ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2003 года № 24
(с изменениями на 01 апреля 2005 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2005 № 90
------------------------------------------------------------------------
С целью реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу на 2003 - 2005 годы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) при уточнении областного бюджета на 2003 год и формировании областного бюджета на 2004 - 2005 годы предусмотреть выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнования.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области предусматривать меры по формированию беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Нижегородской области - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.
Губернатор Г. М. Ходырев
Областная целевая программа на 2003 - 2005 годы
«Формирование доступной для инвалидов среды
жизнедеятельности в Нижегородской области»
(в ред. постановления Правительства области от 01.04.2005 № 90)
1. Наименование Программы | Областная целевая программа на 2003 - 2005 годы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области». |
2. Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации; распоряжение Губернатора Нижегородской области от 20 июня 2002 года № 616-р «О разработке областной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области на 2003 - 2005 годы». |
3. Заказчик Программы | Правительство Нижегородской области |
4. Разработчики Программы | Министерство труда и социальной защиты, Нижегородской области Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (департамент архитектуры и градостроительства). |
5. Исполнители основных направлений Программы | Министерство труда и социальной защиты, министерство финансов, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства (департамент архитектуры и градостроительства), министерство здравоохранения, министерство промышленности и инноваций (департамент энергетики, транспорта и связи), министерство образования и науки, министерство культуры, комитет по физкультуре спорту и туризму Нижегородской области, Комитет по делам печати Нижегородской области, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (далее ДФГСЗН), органы местного самоуправления городов (районов) области, некоммерческие общественные организации инвалидов (при условии их участия в реализации Программы), Нижегородская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее - ВОИ), Нижегородская областная организация общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество слепых» (далее - ВОС), Нижегородское региональное отделение общественной организации «Всероссийское общество глухих» (далее - ВОГ). |
6. Перечень основных направлений Программы | Создание средствами градостроительства и архитектуры условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получения полноценного образования, реализации своего творческого и профессионального потенциала, всестороннего развития личности и активного участия в общественной жизни. |
7. Объемы и источники финансирования Программы | Реализация мероприятий Программы требует бюджетного финансирования в сумме 76,03 млн. руб., в том числе в сумме 44,735 млн. руб. из областного бюджета (в том числе через бюджет развития - 4,38 млн. руб.) и 32,295 млн. руб. из местных бюджетов, в 2003 году из областного бюджета - 6,755 млн. руб., из местных бюджетов - 3,795 млн. руб., в 2004 году - 19,91 (в том числе через бюджет развития - 1,22 млн. руб.) и 13,64 млн. руб., в 2005 году - 17,07 (в том числе через бюджет развития - 3,16 млн. руб.) и 14,86 млн. руб., соответственно. |
8. Ожидаемые результаты Программы | Создание условий для интеграции инвалидов в общество путем формирования новой и адаптации сложившейся общественной и социальной инфраструктуры |
9. Организация контроля за ходом выполнения Программы | Контролирующие органы: Правительство Нижегородской области, министерство труда и социальной защиты Нижегородской области Формы контроля: проверки и отчеты о ходе выполнения Программы - 1 раз в год в установленном порядке |
По состоянию на 1 января 2002 года в Нижегородской области насчитывалось 337,1 тыс. инвалидов, пенсионирующихся в органах социальной защиты населения, или около 10 % от общей численности населения области. Последние 5 лет численность инвалидов увеличилась в 1,4 раза. Растет первичная инвалидность, а также число инвалидов трудоспособного возраста.
Наиболее многочисленными по составу и характерным особенностям взаимодействия со средой жизнедеятельности являются три основные группы (категории) инвалидов:
- с поражениями опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (костыли, кресла-коляски и т.п.) около 37 тыс. человек;
- с дефектами органов зрения, использующие для ориентации трости, собак-проводников - 7 тыс. человек;
- с дефектами органов слуха, использующие слуховые аппараты - около 22 тыс. человек.
Практически все инвалиды нуждаются в преодолении психологических барьеров, в создании благоприятного психологического климата в обществе при решении проблем инвалидов и инвалидности.
