ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 ноября 2008 года № 467
Об утверждении Программы реформирования общественных финансов Самарской области на 2008 - 2010 годы
_____________________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 06 октября 2009 г. № 518
_____________________________________________________________________________________________________
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 №859 «Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов», приказов Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2004 № 238 «Вопросы распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов», от 19.09.2008 №453 «О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов» и реформирования бюджетной сферы и бюджетного процесса в Самарской области Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования общественных финансов Самарской области на 2008 - 2010 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство управления финансами Самарской области (Иванова).
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор - председатель Правительства Самарской области
В.В.Артяков
Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 26.11.2008 №467
Программа реформирования общественных финансов Самарской области на 2008-2010 годы
(далее - Программа)
(с изменениями на 6 октября 2009 года)
Паспорт программы
Наименование программы | - | программа реформирования общественных финансов Самарской области на 2008-2010 годы |
Государственный заказчик программы | - | министерство управления финансами Самарской области |
Цель и задачи программы | - | создание благоприятных условий для экономического и социального развития Самарской области путем совершенствования системы управления общественными финансами Самарской области. |
| Задачи, которые необходимо решить для достижения цели Программы: совершенствование предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам; совершенствование практики применения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат; совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами; повышение качества финансового менеджмента | |
Сроки и этапы реализации | - | 2008 - 2010 годы. Этапы Программы: 1 этап - с даты вступления в силу Программы по 30 июня 2009 года; 2 этап - с 1 июля 2009 года по 30 июня 2010 года |
Целевые индикаторы и | - | достижение положения, при котором отклонение потребности в предоставлении государственных услуг физическим и юридическим лицам (по каждой государственной услуге из утвержденного сводного реестра), в том числе в стоимостном выражении, в последнем отчетном году будет отличаться от фактически предоставленных услуг не более чем на 15%; достижение состояния, при котором все предоставляемые государственные услуги физическим и юридическим лицам в последнем отчетном году и (или) в текущем финансовом году имеют требования к качеству предоставления; достижение состояния, при котором все государственные услуги физическим и юридическим лицам, утвержденные сводным реестром государственных услуг, предоставляются в соответствии с государственными заданиями на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам; достижение состояния, при котором доля фактически предоставленных в соответствии с государственными заданиями государственных услуг физическим и юридическим лицам за последний отчетный год, соответствующих установленным требованиям к качеству предоставления услуг, составит не менее 80%; объем бюджетных расходов, предусмотренных на реализацию действующих ведомственных и областных целевых программ, составляет не менее 50% от общего объема непроцентных расходов областного бюджета; проект закона Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период разрабатывается и утверждается с предварительным проведением общественных слушаний и обсуждений; отклонение за отчетный год фактической бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа), имеющего самый низкий уровень бюджетной обеспеченности, от самой высокой бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) не более чем в 2 раза; отсутствует просроченная задолженность муниципальных образований Самарской области по предоставленным бюджетным кредитам; субсидии местным бюджетам на реформирование муниципальных финансов, распределяемых на конкурсной основе, выделяются при условии, что не менее 30% объема расходных обязательств муниципальных образований возникает на основании долгосрочных и ведомственных целевых программ; увеличение средней по муниципальным образованиям оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований в сравнении с отчетным финансовым годом; увеличение средней по главным распорядителям средств областного бюджета оценки качества финансового менеджмента в сравнении с отчетным финансовым годом; просроченная задолженность Самарской области по средствам, привлекаемым на покрытие временных кассовых разрывов, отсутствует; объем налоговых льгот составляет менее 5% налоговых доходов областного бюджета за последний отчетный год; критериям, установленным законодательством Самарской области, удовлетворяют не менее 90% государственных унитарных предприятий и организаций, доли в уставном капитале которых принадлежат Самарской области; все операции по долговым обязательствам в 2009-2010 годах полностью соответствуют процедурам управления государственным долгом Самарской области, принятия долговых обязательств и их рефинансирования |
Объемы и источники | - | ориентировочный объем финансирования Программы оценивается в 250 млн. рублей, из них: 56 млн. рублей - средства областного бюджета (первый этап - 28 млн. рублей, второй этап - 28 млн. рублей). Планируется привлечение субсидий в размере 194 млн. рублей из федерального бюджета на реформирование региональных финансов(2) (первый этап - 97 млн. рублей, второй этап - 97 млн. рублей) _________________________ (2) Объем субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных финансов может быть уточнен Министерством финансов Российской Федерации по итогам отбора субъектов Российской Федерации. |
Система организации | - | контроль осуществляется Правительством Самарской области, Самарской Губернской Думой, межведомственной комиссией по разработке и контролю за реализацией Программы реформирования общественных финансов Самарской области на 2008 - 2010 годы (далее - Комиссия), руководителями органов исполнительной власти Самарской области (по соответ-ствующим направлениям Программы) |
Основание для разработки | - | постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 859 «Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов», приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2004 № 238 «Вопросы распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов», приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 № 453 «О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов» |
Исполнители программы | - | Правительство Самарской области, иные органы исполнительной власти Самарской области, научные и иные организации, привлекаемые к реализации отдельных мероприятий Программы в порядке, установленном действующим законодательством. |
1. Концепция программы
1.1. Основные приоритеты и направления реформирования, обоснование необходимости решения проблемы реформирования общественных финансов Самарской области программно-целевым методом
В течение последних лет в Российской Федерации идет планомерный процесс реформирования системы государственных и муниципальных финансов. Целью проводимых преобразований является повышение эффективности и качества управления общественными (государственными и муниципальными) финансами. Реформирование осуществляется в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в бюджетных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, и программами структурных реформ в сфере управления государственными и муниципальными финансами: Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.98 № 862, Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249, Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 № 467-р.
