ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11 сентября 2008 года № 104

Об утверждении Стратегии кадровой политики в органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области и Мероприятий по реализации Стратегии кадровой политики в органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области

 __________________________________________________________________________________
     Изменение:
                                 Постановление Губернатора Самарской области от 16 января 2009 г. № 4;
                                 Постановление Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150

 __________________________________________________________________________________          

        В целях развития кадрового потенциала в органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

(с изменениями на 28 сентября 2012 года)


1. Утвердить прилагаемые:
        Стратегию кадровой политики в органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области; (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
        Мероприятия по реализации Стратегии кадровой политики в органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Администрацию Губернатора Самарской области (Бендусова). (в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Самарской области
В.В. Артяков

Утверждена
постановлением Губернатора
Самарской области
от 11.09.2008 №104

Стратегия кадровой политики в органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области

(в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 16 января 2009 г. № 4)

(в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)

 

Введение   

(в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)

        Государственное и муниципальное управление - специфический вид деятельности по обеспечению реализации государственной политики и целевых программ, главная цель которых - повышение уровня и качества жизни населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
        Стратегическое направление в области государственного и муниципального управления - превращение органов государственной власти Самарской области, государственные органы Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области в сервисные структуры, обслуживающие конкретного человека - гражданина Российской Федерации. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)

       Стратегическое направление в области кадровой политики - инвестиции в человеческий капитал.
       Самарская область, являясь одним из наиболее социально стабильных, экономически развитых и инвестиционно привлекательных субъектов Российской Федерации, приступила к реализации Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года.
        Важнейшим механизмом реализации Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года является эффективная система государственной власти и местного самоуправления, выстраивание которой возможно только за счет наиболее полного использования и развития потенциала государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области.
        Решающая роль человеческого фактора в реализации функций органов государственной власти, государственных органов и местного самоуправления обусловливает необходимость разработки настоящей Стратегии, в которой излагается система современных принципов, подходов и направлений работы с государственными гражданскими и муниципальными служащими Самарской области. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)     
        Стратегия определяет безусловный приоритет государственной политики в регионе: достижение качественных изменений уровня материального благосостояния и социального благополучия населения области.
       Настоящая Стратегия разрабатывается с учетом специфических социокультурных, экономических и национальных условий региона.     
       Объектом кадровой политики являются государственные гражданские и муниципальные служащие Самарской области, а также органы государственной власти Самарской области, государственные органы Самарской области и органы местного самоуправления в Самарской области.  (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
       Субъектом кадровой политики выступают Губернатор Самарской области как высшее должностное лицо Самарской области, руководители органов государственной власти Самарской области, государственные органы Самарской области, главы муниципальных образований Самарской области, а также  руководители кадровых служб, осуществляющих правовое, технологическое и методическое сопровождение работы с кадрами.  (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
        Законодательной базой настоящей Стратегии являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, Устав Самарской области, законы Самарской области и постановления Губернатора Самарской области, а также иные нормативные правовые акты Правительства Самарской области.
        В правовом и организационном аспектах настоящая Стратегия базируется на положениях Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации и Самарской области, регулирующих прохождение государственной гражданской и муниципальной службы, а также на следующих основных принципах:
       ориентация на цели и задачи органов государственной власти Самарской области, государственные органы Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области;  (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
       системность и последовательность;
       легитимность и открытость;
       научность прогноза потребности в кадрах и реалистичность возможности удовлетворения их в стратегическом плане;
       комплексность - учет всей совокупности факторов, влияющих на состояние кадров в органах государственной власти Самарской области, государственные органы Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области;  (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
       профессионализм и компетентность, предусматривающие наличие умений и навыков (опыта), необходимых служащим для эффективного осуществления их деятельности в динамично изменяющейся внешней среде;
       непрерывность и преемственность подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров;
       объективность оценки результатов труда, уровня компетентности, деловых и личных качеств, служащих главным основанием для продвижения по службе;
       свобода действий в пределах полномочий;
       социальная и правовая защищенность лиц, находящихся на государственной гражданской и муниципальной службе.
        Кадровый потенциал органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области - государственные гражданские и муниципальные служащие, реализующие свои функции на территории Самарской области.  (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)

