Областная целевая программа
"Развитие социальной и инженерной инфраструктуры
как основы повышения качества жизни населения
Нижегородской области на 2009 год"
(далее - Программа)
Паспорт Программы
1.1. Наименование Программы | областная целевая программа "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009 год" | ||||
1.2. Основание для разработки Программы | постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"; протокол совещания у Губернатора Нижегородской области от 20 декабря 2007 года № Прт-174/07-0-0; постановление Правительства Нижегородской области от 21 апреля 2008 года № 145 "Об утверждении Концепции бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" | ||||
1.3. Государственный заказчик Программы | Правительство Нижегородской области | ||||
1.4. Разработчик Программы | министерство экономики Нижегородской области | ||||
1.5. Основная цель Программы | создание материальной базы развития социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения решения главной стратегической цели - повышение качества жизни населения Нижегородской области | ||||
1.6. Основные задачи Программы | 1) повышение уровня обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры как городского, так и сельского населения Нижегородской области; 2) повышение оснащенности объектов социальной инфраструктуры инженерными коммуникациями; 3) ввод в действие объектов, строительство которых длится более 10 лет | ||||
1.7. Сроки и этапы реализации Программы | 2009 год | ||||
1.8. Исполнители Программы | 1) министерство экономики Нижегородской области; 2) министерство финансов Нижегородской области; 3) министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения (по согласованию); 4) министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; 5) министерство строительства Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения (по согласованию); 6) министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; 7) министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; 8) министерство инвестиционной политики Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения (по согласованию); 9) министерство здравоохранения Нижегородской области; 10) министерство образования Нижегородской области; 11) министерство социальной политики Нижегородской области; 12) министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области; 13) департамент транспорта и связи Нижегородской области; 14) департамент по развитию спорта Нижегородской области; 15) министерство культуры и информации Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения (по согласованию); 16) управление делами Правительства Нижегородской области; 17) Главное управление внутренних дел по Нижегородской области (по согласованию); 18) Главное управление МЧС России по Нижегородской области (по согласованию); 19) органы местного самоуправления Нижегородской области (по согласованию). | ||||
1.9. Объемы и источники финансирования Программы | Программа предполагает финансирование за счет средств бюджетов всех уровней и прочих источников в сумме 13 515.779,6 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования (тыс. руб.): | ||||
ВСЕГО, | Федеральный бюджет (при условии участия) | Областной бюджет | Местный бюджет | Прочие источники (при условии участия) | |
13 515 779,6 | 3 492 074,6 | 9 607 829 | 342 799 | 73 077 | |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области | ||||
1.11. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Рост объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры по сравнению с предыдущими годами. 2. В период реализации Программы будет введено в действие 113 объектов строительства и 22 объекта реконструкции, из них: - 8 объектов образования, из них: 2 детских сада, 4 спортивных сооружения к образовательным учреждениям (корпуса, спортзал, стадион); - 4 учреждения здравоохранения, из них: 1 акушерское отделение, 1 ЦРБ, Дом ребенка; - 3 объекта в сфере культуры, из них: общежитие для работников культуры, дом культуры, музей; - 10 спортивных объектов, из них: 8 физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК), спортивный комплекс, футбольное поле; - 7 объектов коммунального хозяйства, из них: 2 объекта канализации, 1 очистные сооружения, 3 объекта водоснабжения, 1 котельная; - 32 объекта газоснабжения населенных пунктов Нижегородской области. 3. Обеспечение софинансирования объектов, заявляемых в федеральную адресную инвестиционную программу и федеральные целевые программы. 4. Ввод в действие объектов, строительство которых длится более 10 лет. 5. Проведение проектно-изыскательных работ и обеспечение разработки проектно-сметной документации для 70 объектов. |
1. Содержание проблемы
Основанием для разработки областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2009 год" являются:
1) протокол совещания у Губернатора Нижегородской области от 20 декабря 2007 года № Прт-174/07-0-0;
2) постановление Правительства Нижегородской области от 21 апреля 2008 года № 145 "Об утверждении Концепции бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий (строительство и реконструкцию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проведение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации), повышающих обеспеченность населения Нижегородской области объектами социальной и коммунальной инфраструктуры и оснащенность самих объектов системами отопления, водо - и газоснабжения.
Социально-экономическое развитие общества в целом, и, в частности, населения зависит от функционирования системы удовлетворения многообразных потребностей. На качество жизни населения влияют обеспеченность жильем, услугами образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, торгового, бытового, транспортного, культурного обслуживания.
Недостаточный уровень обеспеченности территорий Нижегородской области (далее по тексту Программы - область, регион, Нижегородская область) объектами социальной и инженерной инфраструктуры и неравномерность их размещения - главная проблема социально-экономической дифференциации развития территорий.
Несмотря на то, что доля муниципальных районов и городских округов области с высоким и средним уровнем развития постепенно возрастает (до 75%), возможностей местных бюджетов недостаточно, чтобы самостоятельно, полноценно и быстро решить проблему по развитию сети учреждений социальной сферы и инженерных коммуникаций.
Успешное выполнение данной задачи возможно только при консолидации усилий всех уровней власти.
Выравнивание существующего уровня различий - задача, на решение которой непосредственно направлена данная Программа.
На основании анализа уровня обеспеченности Нижегородской области, муниципальных районов и городских округов области основными видами объектов социальной и инженерной инфраструктуры выявлены следующие проблемы:
1) уровень обеспеченности Нижегородской области в целом по большинству объектов социальной и инженерной инфраструктуры ниже средних по России значений или федеральных нормативов;
2) объекты социальной и инженерной инфраструктуры имеют высокую степень физического и морального износа;
3) благоустройство жилищного фонда области и оснащенность социальных объектов инженерными коммуникациями ни по одному из видов (водоснабжение, газоснабжение, канализация) не достигает 100%.
Более 40 территорий области имеют уровень благоустройства жилищного фонда водопроводом, канализацией, центральным отоплением значительно ниже среднеобластного уровня.
Половина территорий области обеспечена газом ниже, чем в среднем по области;
4) объекты социальной и инженерной инфраструктуры крайне неравномерно размещены по территориям муниципальных районов, городских округов области; более того, ряд территорий вообще не получают некоторые виды жизненно важных услуг.
Своевременное финансирование и осознанный выбор приоритетности строительства объектов необходимы для сбалансированного (поэтапного) создания системы социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей возрастающие потребности в качественном улучшении жизни населения, вместе с тем, учитывающей интересы муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры необходимо осуществлять с учетом потребностей муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Обеспеченность населения больницами, учреждениями образования, спорта, культуры, коммунальной и инженерной инфраструктурой необходимо приблизить к уровню среднероссийских показателей, в том числе по мощности и их техническому состоянию.
2. Цель и задачи Программы
Главной целью реализации Программы является создание материальной базы развития социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения решения главной стратегической цели - повышение качества жизни населения Нижегородской области. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Повышение уровня обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры как городского, так и сельского населения области.
2. Повышение оснащенности объектов социальной инфраструктуры инженерными коммуникациями.