Последовательная реализация преобразований позволила заложить основы современной и конкурентоспособной системы управления общественными финансами. Вместе с тем эффективное и ответственное управление общественными финансами требует его постоянной модернизации.
Реализация намеченных в рамках Программы мероприятий окажет влияние не только на финансово-бюджетную сферу, но и позволит создать базовые условия и предпосылки для позитивных экономических и социальных преобразований, достижения стратегических целей бюджетной политики, определенных Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129.
В пользу этого несомненно свидетельствует успешный опыт Самарской области по разработке и реализации программы реформирования региональных и муниципальных финансов в рамках первого конкурса на получение субсидий на реформирование региональных финансов. Конкурс был проведен в 2000 году. Самарская область являлась его победителем наряду с Белгородской, Вологодской, Челябинской областями, Чувашской Республикой, Хабаровским краем. Реализация программы проводилась в 2000-2002 годах.
В условиях ранее действовавшего бюджетного законодательства радикальный пересмотр принципов исполнения бюджета был невозможен. С принятием Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» появились новые возможности для повышения эффективности управления общественными финансами. В частности, созданы условия для использования ориентированных на результат форм финансирования государственных и муниципальных услуг. Внедрение новых форм финансирования государственных и муниципальных услуг предполагает реструктуризацию бюджетной сети. Возможности для реорганизации бюджетной сети предоставляет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Таким образом, следующий этап модернизации бюджетного процесса и управления общественными финансами обоснован и с точки зрения норм действующего законодательства.
Реформы общественных финансов сложны и болезненны, поскольку, с одной стороны, совмещают в себе объект и субъект преобразования (то есть требуют от органов власти реформирования отношений внутри себя), а с другой - затрагивают практически весь спектр политических, экономических и социальных интересов и ограничений. Поэтому исключительно важно иметь четкую и комплексную стратегию преобразований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 859 «Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов» определены основные направления реформирования региональных и муниципальных финансов, включающие разработку и выполнение комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям. Реализация мероприятий по основным направлениям реформирования будет осуществляться органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления. Существует потребность в координации их усилий.
Решение проблемы программно-целевым методом дает дополнительную возможность получения субсидий на реформирование региональных финансов. Программа является необходимым элементом заявки на участие Самарской области на получение указанных субсидий.
Осуществление преобразований в сфере управления общественными финансами без использования программно-целевого подхода приведет к увеличению сроков выполнения поставленных задач. Могут быть решены только отдельные задачи, что исключает возможность получения кумулятивного эффекта за счет комплексной реализации мероприятий по ряду направлений.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным решать проблему с помощью реализации настоящей Программы.
1.2. Основные проблемы, требующие решения в рамках реализации Программы
В числе основных проблем, сохраняющих свою актуальность применительно к сфере управления общественными финансами, следует отнести следующие.
Недостаточная эффективность расходования бюджетных средств на оказание государственных услуг при необходимости максимально полного удовлетворения потребностей жителей и организаций Самарской области в государственных услугах связана со слабой заинтересованностью бюджетных учреждений в повышении качества и иных параметров оказания государственных услуг, отсутствием конкуренции в сфере оказания государственных услуг, отсутствием механизма, увязывающего объемы расходов на содержание бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, с целевыми показателями предоставления соответствующих услуг, отсутствием целостной системы учета потребности в объемах предоставления государственных услуг, недостаточным контролем качества их предоставления.
Недостаточна эффективность бюджетных расходов, направляемых на решение комплексных социально-экономических проблем, в частности, в рамках целевых программ как инструмента социально-экономического развития, которые зачастую используются преимущественно как инструмент получения дополнительного финансирования, не решая в достаточной мере поставленных задач.
Слаба связь бюджетных расходов на оказание государственных услуг с уровнем их предоставления, обусловленная недостаточным проникновением программно-целевого метода планирования в практику формирования и исполнения областного бюджета, отсутствием мониторинга качества, доступности, надежности, стоимости и иных характеристик оказания государственных услуг, формированием бюджета по затратному принципу исходя из необходимости поддержания сложившегося уровня расходов, а не предоставления необходимого набора услуг.
Не развит механизм финансового менеджмента(3) в сфере государственных финансов вследствие несовершенства механизма бюджетного планирования, управления долговыми обязательствами, поддержания необходимой ликвидности бюджета, отдельных инструментов мобилизации доходов в областной бюджет, обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности бюджетов муниципальных образований.
