Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие авиации общего назначения (малой авиации) в Самарской области" на 2001-2008 годы (с изменениями на 1 апреля 2004 года) (с изменениями на 11 марта 2005 года)

2.2. Создание малой авиационной техники

Важной задачей является сохранение и развитие материально-технической базы для разработки и производства малой авиационной техники, оптимизация межхозяйственных связей, реструктуризация и развитие существующих предприятий.

Самарская область вправе гордиться наличием профессиональных и любительских КБ, на протяжении более двух десятков лет занимающихся разработками и производством легких и сверхлегких летательных аппаратов. Каждое КБ прошло свой путь развития, имеет достаточный опыт разработок образцов авиационной техники, перспективных для практического применения. Большинство из них имеет опыт производства самолетов по коммерческим заказам.

ООО "Гидроплан" имеет сертификат разработчика, выпустило около 40 амфибий "Корвет", несколько самолетов "Цикада" для авиахимработ, применение которых перспективно для сельского хозяйства, активно работает с зарубежными партнерами из Испании, Аргентины.

ООО "Аэропракт" разработало легкий спортивный самолет А-21М "СОЛО", получивший высокую оценку на авиасалонах в Англии и Франции, легкие многоцелевые самолеты А-23М, А-25М, А-27М, не уступающие по характеристикам мировым аналогам. В настоящее время ведутся работы по серийному производству самолета А-27М.

ЗАО "Промакс" начинает производство и поставку германским партнерам самолета М-12 "Касатик".

Специализированное конструкторское бюро СГАУ (далее - СКБ СГАУ) имеет опыт разработок автожиров, мотодельтапланов и их практического использования. В СКБ СГАУ разработаны и произведены гидросамолеты С-202, С-400, Че-15, Че-25М, самолеты "Фаворит" и "Кречет".

Исторически сложилось так, что изготовлением малой авиационной техники занимаются ее разработчики. Процесс создания производств шел параллельно с разработкой летательных аппаратов. Самарские разработчики и производители не являются исключением.

Программа предполагает создание специализированных сертифицированных производств, что позволит повысить качество выпускаемых летательных аппаратов, являющееся необходимым условием повышения безопасности полетов авиационной техники.

Для выполнения задач, определенных Программой в рамках первоочередных проектов, требуется разработка новых подходов, направленных на поддержку малой авиации, координация деятельности и интересов всех субъектов авиационно-промышленного комплекса региона, включая научные, промышленные предприятия, отраслевые НИИ, КБ - разработчики авиационной техники, при непосредственном участии государственных контролирующих органов и органов исполнительной власти Самарской области.

Недостаточное внимание к развитию малой авиации со стороны государственных структур привело к отсутствию отечественных разработок в областях двигателестроения, новых материалов, аэронавигационного и связного оборудования, необходимых для малой авиации. Отечественные разработчики и производители вынуждены использовать зарубежные агрегаты (это в первую очередь касается двигателей). Отсутствие отечественного двигателя для легких самолетов и несовершенство дизайна накладывает свой отпечаток на развитие малой авиации и в нашей области. Эти задачи не под силу одному КБ или предприятию. Необходимо объединение разработчиков, производителей при поддержке исполнительных органов власти. С привлечением научного потенциала области существует реальная возможность решить наряду с другими и эту проблему.

Разработка авиационных двигателей для малой авиационной техники ведется в специализированном конструкторском бюро роторно-поршневых двигателей генерального департамента по развитию ОАО "АвтоВАЗ". Работы по созданию авиационного двигателя необходимой мощности ведет Самарское конструкторское бюро машиностроения.

Проведение маркетинговых исследований рынка товаров и услуг малой авиации и выработка маркетинговой стратегии являются приоритетными направлениями мероприятий Программы. Результатом проведения маркетинговой стратегии должен стать выбор типа или типов малой авиационной техники, наиболее удовлетворяющих потребности рынка услуг малой авиации.

Поддержание летной годности летательных аппаратов является важной задачей системы обеспечения безопасности полетов.

Серийное производство требует разработки системы поддержания летной годности в процессе эксплуатации летательных аппаратов.

Предприятия-эксплуатанты, обладая опытом технического обслуживания авиатехники гражданской авиации, при условии организации совместных проектов с разработчиками и производителями могут организовать действенную систему технического обслуживания, текущего и капитального ремонта авиационной техники. На их базе могут формироваться специализированные центры технического обслуживания и ремонта. Их услугами с успехом могут пользоваться государственные структуры, организации и частные владельцы.

Организация нормативно-правовой и информационной поддержки малой авиации, оптимизация использования имеющихся в Самарской области ресурсов (финансовых, материальных, интеллектуальных), разработка и внедрение прогрессивных технологий поддержки малой авиации, координация деятельности субъектов малой авиации в выработке стратегии развития отрасли позволят решить многие вопросы, включая дорогостоящие процедуры испытаний и сертификации малой авиационной техники. Самарская область имеет несколько типов самолетов, конкурентоспособных на региональном, российском и мировом рынках.

Создание консультационно-правового центра малой авиации на базе НП "Легкая авиация" совместно с Приволжским ОМТУ ВТ МТ РФ позволит использовать научную базу данных отраслевых НИИ, СГАУ, промышленных предприятий авиационного профиля, предоставить эксплуатантам и пользователям правовые консультации, подготовить и предоставить документацию, регламентирующую деятельность субъектов малой авиации, а также информацию о производителях продукции авиационного назначения.

Централизация снабжения существующих и новых производств воздушных судов снизит затраты на приобретение материалов и комплектующих, оптимизирует себестоимость техники, унифицирует узлы и агрегаты производимых летательных аппаратов, что облегчит их дальнейшую техническую эксплуатацию, упростит систему сервисного технического обслуживания и проведение текущих и капитальных ремонтов.

Для повышения качества процесса летных испытаний опытных образцов, внедрения прогрессивных технологий, минимизации затрат каждого разработчика необходимо создание единой летно-испытательной базы для всех разработчиков с профессионально обученными летными и техническими кадрами.

Серьезным подспорьем в реализации стратегии станет разработка стройной и эффективной системы взаимодействия всех субъектов малой авиации как на областном, так и на федеральном, зарубежном уровне путем организации участия в выставках, слетах, авиасалонах, а также выработка эффективной рекламной политики.

Основными задачами создания малой авиационной техники является:

разработка действенных механизмов и технологий развития существующей проектной и производственной базы малой авиации, включая создание производств и летно-испытательной базы с целью оптимизации деятельности разработчиков и производителей малой авиационной техники;

разработка механизмов сертификации КБ и производств, наиболее полно удовлетворяющих потребности рынка товаров и услуг малой авиации;

разработка механизмов взаимодействия разработчиков и производителей малой авиационной техники с предприятиями авиационно-космического комплекса, позволяющих восстановить и оптимизировать межхозяйственные связи в интересах экономики региона;

разработка механизмов взаимодействия разработчиков и производителей с учреждениями науки, вузами, отраслевыми НИИ для создания баз разработок и внедрения научных достижений, расширения баз практики специалистов, проведения научно-исследовательских работ в интересах малой авиации;

разработка технологий делегирования прав на региональный уровень вопросов сертификации, связанных с разработкой и производством авиационной техники;

создание системы отбора перспективных проектов создания авиационной техники на условиях тендера среди КБ - разработчиков.