НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 8 ноября 2005 года № 174-З


Об утверждении областной целевой межведомственной программы
"Социальная поддержка инвалидов в Нижегородской области" на 2006-2008 годы

(с изменениями на 8 августа 2008 года)


----------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:  
Законом Нижегородской области от 03.05.2007 № 39-З;
Законом Нижегородской области от 25.12.2007 № 188-З;
Законом Нижегородской области от 04.05. 2008 № 52-З;
Законом Нижегородской области от 08.08.2008 № 90-З      
----------------------------------------------------------------------------------



Принят Законодательным Собранием           6 октября 2005 года



Статья 1

Утвердить областную целевую межведомственную программу "Социальная поддержка инвалидов в Нижегородской области" на 2006-2008 годы.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



И.о. Губернатора области             В.В. Клочай

        

Нижний Новгород

8 ноября 2005 года

№ 174-З


Утверждена
Законом Нижегородской области "Об утверждении
областной целевой межведомственной программы
"Социальная поддержка инвалидов в Нижегородской
области" на 2006-2008 годы"

     

Областная целевая межведомственная программа
"Социальная поддержка инвалидов
в Нижегородской области"
на 2006-2008 годы  


(ред.Закона области от 25.12.2007 № 188-З)     

Паспорт
областной целевой межведомственной программы
"Социальная поддержка инвалидов в Нижегородской области"
на 2006-2008 годы

Наименование Программы

областная целевая межведомственная программа "Социальная поддержка инвалидов в Нижегородской области" на 2006-2008 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Разработчики Программы

департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области

Цели Программы

обеспечение инвалидам и детям-инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, экономических, политических и других прав и свобод;
эффективное осуществление государственной социальной политики в Нижегородской области в отношении инвалидов, детей-инвалидов и их родителей;
создание в Нижегородской области межведомственной системы мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, соответствующей уровню социальных проблем лиц данной категории

Исполнители основных направлений Программы
     (в ред.Закона области от 25.12.2007 № 188-З)

департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области;
министерство финансов Нижегородской области;
министерство здравоохранения Нижегородской области;
министерство образования Нижегородской области;
департамент по культуре Нижегородской области;
аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области;
департамент по развитию спорта Нижегородской области;

министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области;

некоммерческие общественные организации инвалидов, в том числе:

Нижегородская областная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - ВОИ);
Нижегородская областная организация общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество слепых" (далее - ВОС);
Нижегородское региональное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество глухих" (далее - ВОГ)

Перечень основных направлений Программы

план мероприятий по созданию условий для медицинской, социальной, профессиональной реабилитации инвалидов, по проведению физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий и по формированию для инвалидов беспрепятственной среды жизнедеятельности;
совершенствование региональной нормативно-правовой базы по социальной поддержке инвалидов, детей-инвалидов и их родителей

Планируемые объемы и источники финансирования Программы (в ред. Закона
Нижегородской области
от 08.08.2008 № 90-З- см. предыдущую редакцию)   

реализация мероприятий Программы в течение трех лет требует бюджетного финансирования в сумме 26,181 млн. рублей, в том числе по годам:

2006 год - 9,44 млн. рублей;

2007 год - 11,192 млн. рублей;

2008 год - 3,799 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы (в ред. Закона
Нижегородской области
от 08.08.2008 № 90-З- см. предыдущую редакцию)

за три года реализации Программы планируется:

оказать социальную поддержку 40 тысячам инвалидов;

ежегодно оказывать около 300 тысяч социально - экономических, медицинских, психологических, педагогических, правовых и бытовых услуг семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

повысить эффективность деятельности существующих реабилитационных центров для инвалидов и социально-реабилитационных центров для детей-инвалидов;

создать  дополнительно 3 реабилитационных отделения для детей-инвалидов на базе учреждений социального обслуживания населения;

организовать общественные центры и отделения на базе 4 некоммерческих общественных организаций, которые ежегодно смогут обслуживать более 1 тысячи семей.

В целях дальнейшего совершенствования областной законодательной базы планируется разработать и представить на рассмотрение Правительства и Законодательного Собрания Нижегородской области нормативно - правовые документы, обеспечивающие дополнительные меры по социальной поддержке детей - инвалидов и семей, воспитывающих детей - инвалидов";

Организация контроля за реализацией Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.
Формы контроля: проверки и отчеты о реализации Программы - 1 раз в год в установленном порядке


I. Содержание проблемы и обоснование решения
ее программными методами


Государственная социальная политика в отношении инвалидов в Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными:

Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1975 года (далее - ООН);

Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми Генеральной ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96);

Конвенцией № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов", принятой Международной организацией труда 20 июня 1983 года, а также другими нормативными правовыми актами.

