ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2009 года № 863
О внесении изменений в областную целевую программу по оказанию
содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
(Нижегородскую область) соотечественников, проживающих за рубежом,
утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области
от 11 сентября 2009 года № 668
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 21 марта 2013 года № 161
__________________________________________________________________________
В связи с изменением социально-экономической обстановки и ситуации на рынке труда как в целом по области, так и по территориям вселения Богородского, Борского, Выксунского, Первомайского районов Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в областную целевую программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию (Нижегородскую область) соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2009 года № 668, изменения, изложив Программу в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 11 сентября 2009 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А.Суворова.
Губернатор В.П.Шанцев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 11.11.2009 № 863
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 11.09.2009 № 668
(в редакции постановления Правительства
Нижегородской области
от 11 ноября 2009 года № 863)
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ
ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
(НИЖЕГОРОДСКУ ОБЛАСТЬ) СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Областная целевая программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию (Нижегородскую область) соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Программа) |
Основания разработки Программы | Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 |
Наименование, дата и номера правовых актов о разработке Программы | - распоряжение Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2006 года № 1346-р "О создании областной межведомственной комиссии по реализации областной целевой Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию (Нижегородскую область) соотечественников, проживающих за рубежом" (с изменениями на 31 августа 2009 года) (далее - Межведомственная комиссия); - Закон Нижегородской области от 31 октября 2006 года № 132-З "Об Общественной палате Нижегородской области" |
Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 635-р |
Государственный заказчик Программы | Правительство Нижегородской области (далее - Правительство области) |
Заказчик Программы | Министерство социальной политики Нижегородской области |
Основные разработчики Программы | - министерство экономики Нижегородской области, министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство здравоохранения Нижегородской области, министерство образования Нижегородской области; - министерство социальной политики Нижегородской области; - управление информатизации аппарата Правительства Нижегородской области; - управление государственной службы занятости населения Нижегородской области; - управление по взаимодействию со средствами массовой информации (пресс-служба) Губернатора и Правительства Нижегородской области; - департамент международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Нижегородской области; - управление федеральной миграционной службы по Нижегородской области (по согласованию) |
Цель и задачи Программы | Цель Программы: - стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Нижегородскую область соотечественников на основе повышения ее привлекательности. Задачи Программы: - создание политических, социально-экономических, правовых, организационных и информационных условий, способствующих реализации соотечественниками желания переехать в Нижегородскую область для постоянного проживания и скорейшего их включения в устойчивые позитивные трудовые и социальные связи области; - формирование механизма организации процесса переселения в Нижегородскую область на основе активного и осознанного выбора соотечественниками места будущего проживания, сочетания их ожиданий и возможностей с потребностями и возможностями области; - регулирование миграционных потоков в целях обеспечения экономики региона кадрами необходимых профессий и уровня образования, а также миграционного замещения естественной убыли населения |
Этапы и сроки реализации Программы | Первый этап (2009 год): - формирование нормативной базы, способствующей реализации Программы переселения соотечественников в Нижегородскую область; - организация добровольного переселения по отдельным территориям, в основном, под имеющиеся вакансии и под реализуемые инвестиционные проекты с учетом потребности в работниках; - оценка результативности и динамики изменения социально-экономического положения территорий вселения; - анализ результатов I этапа Программы и определение возможностей для расширения числа проектов переселения с возможным увеличением числа участников в рамках Программы. - переселение на территорию области с учетом результатов и опыта первого этапа; - анализ результатов, полученных в ходе реализации Программы |
