюджетных средств с исполнителями программных мероприятий, определенными в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Мероприятия, указанные в пунктах 4.2, 4.3 приложения 1 к Программе, финансируются в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Самарской области (за исключением государственных унитарных предприятий). Объекты, созданные в результате реализации данных мероприятий, после завершения реконструкции или строительства подлежат в соответствии с требованиями действующего законодательства оформлению в собственность Самарской области.
Расчеты объема средств на создание туристско-рекреационного комплекса, указанного в пунктах 4.2, 4.3 приложения 1 к Программе, произведены путем составления сметных расчетов стоимости строительства и благоустройства территорий. Данные расчеты составлены в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации № МДС 81-35.2004 (дата введения 09.03.2004) на основании эскизных проектов, стоимость строительно-монтажных работ определена по сборникам ТЕР-2001 и прочим нормативным документам.
Сметная стоимость мероприятий, направленных на строительство объектов туристской инфраструктуры, будет скорректирована по результатам подготовки и утверждения соответствующих проектов.
На основании предварительных исследований, проведенных из расчета на 20 лет, срок окупаемости проектов туристско-рекреационных комплексов в среднем составит порядка 15 лет.
Бюджетные средства на реализацию с 2011 по 2014 годы проекта туристско-рекреационного комплекса в Самарской области в размере 134535 тысяч рублей будут направлены на проведение проектно-изыскательских и подготовительных работ для создания базовой инфраструктуры комплекса, включая объекты коммунальной и инженерной инфраструктуры, и благоустройство территории с целью дальнейшего привлечения инвестиций в создание объектов туристского показа и средств размещения. Таким образом, создание туристской инфраструктуры в рамках реализации проекта туристско-рекреационного комплекса предполагает привлечение внебюджетных источников.
Совокупность объектов движимого и недвижимого имущества, созданных и приобретенных за счет средств областного бюджета в рамках создания туристско-рекреационного комплекса по пункту 4.3 перечня мероприятий Программы, является собственностью Самарской области. Министерство имущественных отношений Самарской области после включения данных объектов в реестр имущества Самарской области и их регистрации в установленном законом порядке осуществляет передачу указанного движимого и недвижимого имущества, входящего в состав туристско-рекреационного комплекса, в оперативное управление государственному бюджетному учреждению Самарской области «Туристский информационный центр».
Расходы по мероприятиям, указанным в пунктах 4.2, 4.3 приложения 1 к Программе, в части финансирования на 2012 ? 2013 годы вводятся в действие отдельным постановлением Правительства Самарской области.
Проект создания туристско-рекреационного комплекса, предусмотренный пунктами 4.2, 4.3 приложения 1 к настоящей Программе, реализуется в том числе в соответствии с концессионными соглашениями.