ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2010 года № 327
(с изменениями на 22 октября 2010 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 22.10.2010 № 722
------------------------------------------------------------------------
Во исполнение решения правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (протокол заседания правления Фонда от 8 апреля 2010 года № 5), а также в целях привлечения дополнительных средств на реализацию мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Точка возврата".
2. Министерству социальной политики Нижегородской области обеспечить реализацию мероприятий в рамках региональной программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской области, государственными учреждениями Нижегородской области, иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А.Суворова.
4. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
И.о. Губернатора В.А. Иванов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 2 июня 2010 года № 327
(далее - Программа)
(в ред. постановления Правительства области от 22.10.2010 № 722)
Основание для разработки Программы | - Конституция Российской Федерации; - Гражданский кодекс Российской Федерации; - Семейный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"; - Закон Нижегородской области от 29 декабря 2004 года № 161-З "Об организации деятельности по охране прав детей, нуждающихся в государственной защите, в Нижегородской области"; - Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 года № 40-З "О государственном социальном обслуживании населения"; - Закон Нижегородской области от 26 октября 2006 года № 121-З "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области"; - постановление Правительства Нижегородской области от 22 мая 2009 года № 320 "Об утверждении областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2009-2010 годы". | |||
Орган управления Программой | Межведомственная рабочая группа при комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области, руководитель КДНиЗП - заместитель Губернатора, заместитель Председателя Правительства Нижегородской области. | |||
Основные разработчики и исполнители Программы | Разработчик Программы - министерство социальной политики Нижегородской области. Основные исполнители Программы: - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области; - министерство социальной политики Нижегородской области; - Главное управление внутренних дел по Нижегородской области (по согласованию); - Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (по согласованию); - департамент по развитию спорта Нижегородской области; - министерство здравоохранения Нижегородской области; - министерство внутренней политики Нижегородской области; - органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы); - Нижегородский областной благотворительный Фонд "Дети-сироты" (по согласованию). | |||
Срок реализации Программы | Программа будет реализована в течение 3-х лет (2010-2012 годы) в 2 основных этапа: - подготовительный - 2010 год, - внедрение и развитие системы - 2011-2012 годы. | |||
Цель Программы | Цель Программы - повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе повторных, посредством организации межведомственного непрерывного социально-правового патронажа и социального сопровождения, социализации и реабилитации несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших правонарушения и преступления. | |||
Задачи Программы | 1. Развитие и повышение доступности инфраструктуры региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. 2. Оптимизация межведомственной системы оперативного сбора, аккумуляции и учета информации о несовершеннолетних, склонных к совершению или совершивших правонарушения и преступления, нуждающихся в различных видах помощи и контроля. 3. Организация межведомственного непрерывного социально-правового и социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом, а также лиц из числа несовершеннолетних правонарушителей, освобождающихся из воспитательных колоний. 4. Развитие системы услуг, профилактических программ, в том числе с использованием потенциала общественного сектора, оказываемых несовершеннолетним, находящихся в конфликте с законом, а также лицам из числа несовершеннолетних правонарушителей, освобождающихся из воспитательных колоний. 5. Развитие технологий и методик социализации, реабилитации и социального сопровождения различных категорий несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или оказавшихся в конфликте с законом, в контексте их социально девиантного поведения. 6. Повышение правовой грамотности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, и их родителей, эффективности индивидуальной профилактической работы и профилактических программ. 7. Создание системы методического обеспечения и повышения профессиональной компетентности различных категорий специалистов социальных служб, работающих с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. | |||
Целевая группа, на которую направлена деятельность по Программе (количественные и качественные показатели) | - несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (13000 человек); - несовершеннолетние правонарушители и преступники (12000 человек); - несовершеннолетние, отбывающие и отбывшие наказание за совершение преступления (1250 человек); - специалисты учреждений и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений (600 человек). | |||
Перечень основных мероприятий Программы | Основные целевые направления Программы: 1. Повышение эффективности управления региональной системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и деятельности КДНиЗП в части организации работы с детьми, находящимися в конфликте с законом. 2. Развитие информационно-аналитического и организационно- методического обеспечения региональной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3. Организация межведомственного непрерывного социального и правового сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. 4. Развитие форм и технологий социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или находящихся в конфликте с законом. 5. Развитие кадрового потенциала системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | |||
Объем и источники финансирования Программы (в текущих ценах года разработки, по годам реализации и источникам финансирования Программы) | ||||
Источники | Объем финансирования по годам (в тыс. рублей) | |||
финансирования Программы | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Всего |
Средства областного бюджета | 34 204,0 | 36 080,0 | 35 180,0 | 105 464,0 |
Средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | 4 180,0 | 9 125,0 | 9 175,0 | 22 480,0 |
Привлеченные средства | 105,0 | 145,0 | 140,0 | 390,0 |
ВСЕГО: | 38 489,0 | 45 350,0 | 44 495,0 | 128 334,0 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В ходе выполнения Программы (до 2013 года) будут достигнуты следующие конечные результаты: 1. Снижение числа преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними с 12000 до 11280. 2. Снижение доли повторных преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в общем количестве преступлений и правонарушений несовершеннолетних с 18,5 до 14%. 3. Увеличение доли несовершеннолетних в конфликте с законом, охваченных программами межведомственного сопровождения, вовлеченных в социально-реабилитационные программы, от общего числа несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, с 30 до 90%. 4. Увеличение доли несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний и охваченных программами межведомственного сопровождения, вовлеченных в социально-реабилитационные программы, от общего числа несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний Нижегородской области, с 10 до 90%. 5. Увеличение доли специалистов, прошедших обучение, повысивших квалификацию в рамках Программы, от общего числа специалистов, задействованных в структурах, уполномоченных заниматься вопросами профилактики безнадзорности и правонарушений, с 35 до 95%. |
Среди решаемых в настоящее время задач социально-экономического развития Нижегородского региона важное место занимает сокращение правонарушений в целом, а также совершенствование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в качестве стратегии среднесрочного сокращения уровня преступности.
