МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 февраля 2011 года N 15-3/10/2-1315
О проведении аудиологического скрининга
С целью снижения числа детей-инвалидов, страдающих глухотой осуществляется реализация комплекса мероприятий по профилактике тугоухости и глухоты, организации и проведению ранней диагностики нарушений слуха, а также медико-психолого-педагогической реабилитации с использованием современных технологий.
С 2008 года в субъектах Российской Федерации начато внедрение универсального аудиологического скрининга, который позволил своевременно выявить нарушения слуха у детей раннего возраста и оказать им необходимую медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, и эффективную реабилитацию.
Для обеспечения аудиологического скрининга в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008-2010 годах за счет федерального бюджета осуществлялись поставки специального медицинского оборудования и профессиональная подготовка медицинских работников, осуществляющих аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
За период 2008-2010 годов для обеспечения аудиологического скрининга медицинское оборудование поставлено в 2549 учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения (на общую сумму 320 млн. рублей) 83 субъектов Российской Федерации, в т.ч. в 2008 году - 500 единиц (на общую сумму 84 млн. рублей), в 2009 году - 494 единицы (на общую сумму 108 млн. рублей), в 2010 году - 1555 единиц (на общую сумму 128 млн. рублей).
В 2011 году на закупку оборудования и расходных материалов для аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения выделено 59,8 млн. рублей (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 1140 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для аудиалогического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения").
Повышение квалификации по программе "Аудиологический скрининг новорожденных" проведено у 2,1 тысяч медицинских работников учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющих универсальный аудиологический скрининг.
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации проанализирована информация органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения по итогам проведения аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни в 2010 году.
Анализ информации показывает, что к началу внедрения универсального аудиологического скрининга органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения была сформирована необходимая нормативная правовая база, определены учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, ответственные за организацию и проведение универсального аудиологического скрининга, а также определена потребность в медицинском оборудовании для обеспечения аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни и в профессиональной подготовке медицинских работников.
В проведении универсального аудиологического скрининга в 2010 году задействовано более 2,5 тыс. учреждений здравоохранения.
По состоянию на 31 декабря 2010 года аудиологическим скринингом охвачено порядка 1,115 млн. детей (более 90% детей от общего количества детей, подлежащих аудиологическому скринингу) в 61 субъекте Российской Федерации. Плановый показатель количества детей, подлежащих аудиологическому скринингу, составлял в 2010 году 1 млн. детей.
При этом, необходимо отметить, что на первом этапе проведения аудиологического скрининга (в родильных домах (отделениях), детских поликлиниках) выявлено 51286 детей с нарушениями слуха. На втором этапе проведения аудиологического скрининга (в центрах (кабинетах) реабилитации слуха), подтверждающего диагностику нарушений слуха, обследовано 28540 детей, выявлено 4646 детей с нарушениями слуха.
Таким образом, только 55% детей, у которых были выявлены нарушения слуха по результатам проведения первого этапа аудиологического скрининга, направлялись на второй этап скрининга в центры (кабинеты) реабилитации слуха для подтверждения диагностики нарушений слуха. Соответственно, каждый второй ребенок, у которого выявлены нарушения слуха по результатам проведения аудиологического скрининга в родильном доме (отделении), детской поликлинике, не прошел обследование в центре (кабинете) реабилитации слуха, что свидетельствует о неудовлетворительной организации и неполном обеспечении аудиологического скрининга.
Анализ информации о результатах обеспечения аудиологического скрининга показал, что по федеральным округам Российской Федерации показатель охвата скринингом детей значительно различался и составлял в Дальневосточном федеральном округе - 44%, Уральском федеральном округе - 78,3%, Северо-Западном федеральном округе - 81%, Сибирском федеральном округе - 81,2%, Южном федеральном округе - 94%, Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах - 96%, Центральном федеральном округе - 98,4%, при среднем показателе охвата скринингом детей (более 90%) в 61 субъекте Российской Федерации.
В Омской, Пензенской, Тульской областях, Пермском крае, Республиках Бурятия, Мордовия, Саха - Якутия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Кабардино-Балкарской, Чувашской республиках, г.Москве oxвaт аудиологическим скринингом детей составил более 90%.
