Приоритетным стратегическим направлением деятельности Правительства Нижегородской области на перспективу до 2020 года является формирование конкурентоспособного сектора реальной экономики региона на основе высокотехнологичных производств и развития человеческого капитала.
Значимая роль в реализации вышеуказанного стратегического направления отводится системе образования, которая должна обладать современными программами, развитой инфраструктурой образовательных услуг и эффективными технологиями, позволяющими людям раскрыть творческий потенциал, реализоваться в производственной деятельности и построении профессиональной карьеры.
Стратегические направления развития регионального образовательного комплекса тесно сопряжены с программой модернизации национальной системы образования (далее - Программа), основными направлениями социально-экономического развития региона и призваны обеспечить:
- повышение доступности качественного образования;
- инновационное развитие экономики региона;
- удовлетворение ожиданий общества и каждого гражданина в сфере образования.
Направленность программы "Развитие образования Нижегородской области на 2011-2013 годы", утвержденной приказом министерства образования Нижегородской области от 07.09.2010 № 1009, на обновление содержательно-организационных механизмов на всех уровнях региональной системы образования призвана обеспечить её соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям страны и региона, а также повысить практическую ориентацию отрасли и её инвестиционную привлекательность.
Возможности реализации потенциала регионального научно-образовательного комплекса закладываются в системе общего образования.
В Нижегородской области общее количество общеобразовательных учреждений и их филиалов - 1093 ед., в них обучаются 284 712 учеников, работает 21 432 учителя. Нижегородская область занимает 12-е место среди регионов России по числу выпускников учащихся общеобразовательных учреждений.
Из общего количества школ 571 общеобразовательное учреждение, расположенное в сельской местности (или 57,5% от общего количества школ). Из них:
- начальные школы наполняемостью до 20 человек составляют 86% (61 учреждение из 71);
- основные школы наполняемостью до 100 человек - 95% (241 учреждение из 255);
- средние школы наполняемостью до 100 человек - 46 % (112 из 245 школ).
За 2009-2010 годы средняя наполняемость классов, классов-комплектов в сельской местности по Нижегородской области увеличилась на 1,8 чел. - с 9,1 до 10,9.
Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области оптимизируются муниципальные сети общеобразовательных учреждений, создается сеть базовых школ с филиальной сетью сельских малокомплектных школ. Производится обеспечение школ современным оборудованием, транспортом, техническими средствами обучения.
Направления проекта модернизации общего образования Нижегородской области (далее - Проект) следующие:
- введена новая система оплаты труда педагогических работников, ориентированная на результат;
- общеобразовательные учреждения переведены на нормативное подушевое финансирование, малокомплектные (малочисленные) общеобразовательные учреждения, норматив финансирования которых должен учитывать затраты, независящие от количества обучающихся (статья 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"), выведены на индивидуальное финансирование;
- введена новая система аттестации руководящих и педагогических кадров;
- проводится оптимизация сети и штатов общеобразовательных учреждений;
- вводятся новые финансово-экономические механизмы, введена система аутсорсинга в обеспечении общеобразовательных учреждений услугами, непосредственно не связанными с процессом обучения;
- расширяется общественное участие в управлении образованием.
Дальнейшее совершенствование системы образования Нижегородской области осуществляется в рамках:
- ведомственной целевой программы "Развитие образования Нижегородской области на 2011-2013 годы", утвержденной приказом министерства образования Нижегородской области от 07.09.2010 № 1009;
- плана реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на период 2010 - 2015 годов, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 21.07.2010 № 1445-р.
Мероприятия вышеуказанных ведомственной целевой программы и плана направлены на обеспечение получения качественного и доступного образования, удовлетворяющего потребностям экономики, общества и каждого гражданина.
Обеспечение государственных гарантий доступности образования осуществляется посредством оптимизации региональной сети образовательных учреждений, которая достигается путём реализации таких региональных проектов как "Школьный автобус", развитием индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а также за счёт многообразия форм получения общего образования (домашнее, дистанционное, образование детей с особыми образовательными потребностями: в регионе реализуется проект "Организация и методика дистанционного обучения детей - инвалидов").
Принцип доступности, как один из важнейших принципов организации современного образования, нельзя рассматривать в отрыве от принципа качества образования. В Нижегородской области качество бюджетных образовательных услуг оценивается в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области "Об утверждении Порядка оценки соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества бюджетных услуг, предоставляемых за счёт средств областного бюджета населению Нижегородской области"; в настоящее время разработана Концепция оценки качества образовательной услуги в Нижегородской области, которая позволит создать механизм оценки уровня предоставления населению образовательной услуги, что делает общее образование региона открытой системой для родителей и общества.