ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2011 года № 537
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года № 1237 "О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака" и от 27 декабря 2010 года № 1140 "О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения" и в целях внедрения инновационных технологий по профилактике заболеваний в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Совершенствование медико-профилактической помощи населению Нижегородской области и формирование здорового образа жизни" на 2011 год (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в Законе Нижегородской области от 21 декабря 2010 года № 209-З "Об областном бюджете на 2011 год" министерству здравоохранения Нижегородской области.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2009 года № 644 "Об утверждении областной целевой программы "Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению Нижегородской области, включая формирование здорового образа жизни" на 2009 - 2011 годы";
постановление Правительства Нижегородской области от 8 июня 2010 года № 342 "О внесении изменений в областную целевую программу "Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению Нижегородской области, включая формирование здорового образа жизни" на 2009 - 2011 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2009 года № 644";
постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2010 года № 958 "О внесении изменений в областную целевую программу "Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи населению Нижегородской области, включая формирование здорового образа жизни" на 2009 - 2011 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2009 года № 644".
4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А.Суворова.
И.о.Губернатора В.А.Иванов
Областная целевая программа
"Совершенствование медико-профилактической помощи населению
Нижегородской области и формирование здорового образа жизни"
на 2011 год
1.1. Наименование Программы | - областная целевая программа "Совершенствование медико-профилактической помощи населению Нижегородской области и формирование здорового образа жизни" на 2011 год (далее - Программа) | ||
1.2. Основание для разработки Программы | - Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р); - приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 августа 2009 года № 597н "Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака"; - приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 марта 2006 года № 185 "О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания"; - приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года № 155н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология" и "сурдология- оториноларингология". | ||
1.3. Государственный заказчик Программы | - министерство здравоохранения Нижегородской области | ||
1.4. Основной разработчик Программы | - министерство здравоохранения Нижегородской области | ||
1.5. Цель Программы | - сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. | ||
1.6. Основные задачи Программы | - формирование идеологии здорового образа жизни; - повышение эффективности деятельности и развитие сети учреждений, оказывающих медико-профилактическую помощь населению; - обеспечение доступности неонатального и аудиологического скрининга новорожденных | ||
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | 2011 год Программа реализуется в один этап | ||
1.8. Исполнители основных мероприятий | - министерство здравоохранения Нижегородской области; - органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия) | ||
1.9. Объемы и источники финансирования (тысяч рублей) | |||
Наименование государственного заказчика | Источник финансирования | Объем финансирования (год, в разрезе источников) | |
Министерство здравоохранения Нижегородской области | 2011 (тыс. руб.) | Всего (тыс. руб.) | |
Всего, в том числе: | 27 857,5 | 27 857,5 | |
Областной бюджет, в т.ч.: | 8 237,6 | 8 237,6 | |
капвложения | |||
НИОКР | |||
прочие расходы | 8 237,6 | 8 237,6 | |
Федеральный бюджет, в т.ч.: | 19 619,9 | 19 619,9 | |
капвложения | |||
НИОКР | |||
прочие расходы | 19 619,9 | 19 619,9 | |
Местный бюджет, в т.ч.: | 0,0 | 0,0 | |
капвложения | |||
НИОКР | |||
прочие расходы | 0,0 | 0,0 | |
Прочие источники, в т.ч.: | 0,0 | 0,0 | |
капвложения | |||
НИОКР | |||
прочие расходы | 0,0 | 0,0 | |
Итого по Программе | Всего, в том числе: | 27 857,5 | 27 857,5 |
Областной бюджет, в т.ч.: | 8 237,6 | 8 237,6 | |
капвложения | |||
НИОКР | |||
прочие расходы | 8 237,6 | 8 237,6 | |
Федеральный бюджет, в т.ч.: | 19 619,9 | 19 619,9 | |
капвложения | |||
НИОКР | |||
прочие расходы | 19 619,9 | 19 619,9 | |
Местный бюджет, в т.ч.: | 0,0 | 0,0 | |
капвложения | |||
НИОКР | |||
прочие расходы | 0,0 | 0,0 | |
Прочие источники, в т.ч.: | 0,0 | 0,0 | |
капвложения | |||
НИОКР | |||
прочие расходы | 0,0 | 0,0 | |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | - контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области | ||
1.11. Индикаторы достижения цели Программы | - увеличение охвата населения социальной рекламой, направленной на формирование здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, с 400 000 человек до 420 000 человек; - увеличение доли лиц, мотивированных на ведение здорового образа жизни из числа обратившихся в центры здоровья, с 90% до 92%; - снижение уровня детской инвалидности с 200,0 до 190,0 на 10 000 детского населения. |
2.1. Содержание проблемы
В соответствии с основными направлениями развития здравоохранения, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, одним из приоритетов государственной политики должно стать сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения профилактической направленности медицинской помощи, оказываемой населению.
По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, качества жизни и доступности возможностей укрепления здоровья.
Несмотря на положительную динамику в показателях воспроизводства населения Нижегородской области, в 2010 году показатель смертности превысил рождаемость в 1,6 раза (17,9 случая на 1 тыс. населения, в целом по России в 2010 году - 14,3 случая).
Основными причинам смертности населения являются болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, несчастные случаи, отравления и травмы.
