САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ЗАКОН
13 ОКТЯБРЯ 1998 ГОДА N 23-ГД
О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят решением
Самарской Губернской Думы
N 111 от 22.09.98 г.
_____________________________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Самарской области от 11 февраля 2004 года № 12-ГД
Изменения: Закон Самарской области от 17 декабря 1999 г. N 42-ГД;
_____________________________________________________________________________________
Местный референдум в Самарской области - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований на территории Самарской области по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, Уставом и законами Самарской области, а также, уставами муниципальных образований.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие термины:
агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам местного референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования при проведении местного референдума;
агитация по вопросам местного референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы местного референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников местного референдума проводить местный референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на местном референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на местный референдум вопрос;
гарантии права на участие в местном референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации;
комиссии местного референдума - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение местных референдумов;
наблюдатель - лицо, назначенное при проведении местного референдума инициативной группой по проведению местного референдума, а также общественным объединением; наблюдатель на местном референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии местного референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии местного референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;
наблюдатель иностранный (международный) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретшее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением местного референдума в соответствии с порядком, установленным федеральными законами;
органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, законами Самарской области, а также иные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований Самарской области;
право на участие в местном референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, действующим нормативным правовым актам, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципального образования;
территориальная комиссия местного референдума муниципального образования - комиссия местного референдума, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение местного референдума на всей территории муниципального образования;
территориальные комиссии местного референдума - комиссии местного референдума, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение местного референдума на отдельных частях территории муниципального образования;
участник местного референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в местном референдуме.
Статья 2. Принципы проведения местного референдума
1. Гражданин Российской Федерации голосует на местном референдуме соответственно "За" или "Против" вынесенного на местный референдум вопроса непосредственно.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
3. Участие гражданина Российской Федерации в местном референдуме является свободным в добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.
4. Деятельность комиссий местного референдума при подготовке и проведении местном местного референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов местного референдума осуществляется открыто и гласно.
Статья 3. Право на участие в местном референдуме
1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке и проведению местного референдума.
2. Гражданин Российской Федерации может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособным или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Самарской области иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право на участие в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
< П. 4 в ред. - Закон Самарской области от 17 декабря 1999 г. N 42-ГД; >.
Статья 4. Обязательность проведения местных референдумов
1. Местный референдум назначается и проводится в порядке и сроки, которые установлены соответственно федеральными законами, настоящим Законом, уставом муниципального образования.
2. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с федеральным законодательством, законами Самарской области, уставом муниципального образования может быть вынесен на местный референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения местного референдума по данному вопросу.
Статья 5. Вопросы местного референдума
1. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральными законами, Уставом и законами Самарской области.
2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
2.1. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления, либо об отсрочке указанных выборов;
2.2. о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;
2.3. об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов (представителей) и должностных лиц органов местного самоуправления;
2.4. о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
2.5. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
3. На местный референдум не могут также быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
4. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
5. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
6. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законам Самарской области.
7. Уставами муниципальных образований, правовыми актами органов местного самоуправления не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, за исключением указанных в настоящей статье.
Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума
1. Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить местный референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Повторный местный референдум не проводится в течение 2 лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
3. Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение местного референдума, за исключением указанных в настоящей статье.
Глава II. Инициатива проведения местного референдума.
Порядок ее реализации. Назначение местного референдума.
Статья 7. Инициатива проведения местного референдума
Инициатива проведения местного референдума в Самарской области принадлежит:
1. гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;
2. представительным органом местного самоуправления муниципального образования;
3. главам местного самоуправления муниципального образования (выборным главам администрации);
4. общественным объединениям, зарегистрированным органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения местного референдума;
5. избирательным объединениям, созданным и зарегистрированным в порядке, установленном федеральными законами, законами Самарской области, причем действующий устав данных объединений должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования.
Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума
1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, а равно общественное объединение, отвечающее требованиям, указанным в статье 7 настоящего Закона, могут образовать инициативную группу для проведения местного референдума в количестве не менее 10 человек.