Основные направления реализации программных мероприятий | 1. Оказание содействия добровольному переселению участников Программы в соответствии с условиями участия: - определение территорий вселения; - решение вопросов по трудоустройству. 2. Осуществление мер по обустройству участников Программы, в том числе в: - жилищной сфере; - медицинском и социальном обеспечении; - предоставлении образовательных услуг; - обеспечении безопасной жизнедеятельности участников Программы. 3. Отработка организационного механизма по работе с соотечественниками, прибывшими на территорию Нижегородской области: - формирование системы взаимодействия различных структур - органов государственной власти и местного самоуправления, организаций бизнеса, общественных организаций, средств массовой информации с соотечественниками, прибывшими на территорию Нижегородской области; - информационное обеспечение реализации Программы на территории Нижегородской области; - создание областной подсистемы государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками |
Исполнители основных мероприятий Программы | Органы исполнительной власти Нижегородской области: министерство социальной политики Нижегородской области; министерство экономики Нижегородской области; министерство образования Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; управление государственной службы занятости населения Нижегородской области; управление информатизации аппарата Правительства Нижегородской области, управление по взаимодействию со средствами массовой информации (пресс-служба) Губернатора и Правительства Нижегородской области. органы местного самоуправления Богородского, Борского, Выксунского и Первомайского муниципальных районов Нижегородской области. управление Федеральной миграционной службы по Нижегородской области; главное управление внутренних дел Нижегородской области; территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области; территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области; Федеральная таможенная служба Приволжского таможенного управления |
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы | Предполагаемое финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Прогнозируемый объем финансирования мероприятий на весь период реализации Программы за счет средств областного бюджета составит 54932,83 тыс. руб., в том числе по годам и проектам: |
Направление расходов | Расходы по годам, | Итого | |||
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | тыс.руб. | |
Текущее финансирование | 3399,23 | 4007,83 | 21628,27 | 2543,01 | 31578,34 |
Дополнительное финансирование | 1966,07 | 2528,45 | 14452,09 | 1810,26 | 20756,87 |
Затраты на информационное сопровождение | 58,32 | 782,2 | 844,74 | 912,36 | 2597,62 |
Итого областной бюджет | 5423,62 | 7318,48 | 36925,10 | 5265,63 | 54932,83 |
Годы | В том числе по | ||||
Богородску | Бору | Выксе | Первомайску | Всего по проектам | |
2009 | 298,59 | 3461,81 | 1302,41 | 302,49 | 5365,30 |
2010 | 862,84 | 2846,16 | 1698,75 | 1128,53 | 6536,28 |
2011 | 4268,66 | 31811,7 | 0 | 0 | 36080,36 |
2012 | 4353,27 | 0 | 0 | 0 | 4353,27 |
Итого | 9783,36 | 38119,67 | 3001,16 | 1431,02 | 52335,21 |
Главные распорядители бюджетных средств | Министерство социальной политики Нижегородской области, министерство здравоохранения Нижегородской области, министерство образования Нижегородской области, управление государственной службы занятости населения Нижегородской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Планируемая численность участников Программы будет зависеть от привлекательности территории вселения и составит до 2012 года 2400 человек: |
Годы | Участники Программы | Члены семьи | Всего по годам |
2009 | 64 | 192 | 256 |
2010 | 76 | 228 | 304 |
2011 | 410 | 1230 | 1640 |
2012 | 50 | 150 | 200 |
Всего | 600 | 1800 | 2400 |
В том числе по территориям вселения:
Годы | Богородск | Бор | Выкса | Первомайск | ||||||||
Участники Программы | Члены семей | Участники Программы | Члены семей | Участники Программы | Члены семей | Участники Программы | Члены | |||||
Всего | 2400 | |||||||||||
2009 | 3 | 9 | 42 | 126 | 16 | 48 | 3 | 9 | ||||
2010 | 10 | 30 | 33 | 99 | 20 | 60 | 13 | 39 | ||||
2011 | 50 | 150 | 360 | 1080 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
2012 | 50 | 150 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||
Всего по | 113 | 339 | 435 | 1305 | 36 | 108 | 16 | 48 |