Во исполнение Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на территории Нижегородской области реализуется единый подход в решении вопросов предупреждения детской преступности, определена межведомственная система профилактической работы с несовершеннолетними.
С 2007 года в Нижегородской области действует нормативная правовая база, которая определяет систему работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Координацию усилий различных органов и организаций, задействованных в работе по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, осуществляет Комиссия по делам несовершеннолетних Нижегородской области и защите их прав (далее - КДНиЗП) при Правительстве Нижегородской области под руководством заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области.
В соответствии с законами Нижегородской области от 26.10.2006 № 121-З "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Нижегородской области" и от 03.11.2006 № 134-З "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" в 60 муниципальных образованиях сформированы муниципальные КДНиЗП - сформирована единая сеть комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном и муниципальном уровне.
Таким образом, создана и поэтапно развивается межведомственная система организации превентивной работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. В регионе проведена большая работа по законодательному, нормативно-правовому и кадровому обеспечению этого направления социальной политики.
За последние 15 лет создана основа инфраструктуры системы профилактики детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений, включающая комплекс государственных, общественных учреждений и организаций Нижегородской области, которые стали центром разработки и реализации новых форм и методов профилактической работы с несовершеннолетними, координаторами взаимодействия учреждений и служб региональной системы профилактики.
Комплекс учреждений профилактики безнадзорности в Нижегородской области состоит из:
- 42 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (приютов для детей и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних);
- 12 центров социальной помощи семье и детям;
- 53 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 6 домов ребенка системы здравоохранения;
- 1 центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
- подростковых клубов по месту жительства, учреждений физкультуры и спорта, учреждений дополнительного образования, культуры и др. учреждений.
При формировании региональной политики в сфере защиты прав детей главным приоритетом деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области стала именно профилактическая работа по предупреждению детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений. Совершенствование подходов в решении данных проблем отражается в принятии различных целевых программ, реализуемых в рамках развития Нижегородской области.
Так, с 2007 года реализуется областная целевая программа (далее - ОЦП) "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области", направленная на повышение эффективности работы всех заинтересованных ведомств и учреждений в работе с детьми социально девиантного поведения. Также в систему мер, направленных на предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних, укрепление института Нижегородской семьи, входят такие программы, как "Нижегородская семья", "Молодёжь Нижегородской области", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", "Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы", "Развитие физической культуры и спорта в Нижегородской области" и др.
В рамках ОЦП "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2009-2010 годы" предусмотрен комплекс мер, направленных на профилактику детской беспризорности и обеспечение социальной защиты детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. По результатам реализации данной программы происходит постепенное стабильное снижение уровня преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, в общем количестве преступлений. В том числе за 8 месяцев 2009 года (по сравнению с аналогичным периодом 2008 года) на 6,9% сократилось количество преступлений и на 26,7% - количество подростков, их совершивших. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в общем количестве правонарушений составил 5,9 процентов (в 2008 году он был 7,3 процента).
Большое внимание уделяется отработке механизма взаимного информирования между специалистами всех органов и учреждений региональной системы профилактики.
Выполнение комплексных мероприятий по борьбе с детской беспризорностью, целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Нижегородской области позволили достичь положительных результатов и стабилизировать обстановку в сфере подростковой преступности и правонарушений.