Однако, по ряду причин, в том числе социально-экономических, нормативно-правовых и психологических, в области недостаточно обеспечиваются требования доступности объектов социальной инфраструктуры для указанных категорий инвалидов и престарелых граждан.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, что подтверждено федеральными и региональными нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 07.05.1998 № 73-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях»;
- Закон Нижегородской области от 16.04.2001 № 177-З "Градостроительный кодекс Нижегородской области";
- постановление Администрации Нижегородской области от 26.11.1996 № 303 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры».
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» стал первым законодательным актом Российской Федерации, в котором (ст. 15) были закреплены правовые нормы, гарантирующие инвалидам создание условий (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям). А также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Финансирование мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также приспособление транспортных средств, средств связи и информации должно осуществляться в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней (ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Областная целевая программа "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области" (далее - Программа) разработана на основе предложений органов местного самоуправления Нижегородской области и общественных организаций инвалидов в целях определения наиболее приоритетных направлений при формировании доступной среды жизнедеятельности и рассчитана на поэтапную реализацию в период с 2003 по 2005 год.
С целью реализации настоящей Программы органы местного самоуправления с учетом финансовых возможностей территорий должны разрабатывать районные (городские) программы по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на 2003 - 2005 годы с указанием конкретных объектов и разбивкой объемов финансирования по годам. Указанные мероприятия должны основываться на генеральном плане развития города или поселения, градостроительной документации об их застройке и учитывать предполагаемые и возможные варианты развития социальной инфраструктуры путем застройки новых территорий и реконструкции сложившихся жилых и промышленных районов, строительства новых и реконструкции действующих зданий и сооружений.
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 16) устанавливается административная ответственность за уклонение от исполнения требований по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. А в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 9.13, 9.14, 11.24) содержатся правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушения в области обеспечения беспрепятственной среды жизнедеятельности для инвалидов, причем протоколы об административных нарушениях в этой области составляются должностными лицами органов социальной защиты. В этой связи при органах социальной защиты целесообразно создать соответствующие комиссии по контролю выполнением норм по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Программа составлена с учетом нормативных требований, изложенных в:
- ведомственных строительных нормах (ВСН 62-91) "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и мало мобильных групп населения";
- руководящем документе системы (РДС 35-201-99) "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры";
- рекомендациях Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и акционерного общества «Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования им. Б.Е. Мезенцева» по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других мало мобильных групп населения и других нормативных документов.
Основные разделы плана мероприятий по реализации Программы:
- реконструкция зданий и сооружений общественного назначения с учетом доступности для инвалидов;
- реконструкция специализированных учреждений для инвалидов с формированием безбарьерной среды;
- обеспечение возможностей передвижения инвалидов средствами индивидуального и общественного транспорта;
- использование средств связи и информации;
- организация специализированных рабочих мест для инвалидов.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности позволит снизить потребность в специальных социальных учреждениях и создаст возможность для восстановления социального статуса инвалида и условий для их независимой жизни.
1.1. Реконструкция зданий и сооружений общественного
назначения с учетом доступности для инвалидов
В числе первоочередных и обязательных мероприятий - обеспечение доступа инвалидов всех категорий к объектам социальной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Мероприятия Программы предусматривают:
- обеспечение условий доступности для инвалидов областных и районных (городских) административных зданий, учреждений системы здравоохранения, образования, культуры, а также спортивных учреждений для удовлетворения медико-социальных потребностей инвалидов;
- реконструкцию существующих учреждений бытового и социо-культурного обслуживания населения, учреждений социальной защиты населения, а также всех государственных и муниципальных учреждений, связанных с обслуживанием инвалидов и престарелых граждан с учетом посещения этих учреждений инвалидами на креслах-колясках.
1.2. Реконструкция специализированных учреждений для
инвалидов с формированием безбарьерной среды
В специализированных учреждениях для инвалидов в системе социальной защиты (дома-интернаты для престарелых, инвалидов, в том числе, детей-инвалидов, специальные учебные заведения для детей-инвалидов и др.) обеспечивается не только проживание, а также все формы реабилитации инвалидов (медицинская, профессиональная, социальная). Расположение таких учреждений в структуре поселений предусматривает необходимый уровень изоляции пациентов при условии обеспечения удобной связи с учреждениями социальной инфраструктуры.
