ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2011 года № 37

Об утверждении Концепции развития систем и средств
обнаружения и тушения лесных пожаров в Нижегородской
области на период до 2015 года

(с изменениями на 30 ноября 2012 года)

------------------------------------------------------------

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Нижегородской области от 30.11.2012 № 869

------------------------------------------------------------


В целях обеспечения охраны лесов от пожаров Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития систем и средств обнаружения и тушения лесных пожаров в Нижегородской области на период до 2015 года (далее - Концепция).

2. Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области в целях реализации Концепции в срок до 1 апреля 2011 года подготовить изменения в областную целевую программу "Охрана, защита, воспроизводство лесов Нижегородской области на период до 2012 года", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 8 мая 2008 года № 186.

3. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области С.Ю.Ковезина. (п.4 в ред. постановления Правительства области от 30.11.2012 № 869- см. предыдущую редакцию)



     Губернатор                                                   В.П.Шанцев


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 28 января 2011 года № 37

Концепция
развития систем и средств обнаружения и тушения лесных
пожаров в Нижегородской области на период до 2015 года

Введение

Концепция развития систем и средств обнаружения и тушения лесных пожаров в Нижегородской области на период до 2015 года (далее - Концепция) отражает систему взглядов, принципов и приоритетов в деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области в сфере охраны лесов от пожаров.

Основными задачами охраны лесов от пожаров являются обнаружение лесных пожаров на ранней стадии, ограничение распространения огня и тушение пожаров. Выполнение этих задач обеспечивается проведением комплекса специальных противопожарных мер и мероприятий.

Правовую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области.

Процесс разработки Концепции состоял из двух этапов:

1 этап -  анализ существующей системы средств обнаружения и тушения лесных пожаров в Нижегородской области (далее  -  области).

2 этап - разработка среднесрочной (пятилетней) программы по реализации мероприятий, направленных на коренное изменение существующей системы пожарной безопасности лесов области.

На этапе анализа была проведена оценка существующих систем и средств обнаружения и тушения лесных пожаров, проанализированы подходы к организации мероприятий, направленных на ликвидацию лесных пожаров и минимизацию материального ущерба от воздействия огня на лес.

В результате анализа были выявлены недостатки сложившейся системы охраны лесов от пожаров  и проблемы, препятствующие ее развитию.

По результатам анализа были определены основные приоритеты развития систем и средств обнаружения и тушения лесных пожаров, при этом во внимание принималась способность создаваемых систем и средств по обнаружению и тушению лесных пожаров работать при различных классах пожарной опасности.

На основе данных анализа был разработан среднесрочный (пятилетний) план мероприятий по совершенствованию систем и средств обнаружения и тушения лесных пожаров.
     В настоящей Концепции использованы следующие понятия:

Пожарная безопасность в лесах - обеспечение состояния, которое уменьшает до минимума возможность возникновения пожаров в них, и условий для успешной ликвидации  загораний.

Пожарно-химические станции (ПХС) - специализированные структурные подразделения, организуемые в специализированных лесопожарных формированиях, государственных лесохозяйственных предприятиях, а также создаваемые лесопользователями с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров. Предполагается создание ПХС следующих типов: ПХС третьего типа (ПХС-3) являются специализированными лесопожарными формированиями, находящимися в центре пожароопасной зоны, создаются для ликвидации крупных лесных пожаров, создающих чрезвычайные ситуации. ПХС второго типа (ПХС-2) организуются как в государственных лесохозяйственных предприятиях как их структурные подразделения, так и в специализированных лесопожарных формированиях (ПХС -3) в качестве их филиалов.

Пожарная наблюдательная вышка (ПНВ) - разновидность пожарного наблюдательного пункта, служит для наблюдения лесных массивов с целью своевременного обнаружения очагов пожаров.

Лесной пожар - стихийное (неуправляемое) распространение огня в лесу (на покрытых и не покрытых лесной растительностью землях лесного фонда).

Низовой лесной пожар - пожар, распространяющийся по нижним ярусам лесной растительности, лесной подстилке, опаду.

Верховой лесной пожар - пожар, охватывающий  полог леса.

Торфяной лесной пожар - вид лесного пожара, при котором горит торфяной слой заболоченных и болотных почв.

1. Анализ нормативной базы в области
охраны лесов от пожаров


Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в лесах и охраны лесов от пожаров урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации организация охраны лесов, в том числе осуществление мер пожарной безопасности в лесах, является полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, переданным субъектам Российской Федерации и осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета.

Статьей 52 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Система обеспечения пожарной безопасности в лесах, развития сил и средств обнаружения и тушения лесных пожаров определена статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработка и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Конкретные меры пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  от 30 июня 2007 года № 417.

В соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации на лесных участках, предоставленных в аренду, строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, проведение работ по гидромелиорации, снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, иные мероприятия, определенные Правительством Российской Федерации, осуществляют арендаторы этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. На лесных участках, входящих в состав лесного фонда, не предоставленных в аренду или пользование, данные мероприятия возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Осуществление иных мер пожарной безопасности (мониторинг пожарной опасности в лесах, разработка планов тушения лесных пожаров, тушение лесных пожаров) как на арендованных лесных участках, так и на лесных участках, не предоставленных в пользование, также относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации реализуют полномочия по охране лесов от пожаров путем размещения заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Отдельные вопросы тушения лесных пожаров (например, привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров) регулируются нормами Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также Закона Нижегородской области от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Анализируя законодательство, регулирующее отношения в области обеспечения пожарной безопасности в лесах и охраны лесов от пожаров, следует отметить необходимость его совершенствования  в части системы взаимодействия в условиях таких чрезвычайных ситуаций на уровне субъекта Российской Федерации.

2. Пожароопасная обстановка в лесах
Нижегородской области

Леса Нижегородской области расположены на площади 3 млн. 805,6 тыс. га и занимают половину ее территории. Доля хвойных насаждений, наиболее опасных в пожарном отношении, составляет 51% от общей площади лесов. В соответствии с принятой классификацией леса области отнесены к высокому классу пожарной опасности (средний класс природной пожарной опасности по области - 2,5).

     

 

     

Рис. 1. Классы пожарной опасности

Ежегодно в области регистрируется около 650 лесных пожаров. Динамика пожарной обстановки в лесах Нижегородской области за период 1972-2010 годы приведена на рис. 2 и 3.

Рис. 2. Количество лесных пожаров, шт.


Рис. 3. Площадь лесных пожаров, тыс. га


Лесопожарная обстановка имеет определенную цикличность, характеризующуюся пиковыми значениями лесных пожаров. Можно выделить малые циклы продолжительностью 10-15 лет, и большие циклы продолжительностью 30-40 лет. При этом большие циклы характеризуются аномальной лесопожарной обстановкой, в пик которой площадь пожаров может достигать до 404 тыс. га (1972 год).

Не исключением стал и 2010 год, когда площадь участков лесного фонда, пройденных пожарами, увеличилась по сравнению с наиболее горимыми  2002 и 2006 годами за последнее десятилетие почти в 20 и 100 раз соответственно (табл.1).


Таблица 1

Сведения о лесных участках,
пройденных лесными пожарами в 2000-2010 г.г.

Год

Площадь участков лесного фонда,
пройденная пожарами, га.

Всего лесных

Лесные земли

Низовые

Верховые

Подземные

Нелесные земли

пожаров, шт.

2000

185

156

4

1

1

511

2001

765

640

69

139

1055

2002

7371

4580

1809

968

631

2182

2003

81

63

16

2

6

449

2004

63

53

2

4

371

2005

660

610

11

32

43

842

2006

1709

1521

165

4

117

556

2007

657,3

560,6

6,7

35

64,4

700

2008

246,6

243,8

-

2,8

24,9

197

2009

549,8

502,6

4,4

3,0

36,8

619

2010

168770

90417

77378

205

2280

1278


Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибших от лесных пожаров в 2010 году, увеличилась и составила  2,5 % от площади лесов (табл. 2).


Таблица 2

Целевые прогнозные показатели и критерии оценки деятельности по охране лесов от пожаров

№ п/п

Показатели

Годы

2007

2008

2009

2010

Прог- ноз

Факт

Прог- ноз

Факт

Прог- ноз

Факт

Прог- ноз

Факт

1.

Площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибших от лесных пожаров, га.

537

188

535

46

510

109

490

89672

2.

Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибших от лесных пожаров, %

0,015

0,005

0,015

0,001

0,014

0,003

0,014

2,5


Ущерб лесному хозяйству от лесных пожаров за 2000-2010 годы превысил 4,8 млрд. руб.

 


Рис.4. Ущерб лесному хозяйству от лесных пожаров за 2000-2010 годы

     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»