2. В случае, если инициатором проведения местного референдума выступает избирательное объединение, отвечающее требованиям, указанным в статье 7 настоящего Закона, то руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности.
3. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования принимает решение о проведении местного референдума непосредственно по собственной инициативе.
4. В случае, если с инициативой проведения местного референдума выступает выборный глава местного самоуправления муниципального образования (выборный глава администрации), он направляет соответствующее решение, включающее формулировку вопроса, выносимого на референдум, в представительный орган местного самоуправления муниципального образования.
5. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии местного референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия Самарской области.
< П. 5 в ред. - Закон Самарской области от 17 декабря 1999 г. N 42-ГД; >.
6. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума указывается:
6.1. формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум;
6.2. фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы, число которых не может быть более пяти.
7. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума. Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы.
8. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению местного референдума, не отвечает установленным в настоящем Законе требованиям, орган, уполномоченный производить регистрацию инициативной группы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, может согласовать с инициативной группой по проведению местного референдума новую формулировку, не меняющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на местный референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума. Формулировка вопроса, выносимого на местный референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
9. Орган, указанный в пункте 5 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанного ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Конституции Российской Федерации , настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом, уставами соответствующих муниципальных образований принять решение о назначении местного референдума, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
< П.9 в ред. - Закон Самарской области от 17 декабря 1999 г. N 42-ГД; >.
10. Если избирательная комиссия муниципального образования (территориальная комиссия местного референдума муниципального образования) не сформирована, орган , зарегистрировавший инициативную группу по проведению местного референдума, в течение 7 дней со дня регистрации инициативной группы по проведению местного референдума формирует комиссию местного референдума муниципального образования в порядке, установленном настоящим Законом.
11. В случае отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума лицам, уполномоченным действовать от имени инициативной группы, выдается решение органа, уполномоченного производить регистрацию инициативной группы, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через два дня со дня принятия данного решения.
12. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации , федеральных законов, Устава Самарской области и законов Самарской области, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
13. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению местного референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума в порядке, установленном настоящим Законом. При этом учитываются только подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией Самарской области и которое выдается инициативной группе по проведению местного референдума, действительно в течение 30 дней со дня его выдачи. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.
14. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения местного референдума не должно быть менее 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, определяется на основании данных регистрации участников местного референдума по состоянию на 1 января или на 1 июля соответствующего года. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой в течение 30 дней со дня выдачи инициативной группе регистрационного свидетельства. В случае если в течение этого срока не будет собрано необходимое количество подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается.
15. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей участников местного референдума и составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.
16. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума, не может превышать более чем на 15 процентов их требуемое число, установленное в пункте 14 настоящей статьи. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению местного референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную комиссию местного референдума муниципального образования), которая в течение 7 дней проверяет соблюдение инициативной группой требований федеральных законов, настоящего Закона, устава муниципального образования при сборе подписей, в том числе достоверность собранных подписей в порядке, установленном настоящим Законом. По результатам проверки комиссия принимает решение. В случае обнаружения нарушений установленных требований по сбору подписей, в результате чего количество достоверных и действительных подписей, представленных инициативной группой по проведению местного референдума, окажется меньше количества, требуемого для назначения местного референдума в соответствии с настоящим законом, или если доля недостоверных подписей среди всех представленных подписей превышает 10 процентов, избирательная комиссия муниципального образования (территориальная комиссия местного референдума муниципального образования) выносит решение об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению местного референдума. Члены этой инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения местного референдума.
17. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения местного референдума требованиям федеральных законов, законов Самарской области, устава муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования (территориальная комиссия местного референдума муниципального образования) в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов, указанных в предыдущем пункте настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего решения в представительный орган местного самоуправления или иной орган, уполномоченный решать вопрос о проведении местного референдума. Копия решения избирательной комиссии муниципального образования (территориальной комиссии местного референдума муниципального образования) направляется также инициативной группе.