Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 октября 2011 года № 811

Об утверждении областной целевой программы "Сохранение,
возрождение и развитие народных художественных промыслов
Нижегородской области в 2012-2014 годах"

(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 28 октября 2013 года № 780
_______________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 15.08.2012 № 550;
постановлением Правительства Нижегородской области от 13.11.2012 № 812;
постановлением Правительства Нижегородской области от 20.08.2013 № 566;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.09.2013 № 679;
постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2013 № 1035                 
------------------------------------------------------------------------



В целях повышения эффективности и результативности системы государственной поддержки и обеспечения условий сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов Нижегородской области как важной части национальной культуры и создания условий, обеспечивающих динамичное развитие народных художественных промыслов как отрасли промышленного производства, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2012 - 2014 годах" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области ежегодно предусматривать в областном бюджете средства на финансирование мероприятий Программы с учетом возможности доходной части областного бюджета на соответствующий финансовый год.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.

4. Пункт утратил силу постановлением Правительства области от 31.12.2013 № 1035 -см.предыдущую редакцию




Губернатор                                                                              В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 7 октября 2011 года № 811

     

     ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
     "СОХРАНЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНЫХ
     ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ
     ОБЛАСТИ В 2012 - 2014 ГОДАХ"

     (далее - Программа)
(в ред. постановлений Правительства области от 15.08.2012 № 550; от 20.08.2013 № 566;от 25.09.2013 № 679;
от 31.12.2013 № 1035)

     

     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Областная целевая программа "Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2012-2014 годах"

Основание для разработки Программы

1. Федеральный закон от 6 января 1999 года № 7-ФЗ "О народных художественных промыслах".

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1994 года № 1987 "О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов".

3. Приказ Минпромторга России от 24 сентября 2009 года № 854 "Об утверждении Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года".

4. Закон Нижегородской области от 29 января 2001 года № 165-З "О народных художественных промыслах Нижегородской области".

5. Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года".  

Государственный заказчик Программы

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Основной разработчик Программы

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Основная цель Программы

Сохранение НХП Нижегородской области как важной части национальной культуры и создание условий, обеспечивающих динамичное  развитие НХП как отрасли промышленного производства

Основные задачи Программы

1. Информационно-аналитическое обеспечение развития отрасли НХП.

2. Обеспечение финансовой государственной поддержки развития отрасли НХП.

3. Маркетинговая поддержка продвижения и стимулирования сбыта продукции, производимой субъектами НХП Нижегородской области, на российский и международный рынки.

4. Кадровое обеспечение отрасли НХП.

5. Совершенствование нормативного правового регулирования отрасли НХП.

6. Обеспечение научно-методического подхода к управлению сохранением, возрождением и развитием отрасли НХП.

Сроки и этапы реализации Программы

     2012-2014 годы, в том числе:

I этап - 2012 год - создание условий для функционирования субъектов НХП, в том числе за счет совершенствования региональной нормативной правовой базы, введения и реализации новых программных мероприятий государственной поддержки, обеспечение доступа к финансовым ресурсам и  создаваемой товаропроводящей сети.

II этап - 2013-2014 годы - создание условий, обеспечивающих субъектам НХП возможность реализации программ развития. Создание благоприятных условий для развития ремесленничества в сфере ДПИ. Подведение итогов Программы и формирование предложений на дальнейший период.

Исполнители основных мероприятий Программы
(позиция в редакции
постановления Правительства области
от 15.08.2012 № 550
-
см. предыдущую редакцию)

- министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

- министерство финансов Нижегородской области;
- министерство образования Нижегородской области;
- органы местного самоуправления (по согласованию);

- открытое акционерное общество "Художественные промыслы (по согласованию);

- Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области (по согласованию);

- Объединение работодателей "Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей" (по согласованию);

- торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию);

- субъекты НХП (при условии участия)

Позиция "Объемы и источники" изложена в новой редакции постановлением Правительства области от 31.12.2013 № 1035 -см.предыдущую редакцию

Объемы и источники финансирования Программы

Наименование государственных заказчиков

Источники финансирования

По годам, в тыс. руб.

2012

2013

2014

Всего за период реализации Программы

Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области

Всего, в т.ч.:

50614,25

47488,75

52205,00

150308,00

областной бюджет, в т.ч.:

7376,30

6197,25

13516,00

27089,55

капвложения

НИОКР

прочие расходы

7376,30

6197,25

13516,00

27089,55

федеральный бюджет, в т.ч.:

4000,00

4000,00

капвложения

НИОКР

прочие расходы

4000,00

4000,00

местный бюджет, в т.ч.:

630,00

910,00

880,00

2420,00

капвложения

НИОКР

прочие расходы

630,00

910,00

880,00

2420,00

прочие источники, в т.ч.:

42607,95

36381,50

37809,00

116798,45

капвложения

НИОКР

прочие расходы

42607,95

36381,50

37809,00

116798,45

Система организации контроля за исполнением Программы

Информация о ходе выполнения Программы представляется в министерство экономики Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области. В процессе реализации Программы готовятся квартальные, полугодовые и годовые отчеты. Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

Индикаторы достижения цели Программы

В результате реализации программных мероприятий (по итогам 2014 года) предполагается достижение следующих результатов:

- количество субъектов НХП (юридических лиц), ед. - 25; (абзац второй в редакции постановления Правительства области от 15.08.2012 № 550- см. предыдущую редакцию)

- общий объем отгруженной продукции (по субъектам НХП, кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП), млн. руб. - 860;

- объем реализованной продукции НХП (по субъектам НХП, кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП), млн. руб. - 697;

- доля продукции НХП в общем объеме отгруженной продукции (по субъектам НХП, кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП), % - 80;

- средняя списочная численность работников субъектов НХП (кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП), чел. - не менее 1900; (абзац шестой в редакции постановления Правительства области от 15.08.2012 № 550- см. предыдущую редакцию)

- средний размер заработной платы в субъектах НХП (кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП),  руб. - не менее 11000;

- налоговые поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области (по субъектам НХП, кроме ПБОЮЛ, занятых в сфере НХП, и организаций инфраструктуры поддержки НХП), млн. руб. - 70.


2. ТЕКСТ ПРОГРАММЫ  

_________________________________________
По тексту программы аббревиатура "ГП НО ХП" заменена аббревиатурой "ОАО ХП"

_________________________________________      



2.1. Содержание проблемы

Современное состояние НХП в России

Эффективность функционирования организаций НХП непосредственным образом зависит от степени и направленности государственного влияния и содействия, причем государственное регулирование организаций НХП должно носить не спонтанный, а постоянный характер, так как изделия НХП не являются товарами первой необходимости.

Несмотря на определенную работу по сохранению и развитию НХП, проводимую как руководителями действующих организаций НХП, так и органами государственной власти Российской Федерации, продолжается стабильное падение объемов производства и реализации продукции НХП, сокращение численности мастеров и художников, старение творческих коллективов. Прерывается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологии молодым мастерам, среднемесячная заработная плата остается сравнительно невысокой.

Мировой финансово-экономический кризис конца 2008 года усугубил ситуацию в отрасли НХП.

Так, за 2 последних года (2009-2010) объем производства в существующих ценах возрос на 12%. Однако, учитывая повышение тарифов на энергоресурсы, увеличение стоимости сырья и материалов и в целом уровень инфляции, объем производства снизился почти на 20%.

Только в 2010 году 21 субъект Российской Федерации или около 40% от общего количества допустили снижение объемов производства. Весь прирост 740 млн.рублей обеспечен несколькими регионами. Из данной суммы - 300 млн.рублей получено за счет Московской области, 145 млн.рублей - за счет Республики Дагестан, 111 млн.рублей обеспечила Нижегородская область.  

Основными причинами нынешнего состояния отрасли НХП являются:

- слабые темпы проведения модернизации действующих производств,

- отсутствие федерального органа исполнительной власти, координирующего работу НХП на федеральном уровне.

В 2009-2010 годах резко сократился объем государственного (муниципального) заказа.

Медленно ведется работа по созданию товаропроводящей сети для реализации изделий НХП. Ассоциацией "НХП России" подготовлен проект федерального закона о создании системы государственных закупок (государственного заказа) изделий НХП признанного художественного достоинства для создания подарочного фонда федеральных, региональных органов власти и органов МСУ.

