Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2008 годы (с изменениями на 1 апреля 2004 года) (с изменениями на 11 марта 2005 года)

Потребление авиауслуг по отраслям народного хозяйства Самарской области

                                                          в часах
----------------------------------------------------------
| Наименование отрасли  | 1997 год | 1998 год | 1999 год |
----------------------------------------------------------
Нефтяная промышленность    20 670     15 670     14 682
Газовая промышленность      5 600      4 253      3 473
Сельское хозяйство          2 911      4 887      4 271
Санитарная авиация          2 096      1 501        654
Лесное хозяйство              487        127         52
Электроэнергетика             140        164          3
Прочие отрасли              3 833      9 958     10 006

Ситуация такова, что с выработкой общетехнического ресурса авиатехники системы гражданской авиации, предоставляющей авиауслуги отраслям народного хозяйства области, начался необратимый процесс потери экономической эффективности в отраслях, перечисленных в вышеприведенной таблице, что влияет на экономическое состояние региона.

Отсутствие финансовых средств у потребителей услуг малой авиации не позволяет в должной мере использовать ее возможности. Выработка новых финансовых технологий, применение корпоративных методов ее использования, выбор оптимальных организационно-правовых форм в рамках разработки и реализации Программы позволит стимулировать развитие рынка услуг малой авиации, повысить экономическую эффективность деятельности отраслей народного хозяйства Самарской области.

Авиаотряды, работающие в системе гражданской авиации, при отсутствии возможности обновления авиапарка техникой отечественного производства будут вынуждены закупать авиатехнику иностранного производства. Необходимо проводить реструктуризацию системы эксплуатации с целью повышения возможностей использования малой авиационной техники, а не прекращать деятельность по причине экономической нецелесообразности. Реструктуризация в гражданской авиации предпочтительней тем, что авиаотряды имеют определенную клиентуру на предоставление авиауслуг, техническую базу, кадровый состав, требующий только переподготовки, и опыт работы в этой сфере.

С развитием сектора частных пользователей авиатехники необходимо создание сети сервисного технического обслуживания. Примером может служить сеть сервисного обслуживания частного автомобильного транспорта.

Эффективная система технического обслуживания для поддержания летной годности летательных аппаратов на протяжении всего срока их службы увеличит число потенциальных покупателей и создаст предпосылки к увеличению рынка товаров и услуг малой авиации.

В Самарской области имеются потенциальные заказчики на такие услуги, как проведение мониторинга окружающей среды, патрулирование лесных массивов, нефте- и газопроводов, линий электропередач, железных и автомобильных дорог, химическая и биологическая обработка в сельском хозяйстве, спасательные работы, туризм, грузопассажирские перевозки и т.п.

Комплексный программный подход выработки эффективных механизмов и технологий, включая финансовые, технические, организационные и прочие, направленные на удовлетворение потребностей рынка авиационных услуг, позволит, с одной стороны, решить проблемы создания оптимальной эксплуатационной инфраструктуры в интересах развития малой авиации, включающей вопросы обеспечения полетов (взлетно посадочные полосы, стоянки, обеспечение горюче-смазочными материалами, связь, метеообеспечение, медицинское обеспечение, отдых), а с другой стороны, наполнить экономическим содержанием имеющиеся аэродромы, что будет способствовать их сохранению и развитию.

На этапе развития рынка услуг малой авиации все эти функции могут выполнять аэроклубы при условии финансовой и материальной их поддержки. Примером может служить деятельность аэроклубов, направленная на пропаганду среди населения возможностей малой авиации.

Приоритетными направлениями в решении этой задачи являются:

выработка маркетинговой стратегии развития рынка авиационных услуг и разработка приоритетных направлений его расширения и развития;

разработка проектов нормативно-правовых документов в интересах развития малой авиации, способствующих развитию системы эксплуатантов и пользователей как основных субъектов малой авиации;

сохранение и расширение инфраструктуры эксплуатации малой авиации;

разработка организационных, финансовых и других технологий, способствующих сохранению и применению имеющейся эксплуатационной инфраструктуры для малой авиации;

повышение уровня безопасности полетов малой авиационной техники;

координация деятельности всех субъектов малой авиации, потребителей, эксплуатантов, пользователей, разработчиков и производителей малой авиационной техники, научных организаций и авиационных структур для выработки и определения приоритетных направлений развития рынка услуг малой авиации;

научно-методическое, техническое обеспечение, включая подготовку кадров, необходимое для удовлетворения потребностей рынка услуг малой авиации;

создание системы применения малой авиации в народно-хозяйственном комплексе Самарской области.