ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 мая 2000 года № 140

О целевой программе энергосбережения в Самарской области на 2000-2005 годы


В соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" , постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80 "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы" , Законом Самарской области "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии в Самарской области"

                        

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Принять прилагаемую целевую программу энергосбережения в Самарской области на 2000-2005 годы (далее - Программа) и направить ее на утверждение Самарской Губернской Думы.

2. Департаменту финансов Администрации области (Аронину) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать финансирование Программы в установленных размерах.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент по топливно-энергетическому комплексу, химической и нефтехимической промышленности, транспорту и связи Администрации области (Родионова).

     И.о. губернатора
     Самарской области                               Ю.М. Логойдо

Приложение
к постановлению Губернатора
Самарской области
N 140 от 17.05.2000 г.

              

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2005 ГОДЫ
(далее - Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы    - целевая  программа энергосбережения в
                          Самарской области на 2000-2005 годы

Дата принятия решения о   - распоряжение  Губернатора  области от
разработке Программы      01.04.98  N 101-р "О разработке целевой
                          программы  энергосбережения в Самарской
                          области на 1999-2005 годы"

Государственный заказчик  - Администрация области

Головной исполнитель      - департамент        по       топливно-
(директор Программы)      энергетическому комплексу, химической и
                          нефтехимической         промышленности,
                          транспорту    и   связи   Администрации
                          Самарской области

Основные разработчики     - открытое     акционерное     общество
Программы                 "Региональный центр энергоэффективности
                          Самарской     области",    региональное
                          Волжское     отделение    Международной
                          академии  наук, экологии и безопасности
                          жизнедеятельности

Цели и задачи Программы   - формирование  на  основе комплексного
                          анализа  состояния  и прогноза развития
                          энергетической    базы    и   тенденций
                          развития  отраслей  экономики Самарской
                          области       научно       обоснованной
                          технической,       экономической      и
                          управленческой                 политики
                          энергосбережения  и  разработка  на  ее
                          основе     системы    производственных,
                          организационных,  финансовых механизмов
                          и  мероприятий, практическая реализация
                          которых     приведет     к    повышению
                          эффективности  использования  топливно-
                          энергетических ресурсов в регионе;
                          сокращение    финансовых    затрат   на
                          обеспечение             энергоснабжения
                          хозяйствующих    субъектов    бюджетной
                          сферы,  дотации из областного и местных
                          бюджетов   на   покрытие   энергозатрат
                          объектов          жилищно-коммунального
                          хозяйства и населения;
                          улучшение  экологической  обстановки  в
                          городах и населенных пунктах области

Важнейшие целевые         - снижение  потребления  энергоресурсов
показатели                не  менее чем на 4 процента к 2002 году
                          и  на  13  процентов  к  2005  году  по
                          сравнению с 1998 годом;
                          обеспечение   экономии  882  тыс.  тонн
                          условного  топлива  и  2,471  млн. тонн
                          условного   топлива  соответственно  за
                          счет реализации Программы;
                          уменьшение  выбросов  вредных веществ в
                          атмосферу  по  CO  на  880 тонн и 2,471
                          тыс.  тонн и по NOx на 1,76 тыс. тонн и
                          4,942 тыс. тонн соответственно

Сроки и этапы реализации  - первый  этап - 2000-2001 годы, второй
Программы                 этап - 2002-2005 годы

Основные мероприятия      - разработка нормативных правовых актов
Программы                 по энергосбережению;
                          разработка  финансовых, экономических и
                          организационных   механизмов,  а  также
                          научно-технических    мероприятий    по
                          обеспечению Программы;
                          определение   приоритетных  направлений
                          энергосбережения Самарской области;
                          создание     системы    стимулов    для
                          хозяйствующих   субъектов,  организаций
                          различных    форм    собственности    и
                          населения,   побуждающих   к  повышению
                          эффективности             использования
                          энергоресурсов;
                          формулировка     способов     и    форм
                          финансирования        энергосберегающих
                          мероприятий и проектов;
                          использование       технического      и
                          интеллектуального            потенциала
                          хозяйствующих   субъектов   области  по
                          выпуску  эффективной  энергосберегающей
                          техники и оборудования:
                          выявление  потенциала  энергосбережения
                          на  основе  комплексных  энергетических
                          обследований        организаций       -
                          производителей  и  потребителей энергии
                          независимо    от   форм   собственности
                          (составление  энергетических  паспортов
                          хозяйствующих субъектов);
                          разработка     разветвленной    системы
                          подготовки кадров, проведение учебных и
                          рекламно-информационных  мероприятий по
                          энергосбережению;
                          экологическая     оценка    воздействия
                          энергосберегающих      проектов      на
                          окружающую среду;
                          проведение  мероприятий  по контролю за
                          исполнением Программы

Исполнители основных      - органы    местного    самоуправления,
мероприятий Программы     структурные подразделения Администрации
                          области,  осуществляющие финансирование
                          топливно-энергетических        ресурсов
                          подведомственных          хозяйствующих
                          субъектов Самарской области

Объемы и источники        - всего расходы на Программу составляют
финансирования            1960,4  млн.  рублей  за  счет  средств
                          бюджетов   всех   уровней,  собственных
                          средств   хозяйствующих   субъектов   и
                          средств,   сэкономленных   в   процессе
                          выполнения   Программы:   686,08   млн.
                          рублей  на  2000-2001  годы - из тех же
                          источников;  48,828  млн.  рублей  - за
                          счет   средств  областного  бюджета  по
                          программе   финансирования  "пилотного"
                          проекта   по   энергосбережению  в  247
                          организациях бюджетной сферы

Ожидаемые конечные        - разработка  региональной  нормативной
результаты реализации     правовой  базы  для реализации политики
Программы                 энергосбережения;
                          создание   действенного  экономического
                          механизма                стимулирования
                          энергосбережения;
                          экономия  затрат  на  энергоснабжение в
                          размере 584,8204 млн. рублей;
                          сокращение нерационального расходования
                          энергоресурсов    во    всех   отраслях
                          экономики  на 2,471 млн. тонн условного
                          топлива   к   2006   году,   уменьшение
                          зависимости  от поставок энергоресурсов
                          из-за пределов области;
                          переход к эффективным энергосберегающим
                          системам,  технологиям и оборудованию в
                          промышленности,    строительстве,    на
                          транспорте,      в     агропромышленном
                          комплексе     и    жилищно-коммунальном
                          хозяйстве области;
                          снижение  к  концу  2006 года затрат на
                          энергоснабжение           потребителей,
                          оплачивающих    топливно-энергетические
                          ресурсы   за  счет  средств  областного
                          бюджета, на 18,302 млн. рублей в год;
                          создание  новых  рабочих мест в регионе
                          (в   том   числе   за   счет   освоения
                          производства          энергосберегающих
                          оборудования     и     продукции     на
                          хозяйствующих субъектах области);
                          оснащение производителей и потребителей
                          системами    и    приборами   учета   и
                          регулирования энергоресурсов, системами
                          контроля   и   регулирования   качества
                          энергии

Система организации       - контроль   за  исполнением  Программы
контроля за исполнением   осуществляют  департамент  по топливно-
Программы                 энергетическому  комплексу,  химической
                          и    нефтехимической    промышленности,
                          транспорту   и  связи,  департамент  по
                          строительству,   архитектуре,  жилищно-
                          коммунальному   и  дорожному  хозяйству
                          Администрации   области   и  управление
                          государственного        энергетического
                          надзора по Самарской области.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Потенциал энергосбережения в России, по оценке специалистов, составляет около 35% от уровня энергопотребления. Около 32% этого потенциала сосредоточено на хозяйствующих субъектах топливноэнергетического комплекса (далее - ТЭК), еще столько же в промышленности, почти 20% в коммунально-бытовом секторе, 10% на транспорте, 6% в агропромышленном комплексе.

Федеральный закон "Об энергосбережении"  определяет энергосбережение как реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.

Потенциал энергосбережения - количество топливноэнергетических ресурсов (далее - ТЭР), которое можно сберечь в результате реализации технически возможных и экономически оправданных мер по повышению эффективности использования энергоресурсов при условии сохранения или снижения техногенного воздействия на окружающую природную среду.

Главной задачей энергосбережения согласно энергетической стратегии России, одобренной Комиссией Правительства Российской Федерации по оперативным вопросам (протокол от 07.12.94 N 22), должно стать снижение к 2005 году энергоемкости валового национального продукта (далее - ВНП) на 13-15% по сравнению с 1997 годом. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность использования ТЭР.

Реализация государственной энергосберегающей политики в Самарской области должна обеспечить экономическую заинтересованность энергопроизводителей и потребителей в экономии энергетических ресурсов, сократить финансовые затраты потребителей, включая население, на оплату потребляемых ТЭР, улучшить экологическую обстановку в регионе.

Программа разрабатывается в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении" , постановлениями Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 годы" от 24.01.98 N 80  и "О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России" от 15.06.98 N 588  (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.98 N 588).

Основные направления Программы:

анализ потенциала энергосбережения в Самарской области;

нормативное правовое обеспечение и финансово-экономические механизмы реализации Программы;  

научно-техническое и технологическое обеспечение Программы;

автоматизированный учет, контроль, управление энергоснабжением и энергопотреблением;

стандартизация, метрологическое обеспечение и сертификация продукции энергетического машиностроения;

энергосберегающие мероприятия и проекты;

информационное обеспечение энергосберегающей политики в Самарской области;

образовательная деятельность по вопросам энергосбережения;

оценка воздействия энергосберегающих проектов и мероприятий на экологическую обстановку в регионе.

2. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Работы по экономии энергоресурсов проводятся в два этапа. На первом этапе (2000-2001 годы) должны быть разработаны первоочередные нормативные правовые и методические документы, необходимые для финансово-экономического механизма обеспечения работ по энергосбережению, и начата реализация первоочередных мер по созданию и внедрению энергосберегающих технологий и продукции. На этом этапе необходима активная финансовая поддержка со стороны бюджетов всех уровней.

На втором этапе (2002-2005 годы) предполагается осуществить совершенствование нормативной правовой, методической и информационной базы в результате всестороннего анализа выполнения работ первого этапа, продолжить разработку и реализацию проектов и мероприятий по различным направлениям энергосбережения, которые позволят снизить расход энергии в расчете на единицу валового регионального продукта (далее - ВРП) и бюджетные затраты на дотацию ТЭР.

3 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Анализ потенциала энергосбережения в Самарской области

Часть направлений энергосберегающей политики региона реализуется в рамках следующих областных и муниципальных программ:

Программа развития автономного теплоснабжения в системе образования Самарской области в 1997-1999 годах, утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 25.03.97 N 330 (предусматривает установку в большинстве из 1137 школ области тепловых пунктов, что обеспечит годовую экономию в 13 млн. рублей (цены 1998 года) при общих затратах в размере 24,112 млн. рублей);

региональная программа "Газификация Самарской области" на 1996-2000 годы , утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 15.07.97 N 382  (позволила довести уровень газификации жилого фонда в сельской местности до 88% за счет переоборудования печного отопления на газовое в 71910 квартирах);

Программа по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Самарской области на 1998-2010 годы, принятая постановлением Губернатора области от 22.12.97 N 379  (позволит к 2003 году обеспечить за счет установки приборов учета энергоресурсов на объектах жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) и социальной сферы годовую экономию средств на оплату энергоресурсов в размере 315 млн. рублей. В настоящее время работа по установке приборов учета энергоресурсов на объектах ЖКХ ведется под руководством департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области);

Комплексная региональная программа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на транспорте на 1998-2002 годы и на период до 2015 года , утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 25.06.98 N 97 (позволит к 2003 году перевести в городах области 2693 единицы транспортных средств на природный газ - моторное топливо, что обеспечит сокращение расхода нефтяного моторного топлива на 25 млн. литров, уменьшение выбросов вредных веществ в отработанных газах на 25% и принесет годовую экономию бюджетных средств в размере 22,6 млн. рублей);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»