На протяжении многих лет общие тенденции смертности населения области определяет смертность лиц трудоспособного возраста. В общем числе умерших они составляют третью часть, при этом среди мужчин уровень смертности в 4 раза выше чем у женщин. Смертность мужчин трудоспособного возраста четко коррелирует с употреблением алкоголя, травмами и отравлениями, убийствами и самоубийствами. Из общего числа впервые признанных инвалидами около 45 процентов составляют лица трудоспособного возраста.
Ежегодно по данным обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения Нижегородской области регистрируется рост уровня общей заболеваемости. В 2010 году этот показатель остается высоким и составляет 1 652,8 на 1 тыс. населения, что превышает аналогичный показатель за последние 3 года на 11,6 %. Рост данного показателя по классам болезней неравномерен. Наибольшее увеличение - в 1,2 раза произошло по таким классам как: болезни эндокринной системы, болезни крови и кроветворных органов, болезни нервной системы, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни уха и сосцевидного отростка, болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани. С каждым годом в структуре заболеваемости увеличивается общая доля невротических и психических расстройств.
В основе этих заболеваний лежат управляемые факторы риска, связанные с образом жизни: низкая физическая активность, нерациональное питание, избыточная масса тела, курение, злоупотребление алкоголем, неумение справляться со стрессами.
На первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности стоит злоупотребление алкоголем (16,5%). При этом уровень розничной продажи алкогольной продукции и пива на душу населения Нижегородской области остается высоким и в пересчете на абсолютный алкоголь составляет около 8,49 литров в 2009 году без учета потребления нелегальной алкогольной продукции и суррогатов алкоголя.
По данным медицинской статистики заболеваемость алкоголизмом в Нижегородской области в 2010 году составила 58,8 на 100 000 населения, наркоманией - 14,3 на 100 000 населения, токсикоманией - 19,5 на 100 000 населения. При снижении темпов выявления наркологических больных на ранних стадиях и больных с синдромом зависимости от алкоголя и алкогольными психозами, выявленных с впервые в жизни установленным диагнозом, возросло число больных, пролеченных в наркологической службе анонимно, а также обращаемость больных в частнопрактикующие структуры.
Темпы роста курящих в нашей стране одни из самых высоких в мире, число курильщиков ежегодно возрастает на 1,5 - 2 процента. Вызывает большую настороженность распространение табакокурения среди молодежи. Показатель курящих детей в возрасте 11 - 17 лет составляет 36% (РФ - 34%). 8 516 детей состоят на учете как потребители наркотических и психотропных веществ.
Таким образом современный уровень распространенности вредных привычек наряду с низким уровнем стремления к сохранению собственного здоровья является серьезной угрозой для здоровья как нынешнего, так и будущего поколений.
У населения области еще не сформирована потребность в поддержании и укреплении собственного здоровья, у родителей - в рождении и воспитании здорового ребенка.
В этой связи одной из важнейших задач является необходимость сокращения бремени хронических заболеваний и преждевременной смертности посредством гигиенического воспитания и обучения населения, повышения уровня информированности населения о факторах риска развития заболеваний, повышения ответственности за сохранение здоровья.
Кроме того необходима широкая информационно-разъяснительная работа, нацеленная на формирование приоритета здорового образа жизни у населения области.
В сфере здравоохранения функция санитарно-гигиенического воспитания и образования, первичной профилактики социально-значимых заболеваний и укрепления здоровья населения возложена на службу медицинской профилактики, представленную областным центром медицинской профилактики (далее - ОЦМП), службой медицинской профилактики областных учреждений здравоохранения, профильными службами муниципальных учреждений здравоохранения, работающими на функциональной основе, отделениями и кабинетами медицинской профилактики.
Информационная работа с населением проводится в основном доступными и малозатратными методами в форме лекций, семинаров, конференций, вечеров вопросов и ответов, "круглых столов", организации конкурсов и выставок. Все более популярными в работе службы медицинской профилактики становятся такие формы работы как акции, кампании, пропагандистско-оздоровительные мероприятия, приуроченные в основном к всемирным и международным дням, связанным с охраной здоровья. В 2010 году было проведено 1 335 массовых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни; число участвующих в них составило 481 765 человек. Проведение этих акций и пропагандистско-оздоровительных мероприятий осуществляется в активном взаимодействии с вузами, Нижегородской молодежной лигой, областным центром молодежных инициатив, областной детской библиотекой, что доказало их актуальность именно у молодежи и подростков.
В учебных заведениях к участию в работе с детьми и молодежью привлекаются специалисты профильных служб (наркологи, дерматовенерологи, инфекционисты, психотерапевты, психологи и другие).
Для расширения охвата коммуникационной кампанией необходимо дальнейшее взаимодействие со средствами массовой информации, увеличение числа статей, теле- и радиопередач с привлечением главных специалистов профильных медицинских служб; информирующих о поведенческих факторах риска среди молодежи и наиболее актуальных проблемах, связанных со здоровьем, о мерах по его укреплению и предотвращению заболеваний, об имеющихся в области инфраструктурах для ведения здорового образа жизни.
Важным аспектом деятельности медицинских учреждений Нижегородской области по профилактике заболеваний, формированию навыков здорового образа жизни среди контингентов высокого риска является создание и развитие профилактических школ для населения (в том числе для родителей и детей). За 2010 год в "школах" обучено 134 516 человек. В 2011 - 2012 годах планируется обучение до 150 000 человек ежегодно.