ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2012 года № 443


Об утверждении областной целевой программы
"Совершенствование медико-профилактической помощи
населению Нижегородской области" на 2012 год

(с изменениями на 6 сентября 2012 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановления Правительства Нижегородской области от 06.09.2012 № 605      
------------------------------------------------------------------------



В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1141 "О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка" и от 21 декабря 2011 года № 1061 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения" и в целях внедрения инновационных технологий по профилактике заболеваний в государственных учреждениях здравоохранения Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет: (преамбула в ред. постановления Правительства области от 06.09.2012 № 605- см. предыдущую редакцию)  

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Совершенствование медико-профилактической помощи населению Нижегородской области" на 2012 год (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в Законе Нижегородской области от 26 декабря 2011 года № 194-З "Об областном бюджете на 2012 год" министерству здравоохранения Нижегородской области.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А.Суворова.

5. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.


Губернатор                                                                                        В.П.Шанцев

     

     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 17 июля 2012 года № 443

     

Областная целевая программа
"Совершенствование медико-профилактической помощи
населению Нижегородской области" на 2012 год


     (далее - Программа)
(в ред. постановления Правительства области от 06.09.2012 № 605)

     
     1. Паспорт программы

1.1. Наименование Программы

- областная целевая программа "Совершенствование медико-профилактической помощи населению Нижегородской области" на 2012 год

1.2. Основание для разработки Программы

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года №  1141 "О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на проведение пренатальной (дородовой) диагностики нарушений ребенка";

- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации  от 28 декабря 2000 года № 457 "О совершенствовании пренатальной диагностики в профилактике наследственных и врожденных заболеваний у детей";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 808н "Об утверждении Порядка оказания акушерско-гинекологической помощи";

- постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1061 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем  здравоохранения";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 марта 2006 года № 185 "О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания";

- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года № 155н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология- оториноларингология"

1.3. Государственный заказчик Программы

- министерство здравоохранения Нижегородской области

1.4. Основной разработчик Программы

- министерство здравоохранения Нижегородской области

1.5. Цель Программы

- совершенствование медико-профилактической помощи детскому населению на основе профилактики детской инвалидности

1.6. Основные задачи Программы

- обеспечение доступности пренатальной (дородовой) диагностики

- обеспечение доступности неонатального и аудиологического скрининга новорожденных

1.7. Сроки и этапы реализации Программы

2012 год

Программа реализуется в один этап

1.8. Исполнители основных мероприятий

- министерство здравоохранения Нижегородской области

1.9. Объемы и источники финансирования
(тысяч рублей)

(раздел в ред. постановления Правительства области от 06.09.2012 № 605- см. предыдущую редакцию)

Наименование государственного

Источник финансирования

Объем финансирования (год, в разрезе источников)

заказчика

2012 (тыс.руб.)

Всего (тыс.руб.)

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Всего, в том числе:

53 260,775

53 260,775

Областной бюджет, в т.ч.:

15 003,32

15 003,32

капвложения

НИОКР

прочие расходы

15 003,32

15 003,32

Федеральный бюджет, в т.ч.:

38 257,455

38 257,455

капвложения

НИОКР

прочие расходы

38 257,455

38 257,455

Местный бюджет, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Прочие источники, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Итого по Программе

Всего, в том числе:

53 260,775

53 260,775

Областной бюджет, в т.ч.:

15 003,32

15 003,32

капвложения

НИОКР

прочие расходы

15 003,32

15 003,32

Федеральный бюджет, в т.ч.:

38 257,455

38 257,455

капвложения

НИОКР

прочие расходы

38 257,455

38 257,455

Местный бюджет, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

Прочие источники, в т.ч.:

0,0

0,0

капвложения

НИОКР

прочие расходы

0,0

0,0

1.10. Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

1.11. Индикаторы достижения цели Программы

- снижение уровня детской инвалидности с 200,0 до 195,0 на 10 000 детского населения;
- снижение уровня младенческой смертности с 8,4 до 8,2 на 1000 родившихся живыми


2. Текст Программы

    2.1. Содержание проблемы

В Нижегородской области ежегодно рождается более 36 000 детей, Врожденные и наследственные заболевания занимают лидирующую позицию среди причин смерти детей первого года жизни (22,9%) и детской инвалидности.

Значительные затраты на интенсивное медикаментозное лечение детей первого года жизни, медицинскую реабилитацию, социальную и педагогическую коррекцию, государственное социальное обеспечение детей в связи с инвалидностью, потери трудового потенциала родителей, осуществляющих уход за больными детьми, обусловливают необходимость решения проблемы предупреждения врожденной и наследственной патологии.

В соответствии с международными рекомендациями в России на протяжении 15 лет проводится неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз.

При выборе заболеваний для неонатального скрининга в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения учитывались такие факторы как тяжесть проявления заболеваний, частота распространения данных заболеваний, а также простота и достоверность применяемых методов диагностики, наличие доступных и эффективных средств лечения.