Основное место во всех вышеперечисленных документах занимает проблема создания для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в различных сферах их жизнедеятельности.

Принятый 24 ноября 1995 года Федеральный закон № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" послужил правовой основой для проведения коренной реформы системы социальной защиты инвалидов. Нормы указанного Федерального закона получили дальнейшее развитие в федеральных законах от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ.

Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является их социальная поддержка как система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам для создания им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В Нижегородской области по состоянию на 1 января 2005 года зарегистрировано 378 тысяч инвалидов, в том числе 14,1 тысячи детей-инвалидов.

За последние три года численность инвалидов в Нижегородской области увеличилась на 20 тысяч человек. Кроме этого, анализ динамики социальных показателей свидетельствует о нарастании разрыва между величиной прожиточного минимума работающего населения и пенсионеров - с 2002 года он увеличился в 1,7 раза (приложение 1). С 2001 года отмечается увеличение в 2,2 раза показателя частичной реабилитации как одного из показателей эффективности реабилитационных мероприятий, однако в 1,7 раза снизилась величина показателя полной реабилитации, что отражает необходимость длительной социальной поддержки инвалидов для закрепления эффекта реабилитации на заключительном этапе реабилитационного процесса (приложение 2). Неблагоприятным показателем состояния здоровья населения Нижегородской области остается сохранение тенденции роста первичного выхода на инвалидность среди взрослого населения (приложение 3).

Несмотря на действующую систему социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, эта категория населения в Нижегородской области до настоящего времени остается одной из самых неблагополучных и требует дополнительной поддержки со стороны Правительства Нижегородской области.

Учитывая, что различные этапы реабилитационного процесса осуществляются в учреждениях различной ведомственной принадлежности, эффективное решение вопросов социальной поддержки инвалидов, в том числе детей-инвалидов, возможно только при консолидации усилий этих учреждений в рамках областной целевой межведомственной программы.

Областными целевыми программами (далее - ОЦП) по социальной поддержке инвалидов на 2003-2005 годы "Создание системы реабилитации инвалидов в Нижегородской области" и "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области" были заложены основы областной социальной политики, направленной на:

1) формирование системы мер по вопросам социальной поддержки, в том числе реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;

2) создание и укрепление материально-технической базы учреждений, оказывающих помощь инвалидам и детям-инвалидам;

3) формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов всех категорий;

4) развитие социального партнерства с некоммерческими общественными организациями инвалидов и родителей детей-инвалидов.

За время реализации ОЦП по программе "Создание системы реабилитации инвалидов в Нижегородской области":

1) приобретено реабилитационное оборудование для 17 учреждений социального обслуживания, имеющих отделения реабилитации инвалидов (или оказывающих реабилитационные услуги инвалидам), на общую сумму около 7,0 млн. рублей;

2) оснащены реабилитационным оборудованием лечебно-трудовые реабилитационные мастерские в трех детских домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей и семи психоневрологических интернатах;

3) создан межрайонный реабилитационный центр для детей-инвалидов в г.Павлове, получили развитие детские реабилитационные центры в Дзержинске, Арзамасе;

4) укреплена материально-техническая база действующих санаторно-реабилитационных центров для инвалидов ("Красный Яр", "Пушкино"), в которых ежегодно проходят реабилитацию 2240 человек. Начато создание санаторно-реабилитационного центра для инвалидов в Шахунском районе, межрайонных реабилитационных центров для инвалидов в Ветлужском и Пильнинском районах;

5) приобретено оборудование для работы Нижегородского областного реабилитационного центра для инвалидов (далее - НОРЦИ), где ежегодно оказывается около 30 тысяч реабилитационных услуг инвалидам. На базе НОРЦИ начато создание межведомственной системы персонифицированного учета с информационной базой о потребностях инвалидов в мерах социальной поддержки и профессиологической лаборатории;

6) выделено 1,1 млн. рублей на развитие самодеятельного творчества инвалидов, в том числе на проведение конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований, на проведение мероприятий в рамках Декады инвалидов, проведение трех международных (российско-германских) конференций по разработке новых технологий, направленных на совершенствование социальной поддержки инвалидов с ментальными нарушениями;

7) выделено около 1,5 млн. рублей для создания модели службы социального патронажа инвалидов на базе Нижегородской региональной благотворительной общественной организации "Забота", которой в рамках договора о социальном партнерстве ежегодно оказывается свыше 5 тысяч социальных услуг инвалидам.