_________________________
(3) В целях настоящей Программы финансовый менеджмент - управление общественными финансами, призванное обеспечить привлечение, поступление и эффективное расходование бюджетных средств всоответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области.
Перечисленные проблемы повышают финансовые риски, ограничивают возможности эффективного решения комплексных социально-экономических проблем, эффективного и качественного предоставления государственных услуг. Актуальность реформирования еще более повышается в связи с вступлением в силу федеральных новаций в сфере налогового и бюджетного законодательства. Необходимость их учета предполагает существенную модернизацию бюджетного процесса.
1.3. Цель и задачи Программы
1.3.1. Цель Программы
Цель Программы является следствием стратегических приоритетов Самарской области. В частности, в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, главной целью которой является повышение качества жизни населения, определены два стратегических вектора развития Самарской области - развитие человеческого капитала и обеспечения экономического роста. При этом на развитие человеческого капитала в большей степени влияет деятельность учреждений и организаций социальной сферы, а экономический рост зависит от организаций (реального сектора экономики).
Взаимозависимость этих секторов не позволяет им иметь в достаточно длительном промежутке времени (5-10 лет) динамику, отличную друг от друга. Падение эффективности бюджетного сектора снижает качество человеческого капитала, который, собственно, и создает добавленную стоимость в производственном секторе. Влияние производственного сектора на бюджетный не менее существенно.
Органы государственной власти и управления, отвечающие за этот сектор, могут, наращивая эффективность своей деятельности, повлиять на достижение двух взаимосвязанных стратегических целей - развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста. Рост эффективности администрирования в части повышения качества государственных услуг приводит к росту качества человеческого капитала - люди становятся более образованными, здоровыми, живут в более безопасном обществе. За счет роста качества человеческого капитала создаются условия для роста экономики, так как более образованные и здоровые люди обладают более высоким потенциалом создания добавленной стоимости. С другой стороны, повышение эффективности администрации в части стимулирования экономического развития влияет как на возможность обеспечения условий для эффективного производства государственных услуг, так и непосредственно создает условия роста человеческого капитала. Создаются рабочие места, работники повышают свой профессиональный уровень, накапливают опыт, реализуются социальные программы предприятий, рост материального благосостояния позволяет уве-личивать объем и качество услуг частной, не оплачиваемой из бюджета, социальной инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п.
Таким образом, рост человеческого капитала и экономики приводит к росту уровня и качества жизни, что повышает конкурентоспособность Самарской области, так как для инвесторов создаются более выгодные и комфортные условия роста финансовых вложений, а территория, более комфортная для проживания и деятельности людей, привлекает квалифицированные кадры.
Стратегические приоритеты Самарской области, определенные Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, применительно к сфере общественных финансов Самарской области были уточнены в Послании Губернатора Самарской области Артякова В.В. Самарской Губернской Думе «Основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области на 2009-2011 годы». В соответствии с этим посланием бюджетная политика Самарской области на 2009-2011 годы призвана обеспечить сохранение четкой социально-ориентированной направленности областного бюджета, роль которого в стимулировании роста экономики, повышении качества жизни населения будет усилена.
Бюджетная политика Самарской области будет направлена на реализацию пяти основных составляющих:
повышение уровня благосостояния жителей Самарской области;
оптимальное финансирование приоритетных направлений развития региона;
увеличение налоговой базы областного бюджета и проведение эффективной долговой политики;
внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат;
завершение реформы местного самоуправления.
Основной целью Программы является создание благоприятных условий для экономического и социального развития Самарской области путем совершенствования системы управления общественными финансами Самарской области.
1.3.2. Задачи Программы
Для достижения цели планируется реализовать следующие задачи, решение каждой из которых включает в себя решение других задач.
Задача первая - совершенствование предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам предполагает:
создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре и качестве предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам;
установление требований к качеству предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам;
создание предпосылок для развития новых форм оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
формирование и реализацию государственных заданий на предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам.
Задача вторая - внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат предполагает:
совершенствование процедуры формирования и реализации ведомственных и областных целевых программ;
совершенствование процедур разработки и утверждения областного бюджета на трехлетний период;
формирование порядка планирования бюджетных ассигнований.
Задача третья - совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами предполагает:
внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи;
формализацию процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам;
стимулирование реформирования муниципальных финансов;
организацию мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.
Задача четвертая - повышение качества финансового менеджмента, повышение качества организации управления финансами предполагает:
повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета;
оптимизацию процесса планирования и финансирования временных кассовых разрывов;
снижение и ликвидацию просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий;
создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставления льгот по уплате налогов и сборов;
повышение эффективности использования собственности Самарской области;
внедрение формализованных процедур управления государственным долгом Самарской области, принятия долговых обязательств, их рефинансирования.
1.4. Ожидаемый результат реализации Программы
К ожидаемому результату реализации Программы, непосредственно вытекающему из установленной цели, относится повышение качества управления общественными финансами, выражающееся в следующем.