МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИНВЕСТИЦИЙ И ТОРГОВЛИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
03 декабря 2004 года № 13
Об утверждении методических указаний по формированию тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по государственному заказу
______________________________________________________________________________________________________________________________
Приказ утратил силу - Приказ Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 11 сентября 2006 г. № 31
______________________________________________________________________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"
ПРИКАЗЫВАЮ:
(с изменениями на 11 сентября 2006 года)
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по формированию тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по государственному заказу.
2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на руководителя управления ценовой политики министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Осипова А.П.
3. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.
Министр
Г.Р.Хасаев
Утверждены
Приказом министра экономического развития,
инвестиций и торговли Самарской области
от 3 декабря 2004 г. N 13
Методические указания по формированию тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по государственному заказу
Раздел 1. ОБщие положения
1.1. Методические указания по формированию тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по государственному заказу (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 25, часть 2), приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.06.2003 № 153 "Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте", Законом Самарской области от 09.07.2002 № 53-ГД "О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области".
1.2. Методические указания определяют единый порядок формирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом для организаций, выполняющих перевозки по государственному заказу на территории Самарской области.
Данная методика направлена на решение следующих задач:
- создание механизма согласования интересов организаций, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в рамках государственного заказа, и потребителей услуг;
- защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов и определение оптимального уровня тарифов;
- выявление непроизводительных затрат и внутренних резервов перевозчиков с целью повышения эффективности перевозок - экономически обоснованное распределение затрат между видами услуг, оказываемых перевозчиками (грузовые перевозки, пассажирские: междугородные, пригородные, городские, в пределах муниципальных образований и другие).
Раздел 2. Основные понятия
2.1. В методических указаниях используются следующие понятия:
"государственный заказ" - совокупность заключенных контрактов на пассажирские маршрутные перевозки между государственным органом исполнительной власти и автомобильными перевозчиками;
"транспорт общего пользования" - транспорт, осуществляющий на основе публичного договора перевозку пассажиров и багажа по обращению любого гражданина и функционирующий в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок;
"перевозчик" - хозяйствующий субъект (организация, предприятие, индивидуальный предприниматель), осуществляющий перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования;
"представитель перевозчика" - организация, которой доверяет перевозчик (или группа перевозчиков) право представлять свои интересы в государственных органах исполнительной власти;
"потребитель" - физическое лицо (пассажир), пользующееся услугами перевозчика для осуществления поездок автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам, относящимся к государственному заказу;
"ценообразование" - процесс формирования и регулирования тарифов, применяемых для расчета стоимости проезда пассажиров автомобильным транспортом;
"тарифы" - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты потребителя за услуги перевозчика;
"регулируемые тарифы" - тарифы на проезд пассажиров, устанавливаемые государственными органами исполнительной власти;
"стоимость услуг перевозчика" - определяется уполномоченным органом исполнительной власти на основе тарифов, сформированных в соответствии с настоящими Методическими указаниями;
"регулируемый период" - временной интервал действия тарифов, но не менее одного календарного года;
"базовый период" - временной интервал (квартал), отчетные показатели которого принимаются за основу при расчете тарифов на прогнозируемый период их действия, в том числе:
по экономическим (стоимостным) показателям (суммы доходов и расходов, цены, налоги и т.д.) - отчетный квартал, предшествующий регулируемому периоду;
по производственно-техническим показателям (объем перевозок пассажиров, пробег автобусов и т.д.) - соответствующий квартал предыдущего года.
Раздел 3. Ценообразование на перевозки пассажиров автомобильным транспортом по государственному заказу
3.1. Для определения исходной базы формирования тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по государственному заказу необходимо руководствоваться:
главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации, которая определяет состав затрат организаций (предприятий), подлежащих включению в себестоимость услуг и учитываемых при налогообложении прибыли;
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.06.2003 № 153, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации от 24.07.2003 № 4916;
нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации (руководящий документ № Р 3112194-0366-97);
нормами расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, нормами на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации (руководящий документ № РД 3112199-1085-02);
настоящими Методическими указаниями;
другими нормативными правовыми актами федерального и регионального законодательства.
3.2. Для обеспечения экономической обоснованности тарифов на перевозку пассажиров каждый перевозчик должен обеспечить ведение раздельного учета затрат по каждому виду регулируемой деятельности.