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 9 мес. 2009 г. |
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними | 3867 | 3670 | 2683 | 1990 |
Количество несовершеннолетних - участников преступления | 3215 | 2819 | 2183 | 1313 |
Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними | 10,1 | 8,8 | 7,5 | 6,1 |
Подростковая преступность в Нижегородской области в последние годы имеет тенденцию к снижению. Сокращается число краж, разбоев, грабежей, хулиганств, но на прежнем уровне остается количество тяжких и особо тяжких преступлений, таких как убийства или причинения тяжкого вреда здоровью.
Вместе с тем, в Нижегородской области, как и в России в целом, криминальная обстановка в подростковой среде остается тревожной и требует принятия адекватных мер социальной профилактики. Социальные факторы по-прежнему являются одними из основных причин формирования противоправного поведения подростков. К их числу относятся: семейное неблагополучие, социальное сиротство детей, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, бродяжничество, вовлечение подростков в преступную деятельность со стороны взрослых лиц.
Кроме того, в число важнейших причин сохранения достаточно высокого уровня правонарушений и преступлений несовершеннолетних можно отнести следующие:
- неэффективное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики по своевременному выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. В 2008 году из 2683 совершено 1767 (65,8%) преступлений средней и небольшой тяжести, при этом половина из них совершались подростками впервые для приобретения продуктов питания и одежды. Из 2183 подростков на момент совершения преступлений только 216 человек (9,8%) состояли на профилактическом учете в субъектах системы профилактики правонарушений;
- недостаточный уровень взаимодействия и скоординированности субъектов профилактики при организации межведомственного сопровождения несовершеннолетних и их семей, относящихся к категории объектов, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа;
- недостаточная работа по ресоциализации подростков, имеющих проблемы с законом, совершивших правонарушения и преступления, отбывших наказание. Отсутствие эффективной системы реинтеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей, в частности подростков, возвращающихся из учреждений системы наказаний, объясняет и высокий процент рецидивных преступлений;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведет к увеличению числа преступлений, совершенных несовершеннолетними. Несмотря на снижение (-14,3%) в 2008 году числа несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, потребление подростками спиртосодержащей продукции оказывает негативное влияние на состояние уровня криминализации подростковой среды. Каждое шестое преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения (2008 год - 441 преступление, 2007 год - 644). Всего в органы внутренних дел Нижегородской области за появление в состоянии алкогольного опьянения, распитие спиртных напитков в общественных местах или на улицах доставлено 10651 (2007 год - 10453) несовершеннолетний, 26,9% (2873 человека) среди доставленных - дети в возрасте до 16 лет.
Анализ преступлений, совершенных подростками, выявил, что лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и, в итоге, составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Напротив, наиболее раннее выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, непредставляющие большой общественной опасности, правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у них стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.
Основной причиной более интенсивного возникновения и развития психогенно-обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.
Таким образом, сегодня особый акцент в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в конфликте с законом, и их семьями необходимо сделать на разработке и внедрении новых социальных педагогических и психологических реабилитационных технологий, а также формирования здорового образа жизни. Это психолого-педагогические, правовые, медико-социальные программы, направленные на максимальное обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, их социальную адаптацию и реабилитацию.
Работа по социальному сопровождению этой категории несовершеннолетних должна осуществляться, начиная с момента привлечения подростка к административной или уголовной ответственности (посредством оказания психологической и иной социальной помощи) и до периода его полноценной ресоциализации.
В настоящее время в Нижегородской области функционируют Арзамасская и Ардатовская воспитательные колонии (далее - ВК). По состоянию на 01.10.2009 в воспитательных колониях области содержится 315 осужденных, среди которых 21% составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Третью часть среди осужденных составляют несовершеннолетние с психическими отклонениями.
Категории осужденных | Количество человек | ||
Всего | Арзамасская ВК | Ардатовская ВК | |
Всего осужденных, из них: | 315 | 146 | 169 |
сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей | 67 | 31 | 36 |
инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью | 13 | 8 | 5 |
больных наркоманией | 7 | 2 | 5 |
больных алкоголизмом | 7 | 4 | 3 |
с психическими отклонениями | 103 | 58 | 45 |
Возрастной состав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях Нижегородской области, отражает общую ситуацию в регионах: наибольшее число осужденных находится в возрастной категории от 16 до 18 лет - 79%.
Возраст | Количество человек | ||
Всего | Арзамасская ВК | Ардатовская ВК | |
Всего осужденных, | 315 | 146 | 169 |
от 14 до 16 лет | 11 | 5 | 6 |
от 16 до 17 лет | 91 | 40 | 51 |
от 17 до 18 лет | 158 | 72 | 86 |
от 18 до 19 лет | 55 | 29 | 26 |