Реализация ОЦП "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области" позволила в соответствии с санитарными требованиями к формированию безбарьерной среды провести частичную реконструкцию десяти стационарных учреждений социального обслуживания и четырех межрайонных реабилитационных учреждений, в том числе трех детских, на общую сумму около 4,6 млн. рублей, а также за время реализации указанной ОЦП:

1) приобретено оборудование и оплачена работа персонала студии "Телевидение глухих" на общую сумму 2,4 млн. рублей, что позволило 22 тысячам инвалидов по слуху ежегодно получать информацию в адаптированной форме;

2) во взаимодействии с правлением Нижегородской областной организации ВОС на сумму 0,2 млн. рублей пешеходные переходы оборудованы светофорами со звуковым сопровождением.

В рамках указанной ОЦП приобретено производственное оборудование для специализированных предприятий ВОС, ВОГ, ВОИ на сумму 0,652 млн. рублей с целью сохранения 3,5 тысячи имеющихся рабочих мест и создания 15 новых рабочих мест.

Вместе с тем реализацию предыдущих ОЦП следует рассматривать как начальный этап в системной работе с данной категорией граждан. Необходимо закрепить результаты, достигнутые в ходе реализации ОЦП, и продолжить создание условий для проведения комплексной реабилитации инвалидов всех категорий и формирование доступной для них среды жизнедеятельности, что позволит выйти на новый уровень социальной работы с инвалидами.

Эту задачу и должна решить Программа, которая является логическим продолжением ранее действовавших ОЦП и создает условия не только для реализации федеральной социальной политики, но и для обеспечения дополнительных социальных гарантий инвалидам в Нижегородской области.

II. Цели Программы


1. Обеспечение инвалидам, в том числе детям-инвалидам, равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, экономических, политических и других прав и свобод.

2. Эффективное осуществление в Нижегородской области государственной социальной политики в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов и их родителей.

3. Создание в Нижегородской области межведомственной системы мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов, соответствующей уровню социальных проблем лиц данной категории.

III. Задачи Программы


1. Дальнейшее совершенствование системы реабилитации инвалидов и детей-инвалидов.

2. Повышение уровня и качества жизни инвалидов, в том числе семей, воспитывающих детей-инвалидов, за счет улучшения состояния их здоровья, рационального трудоустройства и создания условий для интеграции инвалидов в общество.

3. Создание средствами архитектуры и градостроительства условий, обеспечивающих инвалидам и детям-инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры.

4. Создание условий для получения полноценного образования инвалидами и детьми-инвалидами, для реализации ими своего творческого и профессионального потенциала, для активного участия в общественной жизни.

5. Повышение роли различных ведомств и учреждений в реализации в Нижегородской области государственной политики в отношении инвалидов, детей-инвалидов и членов их семей.

6. Развитие социального партнерства между органами исполнительной власти Нижегородской области и некоммерческими общественными организациями инвалидов и родителей детей-инвалидов.

IV. Исполнители и участники Программы


Предполагается задействовать в реализации Программы учреждения и организации различной ведомственной принадлежности:

1) исполнители Программы:

департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (координатор программы);

министерство здравоохранения Нижегородской области;  (в ред.Закона области от 25.12.2007 № 188-З)

министерство финансов Нижегородской области;

министерство образования Нижегородской области;  (в ред.Закона области от 25.12.2007 № 188-З)

департамент по культуре Нижегородской области;  (в ред.Закона области от 25.12.2007 № 188-З)

департамент по развитию спорта Нижегородской области;  (в ред.Закона области от 25.12.2007 № 188-З)

аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области;

министерство жилищной политики и жилищного фонда Нижегородской области;  (абзац введен Законом области от 25.12.2007 № 188-З)

общественные некоммерческие организации инвалидов, в том числе ВОГ, ВОС, ВОИ, на основании договоров о социальном партнерстве;

2) участники Программы:

министерство строительства Нижегородской области; (в ред.Закона области от 25.12.2007 № 188-З)

министерство жилищно-коммунального хозяйства; (в ред.Закона области от 25.12.2007 № 188-З)

пресс-служба Губернатора и Правительства Нижегородской области.

V. Система программных мероприятий

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»