На территории Нижегородской области размещаются 70 домов-интернатов для инвалидов и престарелых граждан, в т.ч. 3 детских дома для глубоко умственно-отсталых детей. В 9 из них созданы реабилитационные отделения для инвалидов и в 4 планируется создание таких отделений в течение ближайших 3 лет.
Большинство из этих учреждений не в полной мере отвечает требованиям доступности, не имеет необходимого набора технических средств, приспособлений для обеспечения жизнедеятельности инвалидов, проживающих в них или посещающих их.
Программа предусматривает реализацию мероприятий по реконструкции названных учреждений с формированием безбарьерной среды для инвалидов, а также приобретение технических средств, облегчающих уход за мало мобильными инвалидами (гидравлические подъемники для перемещения инвалидов внутри домов-интернатов, подъемники для ванн, кресло-коляски и др.). Приобретение средств, облегчающих связь инвалидов с внешним миром (радиоприемники, телевизоры и пр.) и оборудования для кабинетов социально-психологической адаптации инвалидов.
1.3. Обеспечение возможностей передвижения инвалидов средствами
индивидуального и общественного транспорта
Основной задачей этого направления работы является обеспечение возможностей передвижения инвалидов средствами индивидуального транспорта (в т. ч. на кресло-колясках), и общественного (городского и дальнего следования, включая рельсовый и воздушный) пассажирского транспорта.
Обеспечение инвалидов средствами индивидуального транспорта и кресло-колясками происходит на основании медицинских показаний по заключению бюро медико-социальной экспертизы в соответствии с нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для парковки автомобилей на всех автостоянках должно быть выделено не менее 10 % мест (но не менее одного места) для автотранспортных средств инвалидов. Инвалиды пользуются местами для парковки бесплатно. Статья 5.43 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц за данное нарушение.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и др. объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Для организации транспортного обслуживания инвалидов средствами общественного транспорта предлагается, как уже сделано во многих областях России, создание парка специализированных автомобилей для перевозки инвалидов - социальное такси. В рамках Программы планируется приобретение специализированных микроавтобусов, обслуживающих инвалидов на креслах-колясках по вызову или предварительным заказам.
На начальном этапе разрабатываются транспортные схемы с маршрутами движения до наиболее важных для инвалидов пунктов - учреждений социального обслуживания и реабилитации, больниц, торговых центров, железнодорожных и речных вокзалов, аэропорта и др. с учетом использования специализированного транспорта.
В дальнейшем планируется последовательное развитие маршрутов общественного транспорта, обеспеченного приспособлениями для обслуживания инвалидов на креслах-колясках.
Важной задачей является создание доступных для инвалидов пешеходных путей. Реконструкция тротуаров и проезжей части улиц может производиться участками в процессе планового или вынужденного ремонта дорожного покрытия, но обязательно в соответствии с рекомендуемыми нормативными документами.
1.4. Использование средств связи и информации
Основной задачей этого раздела Программы является оснащение среды жизнедеятельности инвалидов средствами связи и информации, в том числе создание условий для свободной ориентации инвалидов при передвижении и получения ими при этом необходимой информации. Особое значение это имеет для инвалидов с нарушением слуха и зрения.
Для создания инвалидам с полной и частичной потерей зрения условий ориентации на пешеходных переходах необходима установка светофоров со звуковым сопровождением. В рамках Программы предлагается оборудование пешеходных переходов светофорами со звуковым сопровождением в местах компактного проживания инвалидов по зрению.
При формировании путей передвижения, которыми пользуются престарелые люди, инвалиды на креслах-колясках, необходимо оборудовать эти пути дополнительными опорами в виде поручней, перил, пандусов, откидных ступенек, подъемников и др.
Для инвалидов с нарушением слуха необходимо оснащение жилья специальными средствами связи и информации, в том числе:
а) будильниками со световыми сигналами;
б) световыми дублерами дверного и телефонного звонков;
в) телефонными аппаратами с усилителями звука или "бегущей строкой" и др.
Кроме того, для преодоления информационных барьеров необходимо обеспечение скрытого субтитрования на телевидении, предоставление инвалидам услуг сурдопереводчиков.
Большое значение имеет поддержка творческой инициативы самих инвалидов. В этой связи, хорошо зарекомендовала себя творческая студия глухих инвалидов, которые на общественных началах организовали «Телевидение глухих». Такие инициативы требуют поддержки со стороны государства.