Низкие показатели охвата аудиологическим скринингом детей отмечался в Республике Карелия - 26%, Ростовской области - 42%, Кировской области - 46%, Владимирской области - 48%, Калининградской области - 49%, Новосибирской области - 49,8%, Томской области - 49,9%, Ханты-Мансийском автономном округе - 50,4%, Ставропольском крае 60,8%, Кемеровской и Вологодской областях - 63%, городе Санкт-Петербурге - 63,7%, Красноярском крае - 66,8%.
Несмотря на то, что в 2009 году за счет средств федерального бюджета были осуществлены поставки медицинского оборудования для обеспечения аудиологического скрининга детей в Ивановскую, Рязанскую, Ульяновскую, Челябинскую, Амурскую области, Алтайский, Приморский края, Чеченскую Республику, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения не представлены отчеты о проведении аудиологического скрининга в 2010 году.
По результатам аудиологического скрининга, проведенного в 61 субъекте Российской Федерации в 2010 году, количество детей с нарушением слуха, состоящих под наблюдением под динамическим наблюдением в центре реабилитации слуха (кабинете), составило 10583 ребенка. Количество детей в возрасте до 3-х лет, нуждающихся в кохлеарной имплантации составило 268 человек.
Следует отметить, что в 16 субъектах Российской Федерации: Липецкой, Тамбовской, Ярославской, Астраханской, Оренбургской, Иркутской областях, Пермском, Красноярском, Хабаровском, Ставропольском краях, Республиках Адыгея, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Кабардино-Балкарской, Чувашской республиках отсутствуют дети в возрасте до 3-х лет, нуждающиеся в кохлеарной имплантации. В то же время, под динамическим наблюдением в центрах (кабинетах) реабилитации слуха состоят более 1,4 тысячи детей с нарушениями слуха.
В Белгородской, Владимирской, Воронежской, Калужской, Курганской, Ленинградской, Новгородской, Пензенской, Самарской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе количество детей в возрасте до 3-х лет, нуждающихся в кохлеарной имплантации, составляет 1-2 ребенка, а под динамическим наблюдением в центрах (кабинетах) реабилитации слуха состоят 2160 детей с нарушениями слуха.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточной организации работы по отбору детей с нарушениями слуха на проведение кохлеарной имплантации, как по месту жительства, так и по направлению детей на консультации в профильные федеральные учреждения здравоохранения для решения вопроса их дальнейшего лечения.
Учитывая вышеизложенное, при организации и проведении универсального аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни в 2011 году представляется необходимым:
проанализировать итоги организации и проведения аудиологического скрининга в субъекте Российской Федерации 2010 года;
принять меры по устранению недостатков, имевших место при проведении аудиологического скрининга в 2010 году;
провести анализ деятельности центров (кабинетов) реабилитации слуха в части их взаимодействия с учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющих первый этап аудиологического скрининга и обеспечения подтверждающей диагностики нарушений слуха у детей, выявленных с нарушениями слуха на первом этапе скрининга;
принять дополнительные меры по обеспечению не менее 95%( )новорожденных аудиологическим скринингом и своевременному предоставлению информации о количестве детей, обследованных на нарушения слуха в рамках проведения универсального аудиологического скрининга в соответствии с письмом Минздравсоцразвития России oт 5 февраля 2009 года N 15-3/10/2-691 "О представлении информации о проведении универсального аудиологического скрининга детей";
провести анализ эффективности реабилитационных мероприятий, в том числе кохлеарной имплантации, у детей с нарушениями слуха с учетом динамики показателей детской инвалидности, установленной по главному нарушению в состоянии здоровья - нарушению слуха;
усилить контроль за укомплектованностью учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, осуществляющих аудиологический скрининг, динамическое наблюдение за детьми с нарушениями слуха, медицинскими кадрами, имеющими соответствующий уровень профессиональной подготовки и владеющими современными технологиями;
при взятии под динамическое наблюдение детей с нарушениями слуха в центрах (кабинетах) реабилитации своевременно осуществлять отбор детей, подлежащих кохлеарной имплантации, и их направление на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в установленном порядке.
В.И.Скворцова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка