Действующий

Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования Нижегородской области в 2011 году (с изменениями на 23 декабря 2011 года)


1. Характеристика проблем, на решение которых направлен
комплекс мер по модернизации системы общего
образования
Нижегородской области

    

Приоритетным стратегическим направлением деятельности Правительства Нижегородской области на перспективу до 2020 года является формирование  конкурентоспособного сектора реальной экономики региона на основе  высокотехнологичных производств и развития человеческого капитала.

Значимая роль в реализации вышеуказанного стратегического направления отводится системе образования, которая должна обладать современными программами, развитой инфраструктурой образовательных услуг и эффективными технологиями, позволяющими людям раскрыть творческий потенциал, реализоваться в производственной деятельности и построении профессиональной карьеры.

Стратегические направления развития регионального образовательного комплекса тесно сопряжены с программой модернизации национальной системы образования (далее - Программа), основными направлениями социально-экономического развития региона и призваны обеспечить:

- повышение доступности качественного образования;

- инновационное развитие экономики региона;

- удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина в сфере образования.

Направленность программы "Развитие образования Нижегородской области на 2011-2013 годы", утвержденной приказом министерства образования Нижегородской области от 07.09.2010 № 1009, на обновление содержательно-организационных механизмов на всех уровнях региональной системы образования призвана обеспечить её соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям страны и региона, а также повысить практическую ориентацию отрасли и её инвестиционную привлекательность.

Возможности реализации потенциала регионального научно-образовательного комплекса закладываются в системе общего образования.

В Нижегородской области общее количество общеобразовательных учреждений и их филиалов - 1093 ед., в них обучаются 284 712 учеников, работает 21 432 учителя. Нижегородская область занимает 12-е место среди регионов России по числу выпускников учащихся общеобразовательных учреждений.

Из общего количества школ 571 общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности (или 57,5% от общего количества школ). Из них:

- начальные  школы  наполняемостью  до  20  человек  составляют  86%  (61 учреждение из 71);

- основные школы наполняемостью до 100 человек - 95% (241 учреждение из 255);

- средние школы наполняемостью до 100 человек - 46 % (112 из 245 школ).

За 2009-2010 годы средняя наполняемость классов, классов-комплектов в сельской местности по Нижегородской области увеличилась на 1,8 чел. - с 9,1 до 10,9.

Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области оптимизируются муниципальные сети общеобразовательных учреждений, создается сеть базовых школ с филиальной сетью сельских малокомплектных школ. Производится обеспечение школ современным  оборудованием, транспортом, техническими средствами обучения.

Направления проекта модернизации общего образования Нижегородской области  (далее - Проект) следующие:

- введена новая система оплаты труда педагогических работников, ориентированная на результат;

- общеобразовательные учреждения переведены на нормативное подушевое финансирование, малокомплектные (малочисленные) общеобразовательные учреждения, норматив финансирования которых должен учитывать затраты, независящие от количества обучающихся (статья 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"), выведены на индивидуальное финансирование;

- введена новая система аттестации руководящих и педагогических кадров;

- проводится оптимизация сети и штатов  общеобразовательных учреждений;

- вводятся новые финансово-экономические механизмы, введена  система аутсорсинга в обеспечении общеобразовательных учреждений услугами, непосредственно не связанными с процессом обучения;

- расширяется общественное участие в управлении образованием.

Дальнейшее совершенствование системы образования Нижегородской области осуществляется в рамках:

- ведомственной целевой программы "Развитие образования Нижегородской области на 2011-2013 годы", утвержденной приказом министерства образования Нижегородской области от 07.09.2010 № 1009;

-  плана реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2010 - 2015 годов, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 21.07.2010 № 1445-р.

Мероприятия вышеуказанных ведомственной целевой программы и плана направлены на обеспечение получения качественного и доступного образования, удовлетворяющего потребностям экономики, общества и каждого гражданина.

Обеспечение государственных гарантий доступности образования осуществляется  посредством оптимизации региональной сети образовательных учреждений, которая достигается путём реализации таких региональных проектов как "Школьный автобус", развитием индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а также за счёт многообразия форм получения общего образования (домашнее, дистанционное, образование детей с особыми образовательными потребностями: в регионе реализуется проект "Организация и методика дистанционного обучения детей - инвалидов").

Принцип доступности, как один из важнейших принципов организации современного образования, нельзя рассматривать в отрыве от принципа качества образования. В Нижегородской области качество бюджетных образовательных услуг оценивается в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области "Об утверждении Порядка оценки соответствия качества фактически  предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества бюджетных услуг, предоставляемых за счёт средств областного бюджета населению Нижегородской области"; в настоящее время разработана Концепция оценки качества образовательной услуги в Нижегородской области, которая позволит создать  механизм оценки уровня предоставления населению образовательной услуги, что делает общее образование региона открытой системой для родителей и общества.