Внедрение новых технологий в разработку авиационной техники и ее производство, подготовка высококвалифицированных специалистов для субъектов малой авиации является еще одной серьезной задачей Программы, одним из условий развития малой авиации в Самарской области.
Во время начального периода развития малой авиации, характеризующегося созданием исключительно любительских легких и сверхлегких летательных аппаратов, практически не привлекался научный потенциал учебных и отраслевых институтов. Методы проектирования и конструирования носят в основном рекомендательный характер и не обеспечивают достижения высоких летно-технических характеристик, что снижает уровень безопасного использования авиатехники.
Организация научно-исследовательского обеспечения этапов разработки, производства и эксплуатации малой авиационной техники, направленного на повышение качества, позволит привлечь потенциал СГАУ и отраслевых институтов, имеющих огромный практический опыт научно-технических разработок для нужд авиационного комплекса.
Серьезным направлением в реализации Программы станет разработка технологий оптимизации процедур сертификации.
Одним из условий интенсивного развития рынка малой авиации является наличие сертифицированных типов летательных аппаратов. Существующая система проведения сертификационных процедур - это дорогостоящее и длительное мероприятие. Выработка упрощенных технологий сертификации, одним из элементов которых является делегирование прав или процедур сертификации на региональный уровень, является одной из ключевых задач при реализации настоящей Программы.
Недостаточное бюджетное финансирование общественных, спортивных и иных авиационных организаций привело к резкому снижению интереса молодежи к научно-техническому творчеству в области авиации. С ликвидацией ДОСААФ прекратили существование аэроклубы, технические кружки. Приобретение летных навыков стало для молодежи практически недоступным.
В связи с отсутствием перспективы трудоустройства снизился престиж специальностей авиационного профиля. Обрывается связь поколений, утрачиваются лучшие авиационные традиции России.
В связи с резким сокращением объема производств на предприятиях авиационного профиля Самарской области и связанными с этим финансовыми проблемами резко снизилась потребность предприятий в специалистах, возможность организации учебно-производственной практики студентов СГАУ и других учебных заведений.
Расширение производств предприятий-разработчиков и производителей малой авиационной техники, создание системы эксплуатации позволит значительно расширить базу для учебно-производственной практики.
Самара по праву считается авиационным центром России, имеющим полный научный, промышленный и эксплуатационный авиационные комплексы.
Наличие в Самаре региональных отделений Федерации легкой авиации Российской Федерации (далее - ФЛА РФ) и Федерации сверхлегкой авиации Российской Федерации (далее - ФСЛА РФ), руководители которых имеют достаточный опыт и содействуют развитию малой авиации, авиационно-технического творчества, организации слетов, соревнований, позволяет привлечь молодежь к авиационной тематике через сеть общественных организаций, аэроклубов, через пропаганду авиационно-технических видов спорта.
В настоящее время подготовкой летного состава малой авиации (в основном пилотов-любителей) занимаются ФЛА РФ и ФСЛА РФ на базе разработчиков и небольшого числа аэроклубов. Отсутствие методического обеспечения, слабая техническая база и недостаточное число пилотов-инструкторов, получивших лицензии, не позволяет осуществить качественную подготовку летно-технического состава для развития малой авиации.
В связи со значительным сокращением объемов учебного процесса в учебных заведениях подготовка новых программ обучения специалистов малой авиации реальна, актуальна и позволит поддержать и развить обучающий процесс, сохранить кадровый преподавательский состав, являющийся интеллектуальным богатством Самарской области.
Развитие малой авиации даст возможность сберечь летные и технические кадры, высвобождаемые из систем гражданской авиации и Минобороны России, что обеспечит экономию огромных государственных средств, затраченных на их подготовку.
Подготовку кадров для малой авиации невозможно рассматривать в отрыве от вопросов обеспечения безопасности полетов. Создание системы качественной подготовки специалистов - это наипервейшая задача системы обеспечения безопасности полетов.
Комплексный программный подход при разработке системы подготовки кадров для малой авиации, включая возможности вузовской науки, отраслевых центров подготовки и переподготовки летного состава, накопившийся опыт действующих аэроклубов и КБ, опыт государственных авиационных структур, выработка эффективных финансовых технологий, включая бюджетную поддержку, позволят решить проблему подготовки кадров для малой авиации.
Наиболее актуальные направления в решении задачи научно-методического обеспечения отрасли малой авиации:
разработка системы научно-исследовательского обеспечения, направленного на развитие и внедрение новых технологий, включающего разработку технологий упрощения процедур сертификации, организацию и проведение научно-исследовательских работ в интересах развития малой авиации;
разработка и внедрение систем обучения и подготовки специалистов всех направлений для малой авиации, расширение номенклатуры специальностей и специализаций, расширение базы учебно-производственной практики;
разработка системы привлечения молодежи к авиационной тематике через сеть общественных организаций, аэроклубов, пропаганду авиационно-технических видов спорта;
научно-исследовательское сопровождение этапов разработки, производства и эксплуатации малой авиационной техники, направленное на повышение качества и оптимизацию всех процессов создания и применения авиатехники.