ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2010 года № 539
Об утверждении областной целевой программы
"Модернизация моногорода Павлово
Нижегородской области на 2010-2020 годы"
(с изменениями на 8 августа 2013 года)
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 16 августа 2013 года № 554
_______________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 30.09.2010 № 663;
постановлением Правительства Нижегородской области от 19.10.2010 № 701;
постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 № 313;
постановлением Правительства Нижегородской области от 08.08.2013 № 532
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с положениями Послания Президента Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, пунктом 2 протокола Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 28 июля 2010 года № 6 и в целях создания условий для обеспечения экономической и социальной стабильности в моногороде Павлово Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Модернизация моногорода Павлово Нижегородской области на 2010-2020 годы" (далее - Программа).
2. Органам исполнительной власти Нижегородской области:
2.1. Обеспечить реализацию Программы в пределах своей компетенции.
2.2. Привести в соответствие курируемые мероприятия на 2010-2013 годы, включенные (включаемые) в областные целевые, региональные и иные программы Нижегородской области, с мероприятиями Программы.
3. Рекомендовать администрации Павловского муниципального района, администрации города Павлово обеспечить реализацию мероприятий Программы.
4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
5. Контроль за реализацией Программы возложить на исполняющего обязанности Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.
Губернатор В.П. Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 25 августа 2010 года № 539
(в редакции постановления Правительства
Нижегородской области
от 8 августа 2013 года № 532)
Областная целевая программа
"Модернизация моногорода Павлово Нижегородской области
на 2010-2020 годы"
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
1.1. Наименование Программы | областная целевая программа "Модернизация моногорода Павлово Нижегородской области на 2010-2020 годы" (далее - Программа) |
1.2. Основание для разработки Программы | Послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года; протокол Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 28 июля 2010 года № 6 |
1.3. Государственный заказчик (координатор) Программы | министерство экономики Нижегородской области |
1.4. Основные разработчики Программы | министерство экономики Нижегородской области; администрация Павловского муниципального района Нижегородской области; администрация города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области |
1.5. Основная цель Программы | создание условий для обеспечения экономической и социальной стабильности города Павлово за счет диверсификации производства, снижения монопрофильности, создания конкурентного производства и повышения финансовой устойчивости |
1.6. Основные задачи Программы | - содействие занятости населения; - диверсификация и модернизация экономики города (развитие промышленного производства, малого и среднего предпринимательства, строительства); - обеспечение всех категорий потребителей города надежной качественной инфраструктурой и создание комфортных условий проживания |
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | 2010-2020 годы Программа реализуется в 3 этапа: I этап - 2010 год - стабилизация ситуации на рынке труда; II этап - 2011-2015 годы - модернизация и перепрофилирование производства, решение задач по развитию социальной и инженерной инфраструктуры; III этап - 2016-2020 годы - диверсификация экономики, создание комфортных условий для жизни населения |
1.8. Исполнители Программы | министерство экономики Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство инвестиционной политики Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области; министерство культуры Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство спорта и молодежной политики Нижегородской области; департамент транспорта Нижегородской области; управление государственной службы занятости населения Нижегородской области; администрация Павловского муниципального района Нижегородской области (по согласованию); администрация города Павлово Павловского муниципального района Нижегородской области (по согласованию) |
1.9. Объемы | Финансирование мероприятий (проектов) Программы осуществляется в рамках соответствующих отраслевых программ. Самостоятельного (отдельного) финансирования Программы не предусмотрено. ВСЕГО, в том числе:
Объемы финансирования по действующим программам, за счет предоставления целевых субсидий и частных инвестиций: Источники финансирования мероприятий (проектов) Программы
ИТОГО, в т.ч. Всего, в т.ч. 5 811 714,82
483 293,10
744 199,33
72 720,58
4 511 501,81
1 940 246,82
469 043,10
473 449,33
60 280,58
939 689,31
40 894,18
1 258,13
39 636,05
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
410 218,00
11 758,00
42 700,00
0,00
355 760,00
750 674,00
61 909,00
105 074,00
10 953,00
572 738,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
416 125,00
348 030,00
29 472,00
38 623,00
0,00
84 547,00
4 186,00
79 524,00
837,00
0,00
38 021,89
7 832,50
27 973,89
2 215,50
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
20 257,02
15 650,00
0,00
4 607,02
0,00
146 593,00
9 659,00
127 899,00
1 705,33
7 329,67
32 916,73
8 760,47
21 170,39
1 339,73
1 646,14
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
3 871 468,00
14 250,00
270 750,00
12 440,00
3 574 028,00
285 000,00
14 250,00
270 750,00
0,00
0,00
484 740,00
0,00
0,00
12 440,00
472 300,00
5 860,00
0,00
0,00
0,00
5 860,00
3 095 868,00
3 095 868,00 Объемы и источники финансирования могут корректироваться в процессе формирования бюджетов по годам, при изменении порядка финансирования мероприятий Программы и наличия средств. |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
1.11. Индикаторы достижения цели Программы | Основные индикаторы к 2020 году: - стабилизация ситуации на рынке труда (выход на уровень регистрируемой безработицы докризисного периода - 0,5%); - уход от монопрофильности и создание диверсифицированной экономики; - снижение доли градообразующих предприятий в общем объеме промышленного производства до 35,3%; - снижение доли занятых на градообразующих предприятиях в общей численности экономически активного населения до 8,17%; - увеличение числа субъектов малого предпринимательства по сравнению с 2009 годом в 1,4 раза, доли субъектов малого предпринимательства в общегородском объеме отгруженной продукции до 28,3% |
2. Текст Программы
2.1. Содержание проблемы
Город Павлово в 2010 году вошел в число 27 моногородов России с наиболее сложной (кризисной) ситуацией. Его экономика находится в существенной зависимости от градообразующих предприятий (ОАО "Павловский автобус", ООО "Павловский автобусный завод"), обеспечивающих занятость населения, наполнение бюджета и содержание социальной инфраструктуры города.
Первой основной проблемой города Павлово является высокая степень монопрофильности экономики.
Градообразующие предприятия формируют 53,3% общегородского объема отгруженной продукции (их доля в общегородской отгрузке промышленности составляет 63%), на них работает порядка 12% от численности экономически активного населения города.
Данные предприятия оказались в 2009 году в наибольшей степени подверженными влиянию финансово-экономического кризиса. Их выручка по итогам 2009 года сократилась по сравнению с 2008 годом в 2 раза. Данная тенденция стала следствием:
- резкого сокращения спроса на продукцию предприятий: эти изменения вызваны снижением покупательской способности потребителей в результате последствий кризиса;
- увеличения цен на сырье и услуги;
- высокого уровня конкуренции на рынке автомобильной техники, в т.ч. со стороны иностранных производителей.
Влияние кризиса отразилось и в нарушении традиционных технологических связей: ряд предприятий, поставляющих на ООО "Павловский автобусный завод" кузнечные заготовки (ОАО "ДРОБМАШ" г.Выкса, ОАО "ЧЕТРА" г.Чебоксары и др.), в связи со сложным финансовым состоянием не могли вовремя выполнять договорные обязательства по поставкам, что приводило к простоям на производствах.
По итогам 2009 года предприятиями ОАО "Павловский автобус" и ООО "Павловский автобусный завод" был получен убыток в размере 127,9 млн. руб.
За 2008-2009 годы с градообразующих предприятий было уволено около 2 тыс. человек. В 2009 году предприятия работали неполный рабочий день, более 700 работников предприятий ОАО "Павловский автобус" и ООО "Павловский автобусный завод" находились под угрозой увольнения (были заняты на общественных работах).
Дальнейшее сокращение объемов производства на градообразующих предприятиях, являвшихся лидерами в производстве автобусов в России, могло привести к потере рынков сбыта в долгосрочной перспективе.
Вторая проблема - отсутствие собственных оборотных средств (в динамике их дефицит увеличивается) на градообразующих предприятиях на фоне убыточности хозяйственной деятельности, что сдерживает проведение на них модернизации и технического перевооружения производства.
Третья проблема - инфраструктурные ограничения экономического роста города.
Существуют ограничения для развития промышленного производства, в том числе недостаточный уровень энергомощностей, обеспечения производственных объектов водой, низкая пропускная способность систем водоотведения города.
На 1 января 2010 года износ систем и объектов инженерной инфраструктуры составляет от 40% до 80%, в том числе:
- объектов водоснабжения и водоотведения - 80% и 60% соответственно;
- оборудования очистных сооружений канализации и сетей - 70%;
- тепловых и электрических сетей - 40% и 50% соответственно.
Высокий процент износа систем и объектов инженерной инфраструктуры препятствует развитию экономики города, затрудняет строительство новых промышленных объектов и эксплуатацию существующих.
Обеспеченность общеобразовательными учреждениями в городе Павлово ниже среднеобластного значения практически в 2 раза.
111 жилых домов или 1,3% от общей площади жилищного фонда города требуют расселения в связи с достижением предельного износа - более 65%. Из них 32 жилых дома введены в эксплуатацию ранее 1917 года и 34 дома - ранее 1950 года, все они по причине пожароопасности представляют угрозу для жизни проживающих (ситуацию осложняет значительный износ печей и электропроводки).
Проезжее состояние дорог города поддерживается только за счет текущего ремонта; 36,4% улично-дорожной сети не отвечает нормативным требованиям. Строительство нового дорожного покрытия не производилось с 2000 года.
Морально устарело здание железнодорожного вокзала (построено в 1928 году).
Низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры снижает привлекательность жизни в городе и оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию.
В связи с этим четвертая проблема - ухудшение демографической ситуации, что является сдерживающим фактором для проведения модернизации и диверсификации экономики моногорода.
По сравнению с 2007 годом численность населения города Павлово сократилась на 2% или 1229 чел., в т.ч. за счет естественной убыли населения - на 892 человека, за счет переезда на проживание в другие населенные пункты - на 300 человек. До 2015 года ожидается дальнейшее сокращение трудоспособного населения, которое составит около 6%.
Почти каждый четвертый житель города находится в пенсионном возрасте (по России - каждый седьмой житель), что свидетельствует о старении населения.
Происходящие кризисные изменения в экономике области повлияли на ситуацию на рынке труда.
За 2008 - 2009 годы уровень безработицы увеличился на 1,6 п.п., численность безработных возросла на 488 человек. По состоянию на 1 января 2010 года уровень безработицы составил 2,2%.
Решение проблем роста численности занятого населения предполагает обязательное повышение и его образовательного уровня, прежде всего профессионального.
Вместе с тем, в городе все еще велика доля лиц, не имеющих профессионального образования.
Ключевыми показателями, характеризующими уровень жизни населения, являются денежные доходы, соотношение которых с расходами, в свою очередь, определяет благосостояние граждан. В 2009 году среднемесячная заработная плата работников города Павлово составляла 12 047 руб., что ниже среднеобластного значения на 25%.
Проблемы, существующие в городе Павлово, и еще более обострившиеся в период финансово-экономического кризиса, можно решить за счет модернизации и диверсификации экономики города путем консолидации усилий федеральных, региональных органов власти, органов местного самоуправления, а также собственников градообразующих предприятий.
Для консолидации усилий власти и бизнеса по модернизации моногорода Павлово разработана данная областная целевая программа.
2.2. Цель и задачи Программы
Основной целью областной целевой программы является создание условий для обеспечения экономической и социальной стабильности города Павлово за счет диверсификации производства, снижения монопрофильности, создания конкурентного производства и повышения финансовой устойчивости.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- содействие занятости населения;
- диверсификация и модернизация экономики города (развитие промышленного производства, малого и среднего предпринимательства, строительства);
- обеспечение всех категорий потребителей города надежной качественной инфраструктурой и создание комфортных условий проживания.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Действие Программы предусмотрено на 2010-2020 годы.
Программа реализуется в 3 этапа:
I этап - 2010 год - стабилизация ситуации на рынке труда;
II этап - 2011-2015 годы - модернизация и перепрофилирование производства, решение задач по развитию социальной и инженерной инфраструктуры;
III этап - 2016-2020 годы - диверсификация экономики, создание комфортных условий для жизни населения.
2.4. Управление Программой и механизм ее реализации
Государственным заказчиком (координатором) Программы является министерство экономики Нижегородской области.
Министерство экономики Нижегородской области осуществляет:
- взаимодействие с государственными заказчиками объектов Программы;
- мониторинг реализации мероприятий Программы в рамках своей компетенции;
- запрос информации у исполнителей Программы о ходе выполнения Программы;
- подготовку и представление отчетов о ходе реализации Программы Правительству Нижегородской области на основании отчетных данных исполнителей Программы.
Исполнители программы, указанные в разделе 1.8 паспорта Программы, представляют отчет о выполнении мероприятий Программы в адрес министерства экономики Нижегородской области ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Министерство экономики Нижегородской области на основании данных органов исполнительной власти Нижегородской области готовит отчет Губернатору Нижегородской области, Председателю Правительства о ходе реализации Программы.
Министерство экономики Нижегородской области, при необходимости, представляет отчет о реализации Программы в федеральные органы исполнительной власти.
Программой предусматривается возможность ежегодного уточнения целевых показателей, перечня программных мероприятий, механизма реализации Программы и состава исполнителей.
2.5. Система программных мероприятий
В рамках Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных по времени мероприятий.
Перечень программных мероприятий указан в приложении к настоящей Программе и сгруппирован по следующим основным направлениям:
1. Мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда.
2. Диверсификация и модернизация экономики города:
2.1. Развитие промышленного производства.
2.2. Развитие агропромышленного комплекса.