1. Кадровая ситуация

1.1. Достижения в области работы с кадрами в органах государственной власти Самарской области я органах местного самоуправления в Самарской области

         В прошедшие годы создана прочная нормативно-правовая база функционирования органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области, а также внедрены современные кадровые технологии, в том числе ротация кадров и конкурсный отбор на государственную гражданскую службу, позволившие создать фундамент для качественного изменения ситуации с кадрами государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области.     
       В органах государственной власти Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области работает более 10000 государственных гражданских и муниципальных служащих, имеющих в большинстве своем достаточный уровень образования и практический опыт для выполнения своих функций.
       В области сложилась многоуровневая система профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих на базе профильных учебных заведений, в том числе на основе государственного и муниципального заказов. Деятельность служащих организуется в соответствии с должностными регламентами и инструкциями, которые конкретизируют должностную функцию применительно к рабочему месту. Развитие кадрового потенциала органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области обеспечивается целенаправленным и достаточным финансированием.

1.2. Проблемы в области управления кадрами

     
         В настоящее время кадровые вопросы в органах государственной власти Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области решаются недостаточно динамично. Функция управления кадровыми процессами децентрализована. В структуре государственной власти на областном уровне отсутствует орган, ответственный за координацию работы по развитию кадрового потенциала. Региональная политика в области кадрового обеспечения носит общий характер и в большей степени отражает ведомственные интересы.
        В области сложилась недостаточно эффективная система взаимодействия в решении кадровых вопросов между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В структуре органов государственной власти Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области имеют место дублирование функции, стремление опираться только на свои силы, не принимая во внимание возможность синергетического эффекта от совместных действий на различных уровнях власти. Данное обстоятельство, наряду с расширением количества решаемых задач, является одной из причин роста численности государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области, которая только за 2007 год выросла более чем на 7%.
        Передовой опыт планирования и организации работы на уровне органов государственной власти Самарской области, а также опыт взаимодействия с вузами и развития собственного кадрового резерва, накопленный в городском округе Самара, не всегда становится общим достоянием всех государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области.
         Понятие «развитие персонала» в ряде объектов кадровой политики подменено понятием «повышение квалификации», которое предполагает, по существу, лишь получение или обновление имеющегося запаса знаний, а не формирование конкретных профессиональных, прежде всего управленческих навыков.
Кадровые процедуры отбора и назначения на вакантные должности, реализуемые в органах государственной власти Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области в соответствии с нормативными документами, иногда носят формальный характер. Современные инструменты оценки кадров используются недостаточно.
        Отсутствие рынка труда подготовленных специалистов и несовершенство системы подбора кадров характерны не только для органов местного самоуправления муниципальных районов, где это обусловлено естественным «кадровым голодом», но и для ряда городских округов Самарской области.
        Численность служащих, состоящих в кадровом резерве в органах государственной власти Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области, избыточна. Структура и состав кадрового резерва не в полной мере адекватны потребностям развития органов государственной власти и местного самоуправления, а также сложившемуся в них уровню текучести кадров. На уровне муниципальных образований количество служащих, включенных в состав кадрового резерва, в 2,4 раза превышает фактический уровень текучести кадров. При этом нарушается один из основополагающих подходов к обучению взрослых: знания, умения и навыки, приобретенные в ходе обучения, должны быть реализованы на практике в течение нескольких ближайших месяцев после завершения учебных программ. Анализ показал, что две трети государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области, состоящих в кадровом резерве, не имеют возможности применить приобретенные знания в новых должностях.
         Подготовка государственных гражданских и муниципальных служащих, включенных в кадровый резерв, не всегда строится на основе индивидуальных планов подготовки и практически не выходит за рамки стандартных программ повышения квалификации. Не в полной мере реализуются возможности стажировок для развития кадрового резерва, заложенные в п. 28 Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области от 21.09. 2005 № 249.
          Система государственного заказа на подготовку кадров используется недостаточно. В 2007 году по целевым заказам подготовлено 165 специалистов, что составило не более 17% от общего числа выпускников профильных факультетов и кафедр вузов Самарской области. Стажировки и практические занятия студентов профильных вузов организуются и проводятся формально и не нацелены на конечный результат. Исключением являются органы государственной власти Самарской области, а также подразделения администрации городского округа Самара.
        В ряде случаев органы государственной власти Самарской области и местного самоуправления в Самарской области не сопровождают студентов, успешно прошедших практику и стажировку, до выпуска и последующего приглашения для трудоустройства. Не более 3% от общего числа выпускников, обучавшихся по программе «Государственное и муниципальное управление», трудоустраивается по специальности. Данное положение дел характерно для большинства муниципалитетов.
        Значительная часть муниципальных служащих Самарской области имеет слабую карьерную мотивацию, что обусловлено отсутствием возможности как продвижения по вертикали, так и ротации на горизонтальном межрайонном уровне. В области отсутствует специальная программа поддержки ротации государственных гражданских и муниципальных служащих, особенно в случае их переезда в районы, проблемные в части кадрового обеспечения.
        Система показателей деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области ориентирована на выполнение, прежде всего, количественных, характеризующих результативность, а не качественных, характеризующих эффективность деятельности, показателей. На практике редко используются показатели, отражающие качество оказания услуг населению. Например, не измеряется индекс удовлетворенности населения качеством сервисных услуг органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области.
      В большинстве органов местного самоуправления в Самарской области сотрудники, ответственные за работу с кадрами, в большей части занимаются лишь кадровым делопроизводством. По данным исследования, до 70% специалистов по кадрам выполняют исключительно технические функции. Типичный сотрудник кадровой службы сегодня - это женщина от 40 до 50 лет, имеющая стаж работы в органах государственной власти Самарской области и в органах местного самоуправления в Самарской области более 5 лет и непрофильное высшее образование, как правило, не проходившая специальной переподготовки по вопросам управления кадрами.   
       Руководители администраций муниципальных районов Самарской области, их заместители не всегда готовы брать на себя ответственность за принятие решений в области развития кадров по причине отсутствия у них специальных компетенций и загруженности другими функциями. Повсеместно имеет место перенос ответственности за подготовку кадровых решений на сотрудников кадровых служб, являющихся в подавляющем большинстве случаев лишь техническими исполнителями.
       Уровень автоматизации кадровой работы не отвечает современным требованиям и не позволяет осуществлять мониторинг количественных и качественных характеристик кадрового потенциала в режиме реального времени. Наиболее распространенный в органах государственной власти и местного самоуправления Самарской области программный продукт «Парус» требует специальных знаний и отдельных ставок в штатном расписании для его сопровождения. Стремление подменить специальные кадровые программные средства программами автоматизации процесса администрирования также не способствует качественному решению проблемы.
      Автоматизация кадровых процессов - один из резервов оптимизации временных затрат и человеческих ресурсов.

