ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2012 года № 804
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 19 апреля 2010 года № 220
_____________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области от 03.04.2015 № 190
______________________________________________________________
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2010 года № 220 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы" следующие изменения:
1.1. В наименовании постановления и пункте 1 слова "на 2010-2012 годы" заменить словами "на 2010-2015 годы".
1.2. Областную целевую программу "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор В.П.Шанцев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 13 ноября 2012 года № 804
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 19 апреля 2010 года № 220
(в редакции постановления
Правительства Нижегородской области
от 13 ноября 2012 года № 804)
Областная целевая программа "Развитие конкуренции
на территории Нижегородской области на 2010-2015 годы"
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
1.1. Наименование Программы | областная целевая программа "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2015 годы" |
1.2. Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; приказ ФАС РФ от 28 апреля 2010 года № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"; постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года" |
1.3. Государственные заказчики Программы | министерство экономики Нижегородской области (координатор); министерство поддержи и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство инвестиционной политики Нижегородской области; министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области; министерство финансов Нижегородской области; министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области; департамент транспорта Нижегородской области; управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области; региональная служба по тарифам Нижегородской области |
1.4. Основные разработчики Программы | министерство экономики Нижегородской области; министерство поддержи и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство инвестиционной политики Нижегородской области; министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области; министерство финансов Нижегородской области; министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области; департамент транспорта Нижегородской области; управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области; региональная служба по тарифам Нижегородской области; управление Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Нижегородской области (по согласованию); Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (по согласованию); Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию) |
1.5. Основная цель Программы | обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности на территории Нижегородской области, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков и рынков услуг |
1.6. Основные задачи Программы | - создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на всех товарных рынках и рынках услуг региона путем использования инструментов стимулирования и государственной поддержки; - снижение или устранение правовых, административных барьеров для стимулирования доступа новых участников на региональные товарные рынки и рынки услуг; - снижение или устранение экономических, инфраструктурных и технологических барьеров для стимулирования доступа новых участников на региональные товарные рынки и рынки услуг; - создание условий для информационной открытости рынков во всех сферах экономической деятельности; - реализация принципа прозрачности и обеспечение справедливых условий состязательности распределения ограниченных ресурсов бюджета посредством развития государственного и муниципального заказа; - защита и обеспечение добросовестной конкуренции между участниками рынка (хозяйствующими субъектами), создание участникам внешнеэкономической деятельности условий для ее нормального осуществления; - создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в моногородах Нижегородской области |
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | 2010-2015 годы Программа реализуется в два этапа: 1 этап - 2010-2012 годы 2 этап - 2013-2015 годы |
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы | министерство экономики Нижегородской области; министерство поддержи и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство инвестиционной политики Нижегородской области; министерство внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области; министерство финансов Нижегородской области; министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области; департамент транспорта Нижегородской области; управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области; Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (по согласованию); Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию) |
1.9. Объемы и источники финансирования Программы | Все мероприятия выполняются в рамках текущей деятельности участников Программы |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
1.11. Индикаторы достижения цели Программы | - увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта с 14,1% в 2009 году до 15,9% в 2015 году; - снижение индекса потребительских цен на продовольственные товары с 116,5% в 2009 году до 104,5% в 2015 году; - увеличение количества организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства с 27 в 2009 году до 46 в 2015 году; - увеличение числа вновь зарегистрированных малых предприятий с 7,5 тыс.единиц в 2009 году до 8,1 тыс.единиц в 2015 году. Более подробно индикаторы представлены в разделе 2.7 Программы |
2. Текст Программы
2.1. Содержание проблемы
2.1.1. Общие положения
В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Развитая конкурентная среда обеспечивает:
- сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей;
- установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.
В условиях развитой конкуренции даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой политики появление возможных конкурентов.
В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующего субъекта появляется возможность и стимулы к сознательному ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке, то есть сосредоточение производства, капитала в одних руках или в одном месте, преобладание на рынке одной или нескольких фирм.
