ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июня 2010 года № 322


Об утверждении региональной программы "Смогу
жить самостоятельно" на 2010-2012 годы

(с изменениями на 12 августа 2011 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 12.08.2011 № 613     
------------------------------------------------------------------------



В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", развития и укрепления системы обеспечения социальных гарантий детям-инвалидам на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Смогу жить самостоятельно" на 2010-2012 годы.

2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.



И.о. Губернатора                                                                               В.А. Иванов


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 1 июня 2010 года № 322

     

   

Региональная программа "Смогу жить самостоятельно"
на 2010-2012 годы

(в ред. постановления Правительства области от 12.08.2011 № 613)

     

     Паспорт программы

Наименование Программы

региональная программа "Смогу жить самостоятельно" на 2010-2012 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Орган управления Программой

министерство социальной политики Нижегородской области

Основные разработчики и исполнители Программы

министерство социальной политики Нижегородской области;

департамент по развитию спорта Нижегородской области;

управление государственной службы занятости населения Нижегородской области

Срок реализации Программы

2010-2012 годы, Программа реализуется в один этап

Цель Программы

максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида в целях его подготовки к самостоятельной жизни по достижении 18 лет

Задачи Программы

1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей.

2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.

3. Формирование единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.

Целевая группа, на которую направлена деятельность по Программе

дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах для умственно отсталых детей Нижегородской области;

выпускники интернатных учреждений для детей инвалидов системы социальной защиты населения Нижегородской области, проживающие самостоятельно (в течение первого года после достижения ими 18-летнего возраста)

Перечень основных мероприятий Программы

1. Развитие системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей.

1.1. Создание реабилитационно-диагностических лабораторий.

1.2. Создание реабилитационного подразделения.

1.2.1. Внедрение программы "Социально-бытовая ориентация".

1.2.2. Внедрение программы "Социально-бытовая адаптация".

1.2.3. Внедрение программы "Спортивно-оздоровительные мероприятия".

1.2.4. Внедрение программы "Садово-огородный труд. Растениеводство".

1.2.5. Внедрение программы "Гончарная мастерская".

1.2.6. Внедрение программы "Психолого-педагогическая помощь".

2. Создание модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей, адаптированных к пребыванию в социуме, и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.

2.1. Разработка и внедрение модели специальных рабочих мест для выпускников домов-интернатов и формирование служб сопровождения выпускников по месту работы и проживания.

3. Формирование  единого информационно-методического поля по социальной поддержке детей-инвалидов с ментальными нарушениями и имеющими достаточный реабилитационный потенциал для самостоятельного проживания по достижении возраста 18 лет.

3.1. Проведение семинаров по проблемам реабилитации детей-инвалидов.

3.2. Организация обучения и переподготовки специалистов.

3.3. Организация информационного освещения результатов реализации Программы.


Объемы и источники финансирования Программы

                      тыс. руб.

Наименование

Источники

Годы

государственных заказчиков

финансирования

2010 год

2011 год

2012 год

2010-2012 годы

Министерство социальной политики Нижегородской области

Всего, в т.ч.

33050,00

19033,33

21833,34

73916,67

Областной бюджет*, в т.ч.:

23135,00

13333,33

15293,34

51761,67

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

23135,00

13333,33

15293,34

51761,67

Федеральный бюджет, в т.ч.:

-

-

-

-

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

-

-

-

-

Местный бюджет, в т.ч.:

-

-

-

-

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

-

-

-

-

Прочие источники (Грант Фонда),
в т.ч:

9915,00

5700,00

6540,00

22155,00

капвложения

-

-

-

-

НИОКР

-

-

-

-

прочие расходы

9915,00

5700,00

6540,00

22155,00


* финансирование за счет областного бюджета планируется осуществить в рамках текущего финансирования государственных учреждений социального обслуживания (в пределах установленной штатной численности)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Увеличение количества детей-инвалидов, получивших  поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество со 140 до 466 человек.

2. Создание специализированных служб сопровождения выпускников интернатных учреждений для умственно отсталых детей до 9 единиц.

3. Увеличение количества специалистов, прошедших обучение в рамках Программы, с 15 до 29 человек.

4. Увеличение количества воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, до 29 человек.

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Нижегородской области

Индикаторы достижения цели Программы

1) доля  детей-инвалидов, получивших поддержку в формировании социальных навыков и интеграции в общество, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей: 2010 год - 30%, 2011 год - 46%, 2012 год - 100%;

2) доля специалистов, обученных работе по подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни, из общего числа специалистов, задействованных в структурах детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, уполномоченных заниматься вопросами социальной реабилитации и интеграции детей-инвалидов в социум: 2010 год - 22%, 2011 год - 43%, 2012 год - 43%;

3) доля воспитанников интернатных учреждений, адаптированных к самостоятельной жизни по достижении 18 лет, от общего числа воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей: 2011 год - 3%, 2012 год - 6%.