За последнее время резко выросли цены на хлопок, серебро, другие материалы, используемые в производстве изделий НХП. В связи с этим, необходимо решить положительно на государственном уровне вопрос по установлению нулевых пошлин на импорт сырья и материалов, не имеющих аналогов не только в России, но и в таможенном союзе.

Большие потери несут НХП России от реализации на территории нашей страны низкокачественной контрафактной продукции и подделок, преимущественно низкого качества. В этих условиях необходимо при импорте продукции, аналогичной продукции НХП, расширить перечень сертифицируемых параметров качества импортируемых изделий.

Кроме того, необходимо разработать и принять технические регламенты на изделия НХП в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий НХП.

И, наконец, в целях обеспечения защиты отечественных производителей продукции НХП необходимо увеличить таможенные пошлины на ввоз конкурирующих с продукцией НХП импортных товаров.

Защита рынка НХП от подделок обеспечивается в том числе благодаря проведению субъектами НХП мероприятий по регистрации средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара и другого).

В целях стимулирования активности субъектов НХП по проведению мероприятий, связанных с получением охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, государственная поддержка может выражаться в форме субсидий на возмещение части затрат, связанных с проведением данных мероприятий. Такую поддержку получают, преимущественно, организации НХП на федеральном уровне.

В условиях наводнения рынка НХП импортной продукцией низкого художественного уровня и подделками возрастает роль такой формы государственной поддержки отечественных производителей продукции НХП как введение мер таможенного протекционизма.

В целом текущее состояние отрасли НХП свидетельствует о том, что  предпринятые меры законодательной, организационной и финансовой государственной поддержки НХП на федеральном уровне не дают основания говорить, что НХП как уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную законодательную и материальную базу не только для развития, но даже для сохранения.

Состояние отрасли НХП в Нижегородской области

Нижегородская область относится к наиболее значимым и представительным центрам традиционного бытования НХП России. Сегодня Нижегородская область занимает первое место в Российской Федерации по числу сохраненных НХП. По итогам 2010 года она занимает почетное третье место после Московской области и Республики Дагестан по объемам производства изделий НХП.

В Нижегородской области по состоянию на 1 января 2011 года осуществляют свою деятельность 50 субъектов НХП. (абзац второй в редакции постановления Правительства области от 15.08.2012 № 550- см. предыдущую редакцию)

Сегментирование субъектов НХП Нижегородской области по группам и наименованию выпускаемой продукции НХП приведено в таблице 1.

                                                     

 Таблица 1

(таблица 1 в новой редакции постановления Правительства области от 15.08.2012 № 550- см. предыдущую редакцию)    

Индивидуальные предприниматели

1-20

Индивидуальные предприниматели (Вознесенский район)

Группа 1

Изделия НХП из различных пород дерева

21-22

Индивидуальные предприниматели (Городецкий  район)

Группа 1

Изделия НХП из различных пород дерева

23

Индивидуальные предприниматели (Кулебакский район)

Группа 2

Гончарный промысел

24

Индивидуальные предприниматели (Богородский район)

Группа 1

Гончарный промысел

25

Индивидуальные предприниматели (Богородский район)

Группа 1

Музыкальные инструменты, изготовленные в традициях местной локальной художественной культуры

------------------------

<*> Группа 1 - субъекты НХП (предприятия и ПБОЮЛ), в общем объеме отгруженной продукции которых доля продукции НХП составляет не менее 50%.

<**> Группа 2 - субъекты НХП (малые предприятия, в том числе сельскохозяйственные и ПБОЮЛ, производящие изделия НХП), в общем объеме отгруженной продукции которых доля продукции НХП составляет менее 50%.

Согласно действующему законодательству и в рамках настоящей Программы cубъекты НХП (организации, ПБОЮЛ) имеют право на государственную, в том числе финансовую поддержку, если доля изделий НХП в общем объеме отгруженной продукции составляет не менее 50% (группа 1).

Кроме того, в рамках настоящей Программы имеют право на поддержку (кроме финансовой) малые предприятия, включая сельскохозяйственные малые предприятия и ПБОЮЛ, занятые в сфере НХП, доля изделий НХП в общем объеме отгруженной продукции которых составляет менее 50% (группа 2).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»