В таких случаях появляется необходимость использовать как меры антимонопольного регулирования, так и меры экономического и нормативно-правового стимулирования.
Однако иногда сам факт высокой концентрации, а соответственно низкого уровня конкуренции на рынке для ряда отраслей является необходимым условием эффективности. Это в первую очередь отрасли с высокими технологическими и инфраструктурными барьерами вхождения на рынок.
2.1.2. Характеристика особенностей и проблем развития конкуренции
в Нижегородской области
Особенности геополитического положения Нижегородской области благоприятны для формирования и развития здесь крупнейшего индустриального, научно-образовательного и культурного центра России. Регион расположен в центре европейской части страны на слиянии крупнейших рек - Волги и Оки, в месте пересечения мощных транспортных коридоров.
Особенностью региона является отсутствие значимых природных полезных ископаемых. В силу этого основу экономики составляют обрабатывающие предприятия, занимающие 90% всего промышленного производства.
По объему отгруженной продукции обрабатывающих производств область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) и 6-е - в России.
Деятельность Правительства Нижегородской области шестой год строится на основе Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, которая определяет целевые ориентиры деятельности Правительства Нижегородской области до 2020 года (далее - Стратегия).
С целью скорейшего достижения одной из главных целей Стратегии "Эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика", выполнения установленных Стратегией ориентиров усилия Правительства Нижегородской области направлены на:
- достижение высокого уровня производительности и степени модернизации существующих предприятий;
- создание благоприятных условий для ведения бизнеса;
- развитие инвестиционной привлекательности территории для создания новых предприятий в приоритетных секторах экономики.
То есть в конечном итоге деятельность Правительства Нижегородской области направлена на создание и стимулирование в регионе развитой конкурентной среды.
Одним из направлений "главного удара" с целью развития конкуренции в Нижегородской области является создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса.
Реализация данного направления предусматривает развитие:
- отраслей, специализирующихся на производстве товаров массового спроса (в том числе пищевая, легкая промышленность);
- сетей реализации;
- сырьевой базы;
- транспортно-логистического комплекса.
Вместе с тем одной из основных угроз развития конкуренции не только в России, но и в Нижегородской области являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.
Наиболее характерными для Российской Федерации административными барьерами принято считать:
- усложненный или бюрократический характер осуществления управленческих процедур работниками органов власти;
- избыток инстанций при входе на рынок;
- затрудненный доступ к информации.
Нижегородская область в этом смысле не является исключением, и отдельные случаи таких нарушений также существуют (подробнее в анализе конкретных товарных рынков и рынков услуг).
Поэтому эффективное противодействие ограничению, устранению или недопущению конкуренции является важной составляющей деятельности Правительства Нижегородской области.
В ходе реализации административной реформы существенно сокращены масштабы вмешательства органов власти в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 19 июня 2009 года № 1325-р утвержден План мероприятий по проведению административной реформы в Нижегородской области на 2009-2010 годы.
Указанная работа продолжена в 2011-2012 годах в рамках реализации распоряжения Правительства Нижегородской области от 14 января 2011 года № 8-р "Об утверждении Плана мероприятий по проведению административной реформы в Нижегородской области на 2011-2012 годы".
К числу ключевых ограничений развития конкуренции в регионе можно отнести:
1. Инфраструктурные ограничения. Одними из основных инфраструктурных ограничений конкуренции являются неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры и ограничения энергетической системы.
Транспортные проблемы приводят к появлению изолированных товарных рынков, а также к сужению географии реализации товаров. К основным транспортным ограничениям в регионе можно отнести:
- относительно низкая пропускная способность автомобильных дорог, отсутствие в полном объеме дорожных обходов областного центра Нижнего Новгорода;
- отсутствие автоматизированных систем мониторинга и управления транспортными потоками.
Состояние конкурентной среды также в значительной степени обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инженерной инфраструктуры и возможностью беспрепятственного доступа к ней.