1.3. Вызовы времени

(в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)


       В настоящее время перед органами государственной власти Самарской области, государственными органами Самарской области и органами местного самоуправления в Самарской области стоят сложные и масштабные задачи, предъявляющие новый уровень требований и к специалистам кадровых служб, и к используемым кадровым технологиям. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
      Ориентация органов государственной власти Самарской област, государственных органов Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области на выполнение сервисных функций в отношении населения региона требует от государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области в совершенстве овладеть навыками подготовки и принятия управленческих решений, делового общения и решения проблем. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
      Необходимость создания системы адресного взаимодействия органов власти и населения в рамках реализации административной реформы предъявляет повышенные требования к уровню развития общеменеджерских и специальных компетенций государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области.
       Разработка и внедрение механизма проектного управления и управления по целям в системе органов государственной власти Самарской област, государственных органов Самарской области и и органах местного самоуправления в Самарской области как инструмента оптимизации административной деятельности требует не только наличия соответствующих знаний у государственных гражданских и муниципальных служащих, но и наличия навыков применения этих знаний на практике. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
       Необходим переход от преимущественно экстенсивного подхода к комплектованию и развитию кадров органов власти к интенсивному - на основе современных достижений менеджмента и информационных технологий.
       Актуальной задачей становится эффективное управление численностью государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области с учетом демографических и иных тенденций развития региона.

2. Ключевые компетенции государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области

(в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)

       Настоящая Стратегия закрепляет следующие основные компетенции и качества, предъявляемые к государственным гражданским и муниципальным служащим Самарской области, необходимые для успешной работы в органах государственной власти, государственных органах и местного самоуправления: (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
      лидерство и способность оказывать влияние;
      внимание к нуждам и проблемам граждан;
      профессионализм и ответственность при выполнении должностных функций;
      инновационность, направленность на активный поиск решений;
      настойчивость в продвижении новых способов работы;
      способность к обучению и использованию полученных знаний в практической деятельности;     
      гибкость, способность к адаптации, психологическая выносливость;     
      высокая работоспособность;
      способность делать правильные выводы из ограниченной по объему информации;
      приверженность этическому кодексу поведения государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области.

3. Цели и задачи настоящей Стратегии

(в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)


       Реализация настоящей Стратегии должна способствовать достижению следующих целей:
       рационализация и повышение эффективности государственного и муниципального управления на всех уровнях;
       предоставление сервисных услуг надлежащего качества со стороны органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области и органов - местного самоуправления в Самарской области конкретному гражданину Российской Федерации, проживающему на территории региона; (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
       приведение практики работы с кадрами органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области в соответствие с требованиями российских и международных стандартов управления и работы с кадрами; (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
        формирование среди населения Самарской области привлекательного образа государственного гражданского и муниципального служащего, мотивация молодежи к выбору определенного вида государственной службы.
       Для достижения настоящей Стратегии, должны быть решены следующие задачи:
       обеспечение управляемости кадровыми процессами по вертикали и горизонтали;
       координация деятельности кадровых служб, анализ кадровой ситуации в органах государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области, изучение, обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта; (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
       обеспечение органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области кадрами с достаточным уровнем квалификации и мотивации к профессиональному развитию; (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
        качественная подготовка кадрового резерва на замещение должностей государственной гражданской и муниципальной службы Самарской области;     
        мониторинг и создание современной информационной сети в органах государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области, введение статистического учета и отчетности для проведения анализа качественного состава кадров по категориям и должностям. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)

4. Основные направления реализации настоящей Стратегии

4.1. Обеспечение органов власти профессиональными кадрами

(в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)

       Органы государственной власти Самарской области, государственные органы Самарской области и органы местного самоуправления в Самарской области стремятся иметь стабильный статус предпочтительного работодателя в глазах людей, готовых и способных принести максимальную пользу в реализации государственной политики в области управления и администрирования. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
       Планирование численности сотрудников органов государственной власти Самарской области, государственных органов Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области основывается на принципах достаточности и оптимальности. Основы планирования составляют положения административной реформы в Российской Федерации, Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 года, данные демографической ситуации и сведения о количественной и качественной характеристике государственных гражданских и муниципальных служащих. Ответственность за качество планирования потребности в кадрах несут министры, руководители иных органов исполнительной власти Самарской области, руководители государственных органов Самарской области, главы муниципальные образований Самарской области.  (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)    

Органы государственной власти Самарской области, государственные органы Самарской области и органы местного самоуправления в Самарской области используют смешанный принцип комплектования штата, т.е. привлечение для участия в конкурсном отборе как внутренних, так и внешних кандидатов. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)        

Главным критерием отбора является соответствие кандидата требованиям, установленным действующим законодательством. При прочих равных условиях приоритет для назначения на вакантные государственные должности имеют государственные гражданские и муниципальные служащие Самарской области, включенные в кадровый резерв и успешно прошедшие программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

       Органы государственной власти Самарской области, государственные органы Самарской области и органы местного самоуправления в Самарской области будут планировать и проводить специальные мероприятия для максимально быстрой адаптации новых работников с целью снижения текучести кадров в течение первого года работы. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
       Учитывая особенности деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих, в органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области проводятся мероприятия по вторичной адаптации служащих, длительное время отсутствовавших на службе. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)
       Разработку единого подхода к системе адаптации, анализ эффективности программ первичной и вторичной адаптации обеспечивает управление кадровой политики и государственных наград Администрации Губернатора Самарской области. (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)

4.2. Непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских и муниципальных служащих

(в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)


       Профессиональное развитие государственных гражданских и муниципальных служащих Самарской области - это основное направление реализации настоящей Стратегии. В органах государственной власти Самарской области, государственных органах Самарской области и органах местного самоуправления в Самарской области на деле реализуется принцип «От образования на всю жизнь - к образованию в течение всей жизни».  (абзац в редакции Постановления Губернатора Самарской области от 28 сентября 2012 г. № 150)  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»