Текст программы

I. Содержание проблемы недостаточной подготовленности
детей-инвалидов к самообслуживанию в быту и посильной
профессионально-трудовой деятельности и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом


Государственная социальная политика в отношении детей-инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими детьми возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Принятый 24 ноября 1995 года Федеральный закон № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" послужил правовой основой для создания системы социальной защиты инвалидов.

Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации является их социальная поддержка как система мер, обеспечивающая социальные гарантии для создания им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Реабилитация детей-инвалидов в современном обществе - одна из социально значимых проблем, имеющих большой общественный резонанс и важную морально-этическую и экономическую составляющую. Актуальность проблемы подтверждается высоким удельным весом инвалидов как в Российской Федерации в целом, так и в Нижегородской области в частности.

В Нижегородской области на 1 января 2009 года зарегистрировано 9739 детей-инвалидов, что составляет 1,7% от общего количества детского населения.

За последние три года произошло некоторое снижение численности детей-инвалидов: в 2006 году - 13245 человек, в 2007 году - 12425 человек, в 2008 году - 9739 человек, обусловленное уменьшением численности детского населения в Нижегородской области в целом (в 2006 году - 629900 человек, в 2007 году - 563600 человек, в 2008 году - 546500 человек).

Следует отметить тот факт, что при уменьшении количества детей-инвалидов увеличилось процентное соотношение количества детей, имеющих сложные и множественные формы функциональных нарушений.

Основными заболеваниями, вызывающими инвалидность среди детского населения Нижегородской области (на 10 тысяч детей), являются психические расстройства - 76,0, врожденные аномалии - 32,6, болезни нервной системы - 8,3.

При анализе структуры первичной инвалидности у детей обращает на себя внимание стабильность распределения детей-инвалидов по возрастным группам. Наиболее высокий уровень распространенности инвалидности среди детей до трех лет - более 40 на 10000 населения данной возрастной группы, второй подъем (около 30 на 10000) этого показателя отмечен в возрастной группе от 8 до 14 лет, где накапливаются как последствия врожденных аномалий, так и приобретенных заболеваний.

Высокий уровень распространенности инвалидности среди детского населения Нижегородской области, преобладание психических расстройств в качестве нозологической составляющей инвалидности, достаточный уровень реабилитационного потенциала для восстановления или компенсации нарушенных функций у значительного количества детей-инвалидов, реальная возможность адаптации таких детей в социуме обусловливают необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий.

Наиболее приемлемой, гуманной и перспективной для развития и социализации ребенка с инвалидностью можно рассматривать социальную модель, создающую условия для его интеграции в общество. Поэтому реабилитационные мероприятия, касающиеся детей-инвалидов, должны совершенствоваться и расширяться за счет, прежде всего, развития сферы социальной реабилитации.

Для детей-инвалидов с выраженными и значительно выраженными нарушениями психических функций, требующих постоянного постороннего ухода и контроля, работают три детских дома-интерната для умственно отсталых детей (г.Нижний Новгород, г.Арзамас и Балахнинский район Нижегородской области), в которых созданы условия, адекватные их состоянию здоровья и возможностям. В домах-интернатах для умственно отсталых детей осуществляется воспитательный процесс, направленный на привитие и закрепление у этого контингента детей навыков личной гигиены, самообслуживания, поведения, общения и др. В структуре данных учреждений организованы реабилитационные отделения, специалистами которых осуществляются мероприятия по медицинской, психолого-педагогической, социальной и профессиональной реабилитации. На базе таких отделений организованы лечебно-трудовые мастерские, в которых дети-инвалиды приобретают профессиональные навыки. Ежегодно детскими домами-интернатами обслуживаются около 500 детей-инвалидов с ментальными нарушениями.

В целях реализации права детей-инвалидов на профессиональное образование в Нижегородской области функционируют два профессиональных училища-интерната для инвалидов, одно из них - для детей с ментальными нарушениями. На базе этих учреждений дети-инвалиды с пятнадцатилетнего возраста и молодые инвалиды до тридцати пяти лет, имеющие в индивидуальных программах реабилитации рекомендации по профессиональному обучению и приобретению профессии, получают комплексные реабилитационные мероприятия по реализации профессионального этапа реабилитации с элементами социальной, психолого-педагогической и медицинской реабилитации. Ежегодно в этих профессиональных училищах проходят обучение более 200 человек.

С 2003 года в Нижегородской области проблемы социальной поддержки детей-инвалидов решаются программно-целевыми методами.

Областной целевой программой (далее - ОЦП) по социальной поддержке инвалидов на 2003-2005 годы "Создание системы реабилитации инвалидов в Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 24 октября 2002 года № 279, и ОЦП на 2003-2005 годы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 27 января 2003 года № 24, были заложены основы областной социальной политики по поддержке инвалидов.

За время реализации данных ОЦП:

- приобретено реабилитационное оборудование (для осуществления социального и медицинского этапов реабилитации);

- приобретено оборудование для лечебно-трудовых реабилитационных мастерских детских домов-интернатов для умственно отсталых детей;

- создан межрайонный реабилитационный центр для детей-инвалидов в г.Павлове, получили дальнейшее развитие детские реабилитационные центры в г.Дзержинске и г.Арзамасе;

- в целях приведения в соответствие специализированных учреждений для инвалидов с санитарными требованиями к формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности осуществлена частичная реконструкция десяти государственных учреждений социального обслуживания и четырех межрайонных реабилитационных учреждений, в том числе трех детских учреждений.

Для закрепления достигнутых результатов и дальнейшего совершенствования системы социальной поддержки инвалидов была разработана и утверждена Законом Нижегородской области от 8 ноября 2005 года № 174-З областная целевая межведомственная программа "Социальная поддержка инвалидов в Нижегородской области" на 2006-2008 годы. За время реализации данной ОЦП осуществлены следующие мероприятия:

- приобретено дополнительное реабилитационное оборудование;

- приобретено спортивное оборудование;

- выделены средства на реализацию шести социально-значимых проектов по социальной поддержке инвалидов, детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов на базе общественных организаций инвалидов и родителей детей-инвалидов, проведены профильные смены для детей-инвалидов в загородных оздоровительных лагерях. Проведены ежегодные конкурсы социальных проектов по социальной поддержке и улучшению положения семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Общая сумма на реализацию данных программных мероприятий, выделенных из областного бюджета составила 10450 тысяч рублей.

Проводимая работа по социальной поддержке детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания системы социальной защиты населения Нижегородской области позволила существенно повысить уровень оказываемых реабилитационных услуг. В то же время, системная  работа по социальной поддержке инвалидов в Нижегородской области нуждается в дальнейшем развитии, переходе на новый уровень.

С этой целью организуют, укрепляют и расширяют комплексные реабилитационные услуги и программы таким образом, чтобы эти услуги и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида, способствовали его включению в местное сообщество и во все аспекты жизни общества.

Комплексное решение проблемы инвалидности среди детского населения предполагает ряд мероприятий по созданию системы реабилитации детей-инвалидов, направленной на обеспечение их независимой жизнедеятельности.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует развитию социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении предпрофессиональными и профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует дополнительных мер, средств и усилий. Разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Развитие реабилитации детей-инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе в привитии ребенку навыков к бытовой и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения и может быть решена лишь с помощью программно-целевого метода с постановкой конкретных целей, путем решения необходимых задач.

Конечной целью реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями является достижение ребенком максимальной социальной адаптации с целью предоставления возможности к самостоятельной жизни по достижении 18 лет через реализацию их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Основная цель учреждений, проводящих реабилитационные мероприятия - осуществление комплексного подхода в реализации различных этапов реабилитации, в том числе предпрофессиональной и профессиональной подготовки и последующего рационального трудоустройства на специально созданное рабочее место. Для успешной профессиональной реабилитации инвалида с ментальными нарушениями необходимы меры социальной поддержки и технические решения, позволяющие адаптировать рабочие места для инвалидов.

Компенсация ограниченных возможностей здоровья ребенка может быть достигнута с помощью социальных служб через реализацию трех основных задач Программы путем формирования целевых групп детей-инвалидов с ментальными нарушениями, проживающих в стационарных учреждениях системы социальной защиты. Задача развития системы реабилитации в стационарных учреждениях социальной защиты населения для умственно отсталых детей может быть реализована на базе стационарных учреждений социальной защиты населения Нижегородской области: государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Арзамасский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", государственное специальное (реабилитационное) учебно-воспитательное учреждение для детей (воспитанников), имеющих недостатки в умственном развитии "Автозаводский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей", государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Замятинский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей" (далее - ДДИ). В данных учреждениях воспитываются 570 детей-инвалидов, из них: в Автозаводском ДДИ - 200 детей, в Арзамасском ДДИ - 270 детей, в Замятинском ДДИ - 100 детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»