К негативным факторам в этой сфере можно отнести постоянно растущие тарифы на продукцию энергетики и условия подключения к электро- и газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения, что является серьезным барьером входа на любые рынки не только для малого, но и крупного бизнеса.
Сдерживающим фактором темпов развития конкуренции в регионе также является недостаток хранилищ, складов и высокая степень изношенности основных фондов предприятий.
2. Административные ограничения входа на рынок и ведения бизнеса, в частности, необходимость получения хозяйствующими субъектами различных разрешений, согласований и заключений государственных органов, а также административное давление в части осуществления государственного контроля (надзора).
3. Ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов. Развитие крупных торговых сетевых компаний, имеющих в своем уставном капитале значительные средства, может создать ряд проблем для конкурентной среды в сфере розничной торговли. Крупные сетевые компании ощущают конкуренцию только со стороны других крупных розничных сетей и существенно влияют на деятельность несетевых торговых компаний, вытесняя малый бизнес и "неорганизованную" торговлю.
Кроме того угрозой развития конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов является злоупотребление доминирующим положением, особенно в сферах деятельности естественных монополий.
4. Низкий уровень телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Глубина проблемы развития конкуренции, влияние на развитие конкуренции негативных факторов и состояние конкурентной среды области определяются концентрацией и деятельностью экономических субъектов на ключевых региональных рынках в разрезе направлений и видов экономической деятельности.
Анализ степени развития конкуренции в Нижегородской области построен на анализе конкурентной среды в различных отраслях (сферах), товарных рынках (рынках услуг).
2.1.3. Общая характеристика малого и среднего предпринимательства
на территории Нижегородской области
Сфера малого и среднего предпринимательства является гармоничной составляющей всех отраслей. Но в связи с особым отношением к предпринимательству и высокой важностью в структуре национальной экономики этот сектор выделен в самостоятельный раздел.
В современных социально-экономических условиях субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру.
Благодаря реализации целого комплекса мер поддержки субъектов МСП, в 2008 году на территории Нижегородской области действовало 45,9 тыс. малых предприятий.
Оборот малых предприятий области в 2008 году составил в действующих ценах 356,5 млрд. руб., что составило 20% от оборота организаций по полному кругу.
В общем объеме оборота предприятий по полному кругу на малые предприятия приходится по отрасли:
- "Гостиницы и рестораны" 60% или 4348,1 млн. рублей;
- "Предоставление прочих коммунальных, персональных услуг" 51% или 2882,7 млн.руб.;
- "Добыча полезных ископаемых" 48% или 371,5 млн. рублей.
Благодаря реализации 1 этапа программы в 2010-2011 годах по итогам 2011 года данный показатель составил 467,1 млрд.рублей.
В общем объеме оборота предприятий по полному кругу по итогам 2011 года на малые предприятия приходится по отрасли:
- "Гостиницы и рестораны" 64% или 7941,9 млн. рублей;
- "Предоставление прочих коммунальных, персональных услуг" 54,17% или 6860,5 млн. рублей.
Увеличение доли в обороте малыми предприятиями в указанных отраслях свидетельствует о развитии конкурентной среды в Нижегородской области и о том, что малые предприятия становятся реальными конкурентами крупным предприятиям в данных отраслях.
Наличие большого количества малых предприятий, ведущих свою хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, а также то, что их число в Нижегородской области несколько выше чем в среднем по стране, говорит о том, что конкурентная среда в регионе весьма развита.
При этом субъекты МСП все же нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государства и общества, особенно в части ресурсного обеспечения на старте бизнеса.
Этими особенностями обусловлены основные направления государственной поддержки и развития МСП в Нижегородской области: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие научно-технологической инфраструктуры, (бизнес-инкубаторы, технопарки); финансовая и иная ресурсная поддержка МСП.
Данные направления поддержки МСП Нижегородской области предусмотрены Комплексной целевой программой развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 16 декабря 2005 года № 315, в продолжение которой постановлением Правительства Нижегородской области от 16 сентября 2010 года № 618 утверждена Комплексная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы.