ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2011 года № 811
Об утверждении областной целевой программы "Сохранение,
возрождение и развитие народных художественных промыслов
Нижегородской области в 2012-2014 годах"
(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 28 октября 2013 года № 780
_______________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 15.08.2012 № 550;
постановлением Правительства Нижегородской области от 13.11.2012 № 812;
постановлением Правительства Нижегородской области от 20.08.2013 № 566;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.09.2013 № 679;
постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2013 № 1035
------------------------------------------------------------------------
В целях повышения эффективности и результативности системы государственной поддержки и обеспечения условий сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов Нижегородской области как важной части национальной культуры и создания условий, обеспечивающих динамичное развитие народных художественных промыслов как отрасли промышленного производства, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2012 - 2014 годах" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области ежегодно предусматривать в областном бюджете средства на финансирование мероприятий Программы с учетом возможности доходной части областного бюджета на соответствующий финансовый год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.
4. Пункт утратил силу постановлением Правительства области от 31.12.2013 № 1035 -см.предыдущую редакцию
Губернатор В.П. Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 7 октября 2011 года № 811
Наименование Программы | Областная целевая программа "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2012-2014 годах" | |||||
Основание для разработки Программы | 1. Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах". 3. Приказ Минпромторга России от 24 сентября 2009 года № 854 "Об утверждении Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года". 4. Закон Нижегородской области от 29 января 2001 года № 165-З "О народных художественных промыслах Нижегородской области". 5. Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года". | |||||
Государственный заказчик Программы | Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области | |||||
Основной разработчик Программы | Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области | |||||
Основная цель Программы | Сохранение НХП Нижегородской области как важной части национальной культуры и создание условий, обеспечивающих динамичное развитие НХП как отрасли промышленного производства | |||||
Основные задачи Программы | 1. Информационно-аналитическое обеспечение развития отрасли НХП. 2. Обеспечение финансовой государственной поддержки развития отрасли НХП. 3. Маркетинговая поддержка продвижения и стимулирования сбыта продукции, производимой субъектами НХП Нижегородской области, на российский и международный рынки. 4. Кадровое обеспечение отрасли НХП. 5. Совершенствование нормативного правового регулирования отрасли НХП. 6. Обеспечение научно-методического подхода к управлению сохранением, возрождением и развитием отрасли НХП. | |||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2012-2014 годы, в том числе: I этап - 2012 год - создание условий для функционирования субъектов НХП, в том числе за счет совершенствования региональной нормативной правовой базы, введения и реализации новых программных мероприятий государственной поддержки, обеспечение доступа к финансовым ресурсам и создаваемой товаропроводящей сети. II этап - 2013-2014 годы - создание условий, обеспечивающих субъектам НХП возможность реализации программ развития. Создание благоприятных условий для развития ремесленничества в сфере ДПИ. Подведение итогов Программы и формирование предложений на дальнейший период. | |||||
Исполнители основных мероприятий Программы | - министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; - министерство финансов Нижегородской области; - открытое акционерное общество "Художественные промыслы (по согласованию); - Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области (по согласованию); - Объединение работодателей "Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей" (по согласованию); - торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию); - субъекты НХП (при условии участия) | |||||
Позиция "Объемы и источники" изложена в новой редакции постановлением Правительства области от 31.12.2013 № 1035 -см.предыдущую редакцию | ||||||
Объемы и источники финансирования Программы | Наименование государственных заказчиков | Источники финансирования | По годам, в тыс. руб. | |||
2012 | 2013 | 2014 | Всего за период реализации Программы | |||
Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области | Всего, в т.ч.: | 50614,25 | 47488,75 | 52205,00 | 150308,00 | |
областной бюджет, в т.ч.: | 7376,30 | 6197,25 | 13516,00 | 27089,55 | ||
капвложения | ||||||
НИОКР | ||||||
прочие расходы | 7376,30 | 6197,25 | 13516,00 | 27089,55 | ||
федеральный бюджет, в т.ч.: | 4000,00 | 4000,00 | ||||
капвложения | ||||||
НИОКР | ||||||
прочие расходы | 4000,00 | 4000,00 | ||||
местный бюджет, в т.ч.: | 630,00 | 910,00 | 880,00 | 2420,00 | ||
капвложения | ||||||
НИОКР | ||||||
прочие расходы | 630,00 | 910,00 | 880,00 | 2420,00 | ||
прочие источники, в т.ч.: | 42607,95 | 36381,50 | 37809,00 | 116798,45 | ||
капвложения | ||||||
НИОКР | ||||||
прочие расходы | 42607,95 | 36381,50 | 37809,00 | 116798,45 | ||
Система организации контроля за исполнением Программы | Информация о ходе выполнения Программы представляется в министерство экономики Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области. В процессе реализации Программы готовятся квартальные, полугодовые и годовые отчеты. Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области | |||||
Индикаторы достижения цели Программы | В результате реализации программных мероприятий (по итогам 2014 года) предполагается достижение следующих результатов: - количество субъектов НХП (юридических лиц), ед. - 25; (абзац второй в редакции постановления Правительства области от 15.08.2012 № 550- см. предыдущую редакцию) - общий объем отгруженной продукции (по субъектам НХП, кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП), млн. руб. - 860; - объем реализованной продукции НХП (по субъектам НХП, кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП), млн. руб. - 697; - доля продукции НХП в общем объеме отгруженной продукции (по субъектам НХП, кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП), % - 80; - средняя списочная численность работников субъектов НХП (кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП), чел. - не менее 1900; (абзац шестой в редакции постановления Правительства области от 15.08.2012 № 550- см. предыдущую редакцию) - средний размер заработной платы в субъектах НХП (кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП), руб. - не менее 11000; - налоговые поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области (по субъектам НХП, кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП), млн. руб. - 70. |
_________________________________________
По тексту программы аббревиатура "ГП НО ХП" заменена аббревиатурой "ОАО ХП"
_________________________________________
Современное состояние НХП в России
Эффективность функционирования организаций НХП непосредственным образом зависит от степени и направленности государственного влияния и содействия, причем государственное регулирование организаций НХП должно носить не спонтанный, а постоянный характер, так как изделия НХП не являются товарами первой необходимости.
Несмотря на определенную работу по сохранению и развитию НХП, проводимую как руководителями действующих организаций НХП, так и органами государственной власти Российской Федерации, продолжается стабильное падение объемов производства и реализации продукции НХП, сокращение численности мастеров и художников, старение творческих коллективов. Прерывается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологии молодым мастерам, среднемесячная заработная плата остается сравнительно невысокой.
Мировой финансово-экономический кризис конца 2008 года усугубил ситуацию в отрасли НХП.
Так, за 2 последних года (2009-2010) объем производства в существующих ценах возрос на 12%. Однако, учитывая повышение тарифов на энергоресурсы, увеличение стоимости сырья и материалов и в целом уровень инфляции, объем производства снизился почти на 20%.
Только в 2010 году 21 субъект Российской Федерации или около 40% от общего количества допустили снижение объемов производства. Весь прирост 740 млн.рублей обеспечен несколькими регионами. Из данной суммы - 300 млн.рублей получено за счет Московской области, 145 млн.рублей - за счет Республики Дагестан, 111 млн.рублей обеспечила Нижегородская область.
Основными причинами нынешнего состояния отрасли НХП являются:
- слабые темпы проведения модернизации действующих производств,
- отсутствие федерального органа исполнительной власти, координирующего работу НХП на федеральном уровне.
В 2009-2010 годах резко сократился объем государственного (муниципального) заказа.
Медленно ведется работа по созданию товаропроводящей сети для реализации изделий НХП. Ассоциацией "НХП России" подготовлен проект федерального закона о создании системы государственных закупок (государственного заказа) изделий НХП признанного художественного достоинства для создания подарочного фонда федеральных, региональных органов власти и органов МСУ.
За последнее время резко выросли цены на хлопок, серебро, другие материалы, используемые в производстве изделий НХП. В связи с этим, необходимо решить положительно на государственном уровне вопрос по установлению нулевых пошлин на импорт сырья и материалов, не имеющих аналогов не только в России, но и в таможенном союзе.
Большие потери несут НХП России от реализации на территории нашей страны низкокачественной контрафактной продукции и подделок, преимущественно низкого качества. В этих условиях необходимо при импорте продукции, аналогичной продукции НХП, расширить перечень сертифицируемых параметров качества импортируемых изделий.
Кроме того, необходимо разработать и принять технические регламенты на изделия НХП в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий НХП.
И, наконец, в целях обеспечения защиты отечественных производителей продукции НХП необходимо увеличить таможенные пошлины на ввоз конкурирующих с продукцией НХП импортных товаров.
Защита рынка НХП от подделок обеспечивается в том числе благодаря проведению субъектами НХП мероприятий по регистрации средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара и другого).
В целях стимулирования активности субъектов НХП по проведению мероприятий, связанных с получением охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, государственная поддержка может выражаться в форме субсидий на возмещение части затрат, связанных с проведением данных мероприятий. Такую поддержку получают, преимущественно, организации НХП на федеральном уровне.
В условиях наводнения рынка НХП импортной продукцией низкого художественного уровня и подделками возрастает роль такой формы государственной поддержки отечественных производителей продукции НХП как введение мер таможенного протекционизма.
В целом текущее состояние отрасли НХП свидетельствует о том, что предпринятые меры законодательной, организационной и финансовой государственной поддержки НХП на федеральном уровне не дают основания говорить, что НХП как уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную законодательную и материальную базу не только для развития, но даже для сохранения.
Состояние отрасли НХП в Нижегородской области
Нижегородская область относится к наиболее значимым и представительным центрам традиционного бытования НХП России. Сегодня Нижегородская область занимает первое место в Российской Федерации по числу сохраненных НХП. По итогам 2010 года она занимает почетное третье место после Московской области и Республики Дагестан по объемам производства изделий НХП.
В Нижегородской области по состоянию на 1 января 2011 года осуществляют свою деятельность 50 субъектов НХП. (абзац второй в редакции постановления Правительства области от 15.08.2012 № 550- см. предыдущую редакцию)
Сегментирование субъектов НХП Нижегородской области по группам и наименованию выпускаемой продукции НХП приведено в таблице 1.
Таблица 1
(таблица 1 в новой редакции постановления Правительства области от 15.08.2012 № 550- см. предыдущую редакцию)
Индивидуальные предприниматели | |||
1-20 | Индивидуальные предприниматели (Вознесенский район) | Группа 1 | Изделия НХП из различных пород дерева |
21-22 | Индивидуальные предприниматели (Городецкий район) | Группа 1 | Изделия НХП из различных пород дерева |
23 | Индивидуальные предприниматели (Кулебакский район) | Группа 2 | Гончарный промысел |
24 | Индивидуальные предприниматели (Богородский район) | Группа 1 | Гончарный промысел |
25 | Индивидуальные предприниматели (Богородский район) | Группа 1 | Музыкальные инструменты, изготовленные в традициях местной локальной художественной культуры |
------------------------
<*> Группа 1 - субъекты НХП (предприятия и ПБОЮЛ), в общем объеме отгруженной продукции которых доля продукции НХП составляет не менее 50%.
<**> Группа 2 - субъекты НХП (малые предприятия, в том числе сельскохозяйственные и ПБОЮЛ, производящие изделия НХП), в общем объеме отгруженной продукции которых доля продукции НХП составляет менее 50%.
Согласно действующему законодательству и в рамках настоящей Программы cубъекты НХП (организации, ПБОЮЛ) имеют право на государственную, в том числе финансовую поддержку, если доля изделий НХП в общем объеме отгруженной продукции составляет не менее 50% (группа 1).
Кроме того, в рамках настоящей Программы имеют право на поддержку (кроме финансовой) малые предприятия, включая сельскохозяйственные малые предприятия и ПБОЮЛ, занятые в сфере НХП, доля изделий НХП в общем объеме отгруженной продукции которых составляет менее 50% (группа 2).