3.3. Затраты расчетного периода, относимые на себестоимость перевозок пассажиров по государственному заказу, должны определяться следующим образом:
оплата автомобильного топлива и смазочных материалов - исходя из норм расхода топлива на 100 километров пробега для каждой марки автобуса (утвержденных руководителем организации в пределах отраслевых), нормативного пробега автомобилей и оптовых цен приобретения топлива и смазочных материалов. Цены топлива и смазочных материалов не должны превышать среднестатистического уровня, сложившегося на территории области за последний отчетный квартал, с учетом индексов-дефляторов роста цен на регулируемый период;
ремонт и техническое обслуживание автомобилей - на основании нормативного пробега автомобилей, отраслевых и других норм расхода материалов, запасных частей на 1000 километров пробега и оптовых цен приобретения материалов, запасных частей. Цены материалов и запасных частей не должны превышать среднего уровня рыночных цен, сложившихся на территории области за последний отчетный квартал, с учетом индексов-дефляторов роста цен на регулируемый период. Количество запасных частей и материалов для ремонта и технического обслуживания автомобилей определяется умножением запланированного пробега автомобилей данной марки на соответствующую норму расхода и делением полученного результата на 1000 километров;
амортизационные отчисления на полное восстановление (износ) автомобилей - на основании действующих норм амортизационных отчислений, установленных в процентах от балансовой стоимости транспортных средств на 1000 километров пробега и нормативного пробега автомобилей;
износ и ремонт автомобильных шин - на основании норм на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, нормативного пробега автобусов, количества ходовых шин и оптовых цен их приобретения. Цены шин не должны превышать средний уровень рыночных цен, сложившихся на территории области за последний отчетный квартал, с учетом индексов-дефляторов роста цен на регулируемый период;
затраты на оплату труда водителей, кондукторов и ремонтных рабочих - исходя из среднесписочной численности данного персонала и средней заработной платы в данной организации за базовый период, с учетом изменения на регулируемый период.
Необходимая численность основных и вспомогательных рабочих не должна превышать нормативной численности по каждой категории работников.
Нормативная численность водителей и кондукторов определяется на основании утвержденного расписания движения автобусов по маршрутам путем деления суммарной продолжительности движения по всем маршрутам, включая подготовительно-заключительное время (нулевой пробег, время заправки, технические перерывы) на баланс рабочего времени в расчетном периоде. В балансе рабочего времени водителя учитывается предрейсовый медицинский осмотр.
Нормативная численность ремонтных рабочих определяется в расчете на 10 тысяч километров пробега, исходя из нормативного пробега автобусов в расчетном периоде и норм трудоемкости по видам технического обслуживания;
отчисления на социальные нужды (социальное страхование, в фонд занятости, обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд и другие отчисления, предусмотренные законодательством) - в размерах, установленных нормативными актами Российской Федерации;
оплата за аренду автобусов, производственных помещений, автомобильных стоянок и т.д. - по ставкам не выше сложившихся на территории области за последний отчетный квартал (по данным информационных бюллетеней и т.д.), с учетом индексов-дефляторов роста цен на регулируемый период;
общехозяйственные (общеэксплуатационные) расходы - по методу, принятому перевозчиком и утвержденному приказом руководителя об учетной политике организации на регулируемый период (пропорционально прямым расходам, доходам, заработной плате основных рабочих и т.д.), но не выше 50% от общих расходов, сложившихся в данной организации в базовом периоде.
К этой статье затрат относятся расходы по обслуживанию и управлению организации, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость конкретных видов работ (услуг), а именно:
- расходы на содержание производственных и административных зданий (коммунальные услуги, услуги связи, охраны и т.д.) - по ставкам, предусмотренным в договорах перевозчика и организаций, оказывающих услуги;
- оплата труда работников аппарата управления (руководителя, его заместителей, работников экономических и технических служб, служащих бухгалтерии, младшего обслуживающего персонала и т.д.) - по ставкам, предусмотренным отраслевым тарифным соглашением, коллективным договором и прочее. Средняя заработная плата 1 работающего в целом по организации не может быть выше фактически достигнутого уровня, сложившегося в базовом периоде, с учетом индексов-дефляторов роста потребительских цен на регулируемый период;
- оплата услуг сторонних организаций (автовокзалов и автостанций, вычислительных центров, лицензионных органов, аудиторских организаций и т.д.) - по договорам заинтересованных сторон, но не выше 25% от общих расходов, сложившихся в данной организации в базовом периоде;
- оплата налогов в бюджеты всех уровней, подлежащих включению в себестоимость услуг по перевозке пассажиров и т.д. - по нормативам, установленным федеральным и региональным законодательством.
3.4. Для накопления средств на восстановление основных фондов перевозчик может образовывать резервный фонд, который формируется за счет средств амортизационных отчислений, а также средств на ремонтные работы, предусмотренные в себестоимости по статье затрат "ремонт и техническое обслуживание", инвестиций из прибыли и других источников. Средства резервного фонда имеют строго целевое назначение (оплата работ и приобретение оборудования на восстановление производственных фондов) и должны храниться на специальном счете обособленно от текущих счетов организации.
Раздел 4. Порядок расчета тарифов на перевозку пассажиров по государственному заказу
4.1. Тарифы на перевозку пассажиров по государственному заказу (по видам перевозок и типам автобусов) формируются исходя из расчетной себестоимости перевозок на регулируемый период, необходимой суммы прибыли перевозчика и номинального пассажирооборота. Дополнительным методом установления цен и тарифов является метод индексации, в соответствии с которым цены и тарифы, установленные с использованием метода экономической обоснованности, меняются с учетом индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
4.2. Прибыль предусматривается в размерах, необходимых для покрытия обязательных платежей в бюджеты всех уровней и создания условий для развития перевозчика, ее размер не может быть более 20% к себестоимости услуг. Рентабельность перевозок определяется по формуле:
Р = П : Сп х 100%, где
П - сумма прибыли на регулируемый период,
Сп - себестоимость перевозок на регулируемый период.
Расчетные доходы по видам перевозок на регулируемый период должны обеспечивать перевозчику покрытие экономически обоснованных затрат на перевозку и получение прибыли. Расчетные доходы включают, кроме выручки от реализации проездных билетов, суммы дотаций, компенсаций из бюджетов всех уровней, выплаченных на погашение выпадающих расходов перевозчика от реализации льгот пассажирам в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
Др = Сп + П, где
Др - расчетные доходы перевозчика,
П - сумма прибыли на регулируемый период.
4.3. Тарифы на перевозку пассажиров по государственному заказу рассчитываются по формуле:
Т = Др : Пкм, где
Др - прогнозируемые доходы по конкретному виду перевозок;
Пкм - ожидаемый пассажирооборот в прогнозируемом периоде.
4.4. При выделении из соответствующих бюджетов государственных органов власти средств на возмещение убытков перевозчиков, работающих по регулируемым тарифам, тарифы на перевозку пассажиров по государственному заказу рассчитываются по формуле:
Т = (Др - К) : Пкм, где
К - сумма компенсации убытков перевозчика (субсидий) из средств бюджета государственного органа власти.
Раздел 5. Порядок рассмотрения и утверждения тарифов
5.1. Рассмотрение тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по государственному заказу осуществляется уполномоченным органом по регулированию тарифов.
5.2. Для рассмотрения дела об установлении тарифов по заявлению перевозчика (группы перевозчиков или их представителя) направляются в уполномоченный орган по регулированию тарифов материалы по каждой организации-перевозчику, а именно:
- письмо руководителя организации-перевозчика с обоснованием предлагаемого уровня тарифов на перевозку пассажиров;
- статистический отчет за последний отчетный квартал по форме N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта";
- статистический отчет за последний отчетный квартал по форме N 2 "О прибылях и убытках" (при упрощенной системе налогообложения - справку о суммах доходов и расходов за отчетный квартал);
- расшифровку расходов по перевозке пассажиров по статьям затрат за отчетный (базовый) период;
- расписание движения автобусов с указанием номеров маршрутов, количества автобусов на маршрутах, их марок, продолжительности движения на каждом маршруте, времени на заправку, количества рейсов в месяц (приложение N 1);
- расчет нормативной численности водителей, кондукторов; объема перевозок пассажиров на регулируемый период, с учетом оптимального коэффициента использования вместимости автобусов (приложение N 1);
- расчет пробега автобусов на регулируемый период и численности ремонтных рабочих (приложение N 2);
- расчет затрат на оплату труда основных рабочих: водителей, кондукторов, ремонтных рабочих;