Для обеспечения скрининга за счет средств  федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Дети России" осуществлялась поставка реагентов для диагностики фенилкетонурии и гипотиреоза, что позволяло ежегодно обследовать на базе медико-генетической консультации ГБУЗ "Нижегородская областная детская клиническая больница" от 85 до 99% новорожденных.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2006 года в неонатальный скрининг дополнительно включена диагностика таких заболеваний, как адреногенитальный синдром, галактоземия и муковисцидоз. Для проведения скрининга за счет средств федерального бюджета ежегодно осуществляется поставка диагностикумов. В результате проводимого скрининга ежегодно выявляется от 20 до 30 детей на ранних стадиях заболеваний, что дает возможность обеспечить их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний, ведущих к инвалидизации.

С 2007 года в Нижегородской области внедрена пренатальная (дородовая) диагностика пороков развития плода. До 2010 года биохимический скрининг беременных проводился во втором триместре беременности, с 16 по 20 неделю беременности. Это позволило за указанный период снизить показатель младенческой смертности за счет предотвращения рождения детей с пороками развития не совместимых с жизнью или не корригируемых. С учетом предстоящего перехода на критерии регистрации рождений детей с 22 недели гестации биохимический скрининг проводится в первом триместре беременности (с 11 по 14 неделю). Целью проведения биохимического скрининга остается максимально раннее выявление пороков развития плода и определение дальнейшей тактики ведения беременности.

Для выполнения необходимого объема исследований требуется  дооснащение медико-генетической консультации ГБУЗ НО "Нижегородский областной клинический диагностический центр" специализированным оборудованием и расходными материалами в соответствии с приложением 1 к настоящей Программе, позволяющим проводить биохимический скрининг беременных на ранних этапах (в первом триместре беременности) для решения вопроса о дальнейшей тактике ведения беременности в случаях выявления пороков развития плода. Кроме того, планируется организация медико-генетических кабинетов по типу "единого окна" на базе межрайонных перинатальных центров и крупных женских консультаций г. Нижнего Новгорода.

В результате проводимого скрининга ежегодно выявляется в среднем в год 400 пороков развития плодов, из которых в 150 случаях беременность прерывается по медицинским показаниям со стороны плода. Это дает возможность предотвратить рождение детей с тяжелыми пороками развития не совместимыми с жизнью и, тем самым, снизить показатель младенческой смертности, а также в случаях возможности коррекции порока развития, своевременное в антенатальном периоде осуществить их коррекцию, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний, ведущих к инвалидизации.

С целью снижения числа детей-инвалидов, страдающих глухотой, в области осуществляется реализация комплекса мероприятий по профилактике тугоухости и глухоты, организации и проведению ранней диагностики нарушений слуха с использованием современных технологий.

С 2010 года в Нижегородской области в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" внедрен универсальный аудиологический скрининг детей первого года жизни, который позволяет своевременно выявить нарушения слуха у детей раннего возраста и оказать им необходимую медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную и провести эффективную реабилитацию.

На первом этапе универсального аудиологического скрининга новорожденные обследуются в родильном доме (3-4 сутки), при выписке из которого сведения о проведении и результатах скрининга вносятся  в историю родов и историю развития ребенка, выписку новорожденного. В случае отсутствия в документации новорожденного отметки о проведении аудиологического скрининга при передаче его под наблюдение в детскую поликлинику по месту жительства аудиологический скрининг проводится в детской поликлинике.

Новорожденные, у которых при обследовании не зарегистрирована отоакустическая эмиссия, а также дети с факторами риска по тугоухости и глухоте направляются на второй этап универсального аудиологического скрининга - сурдологический центр ГБУЗ "Нижегородская областная детская клиническая больница" до истечения 3-х месячного возраста. Программа реабилитации ребенка с нарушением слуха разрабатывается  врачом - сурдологом в срок не позднее 6-месячного возраста ребенка.

Для обеспечения аудиологического скрининга в 2009-2010 годах за счет федерального бюджета в область осуществлялись поставки специального медицинского оборудования и профессиональная подготовка медицинских работников, осуществляющих аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни.

Ограниченный объем поставки оборудования позволил оснастить только 10 крупных акушерских отделений центральных районных больниц, 8 родильных домов, реализующих первый  этап скрининга, и сурдологический центр ГБУЗ "Нижегородская областная детская клиническая больница".

В результате на первом этапе аудиологического скрининга обследовано 26 797 детей (охват новорожденных универсальным аудиологическим скринингом составил 81%), выявлено 703 ребенка с нарушениями слуха; на втором этапе обследовано 703 ребенка (100%), выявлено с нарушением слуха 22 ребенка. Нуждались в проведении операции кохлеарной имплантации 3 ребенка, выполнено оперативное лечение методом кохлеарной имплантации 3 детям (100% от числа нуждающихся детей).

Проанализировав итоги проведения аудиологического скрининга в 2010 году, Министерство здравоохранения и социальной политики Российской Федерации письмом от 10 февраля 2011 года № 15-3/10/2-1315 направило в субъекты рекомендации о  принятии дополнительных мер по обеспечению не менее 95% новорожденных аудиологическим скринингом и усилению работы по отбору детей с нарушениями слуха на проведение кохлеарной имплантации.

В 2011 году изменен порядок финансирования мероприятий по проведению неонатального и аудиологического скрининга.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»