Одним из приоритетов государственной политики является снижение энергоемкости экономики страны, повышение эффективности энергопотребления и энергосбережение.
Серьезной проблемой для развития экономики Самарской области является ее высокая энергоемкость, обусловленная неэффективным использованием энергетических ресурсов. Реализация мероприятий по снижению энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) является одним из основных путей повышения эффективности использования бюджетных и иных финансовых средств, направляемых на развитие экономического потенциала области, и повышения темпов роста ВРП.
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 338)
Общее потребление топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР) во всех секторах экономики (энергосектор и конечное потребление) области в 2007 году составило 31 362 тысячи тонн условного топлива (далее - ту.т.), энергоемкость ВРП составила 53,61 ту.т. на один миллион рублей. В соответствии с этими данными, энергоемкость ВРП Самарской области значительно превышает этот показатель для развитых стран мира.
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 338)
Основными причинами, вызывающими высокую энергоемкость экономики Самарской области и сдерживающими проведение политики энергосбережения, являются:
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 338)
значительный физический и моральный износ энергетического оборудования;
высокие потери при производстве, передаче и потреблении тепловой и электрической энергии и воды, высокий расход первичных энергоресурсов;
ограниченность бюджетных и иных финансовых средств для внедрения энергосберегающих технологий, отсутствие повсеместной установки приборов учета энергетических ресурсов;
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 338)
незначительная степень использования возобновляемых и вторичных источников энергии.
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 338)
Абзац исключен. - Постановление Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 338.
Уровень износа объектов по производству, передаче и распределению энергетических ресурсов составляет в среднем порядка 60%: насосного оборудования и водопроводных сетей - более 70%; объектов генерации тепла и тепловых сетей - около 65%; объектов по производству, передаче и распределению электроэнергии - около 30%.
Следствием износа сетей и оборудования систем водоснабжения и коммунальной энергетики являются большие потери в сетях, низкая надежность работы объектов и невысокое качество оказываемых потребителям услуг.
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 338)
Неэффективное использование ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей. Вследствие высокого износа инфраструктуры суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии, утечка и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в некоторых муниципальных образованиях достигают 55% поданной в сеть воды.
В связи с постоянным удорожанием энергоресурсов и постепенной ликвидацией перекрестного субсидирования в последние годы значительно возросли расходы бюджетных потребителей и населения на коммунальные услуги, увеличилась доля затрат на ТЭР в себестоимости продукции и оказания услуг. Растущие тарифы на энергоресурсы, а также расчетные нормативные объемы потребления, учитываемые при заключении договоров с энергоснабжающими организациями, не всегда являются экономически обоснованными из-за отсутствия независимых оценок потерь ресурсов и объема реального потребления, что приводит к тому, что бюджетные организации и население оплачивают не только потребленные, но и непотребленные ресурсы.
В этих условиях для потребителей возрастает значение внедрения энергосберегающих технологий, установки приборов учета потребляемых энергетических ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа).
Оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета находится на низком уровне: оснащенность приборами учета тепловой энергии составляет менее 10%, оснащенность общедомовыми расходомерами холодной воды - менее 50% от общего количества домов.
Оснащенность организаций бюджетной сферы приборами учета на конец 2009 г. остается недостаточной: оснащенность приборами учета тепловой энергии - 30 - 50%, холодной воды - 60 - 80%, электроэнергии - 80 - 90%, газа - 80 - 90%.
Установка приборов учета энергетических ресурсов позволит не только уменьшить расходы на оплату их потребления без снижения уровня комфортности, но и выявить фактический уровень потерь энергии, что даст стимул предприятиям, эксплуатирующим сети, заниматься обновлением коммуникаций.
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 338)
Недооцененным является энергетический потенциал использования альтернативных и возобновляемых источников энергии.
Решить проблему повышения энергоэффективности экономики Самарской области возможно только путем применения комплексного подхода, позволяющего охватить процессом энергосбережения все сферы экономики, объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения, с привлечением средств внебюджетных источников.
Использование программно-целевого метода для решения проблем повышения энергетической эффективности позволит обеспечить эффективное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Самарской области, установленными Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, а также приоритетами государственной политики в области энергосбережения.
(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 13.07.2011 N 338)