2. Снижение на территориях вселения дефицита трудовых ресурсов по основным профессиям на 3-5% за счет привлечения квалифицированных специалистов из числа соотечественников. 3. Компенсация естественной убыли населения за счет привлечения в область на постоянное место жительства до 2400 соотечественников. 4. Социально-экономический эффект от реализации Программы: Финансовые затраты областного бюджета, связанные с переселением участника Программы с членами его семьи, составят 54,9 млн.руб., что в среднем составляет 22,9 тыс.руб. на одного соотечественника. На подготовку одного специалиста с высшим образованием затраты из бюджетных средств составляют (58 тыс.руб. х 5 лет) 290 тыс.руб., на подготовку специалиста с начальным или средним профессиональным образованием (66 тыс.руб. х 3 года) - 198 тыс. руб. Учитывая, что привлекаются 252 специалиста с высшим образованием и 588 специалистов с начальным или средним профессиональным образованием, социально-экономический эффект составляет 300,0 млн. руб. | |
Организация контроля исполнения Программы | - Межведомственная комиссия - межведомственный орган по осуществлению общей координации и контроля реализации областной программы в соответствии с распоряжением Правительства области от 29 декабря 2006 года № 1346-р; - министерство социальной политики Нижегородской области - уполномоченный орган, ответственный за координацию работы по реализации Программы в соответствии с Положением о министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства области от 25 марта 2009 года № 148; - Общественная палата Нижегородской области - общественный консультативный орган и орган общественного контроля в соответствии с Законом Нижегородской области от 31 октября 2006 года № 132-З; - управление Федеральной миграционной службы по Нижегородской области - орган, координирующий деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и нормативно-правовое регулирование по Программе, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637. Порядок и сроки отчета определяются в соответствии с порядком, указанным в Государственной программе |
ВВЕДЕНИЕ
В Нижегородской области сложилась неблагополучная демографическая ситуация. Прогноз ее развития на период до 2020 года предполагает:
- дальнейшие потери общей численности населения, в первую очередь сельского населения;
- значительные потери населения трудоспособного возраста, особенно мужчин 25-39 лет;
- обострение проблемы дефицита и мобильности трудовых ресурсов. На период с 2008 по 2012 годы доля населения моложе трудоспособного возраста останется на прежнем уровне - 14,2%, а доля лиц старше трудоспособного возраста увеличится с 23,7 до 24,5%.
Специфика миграционных процессов состоит в том, что, несмотря на значительные объемы передвижения, сальдо миграции остается небольшим и не обеспечивает заметной компенсации убыли населения и восполнения дефицита трудовых ресурсов. В то же время реализация Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 17 апреля 2006 года № 127, невозможна без удовлетворения потребности организаций в квалифицированных кадрах. Таким образом, необходимость разработки и принятия Программы становится актуальной.
Основной целью Программы является:
- стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Нижегородскую область соотечественников на основе повышения ее привлекательности.
Задачи Программы
- создание политических, социально-экономических, правовых, организационных и информационных условий, способствующих реализации соотечественниками желания переехать в Нижегородскую область для постоянного проживания и скорейшего их включения в устойчивые позитивные трудовые и социальные связи области;
- формирование механизма организации процесса переселения в Нижегородскую область на основе активного и осознанного выбора соотечественниками места будущего проживания, сочетания их ожиданий и возможностей с потребностями и возможностями области;
- регулирование миграционных потоков для обеспечения экономики региона кадрами необходимых профессий и уровня образования, а также миграционного замещения естественной убыли населения.
1. ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Социально-экономическое положение Нижегородской области и перспективы ее развития
Область расположена в центре европейской части России, на слиянии Оки и Волги, в месте пересечения двух важных транспортных коридоров: второго панъевропейского (Берлин-Екатеринбург) и межрегионального, проходящего с северо-запада на юг европейской части России. Территория - 76600 км. Плотность населения - 43,6 чел./км. Численность населения на 1 января 2009 года составляет более 3,3 млн.чел. Область мононациональна по своему составу, 95% - русские. В регионе более 13 000 км автомобильных дорог общего пользования, 1214 км железнодорожных путей общего пользования, водный порт и более 1000 км водных путей, международный аэропорт.
Нижегородская область имеет достаточно высокий уровень развития информационных технологий и связи. Степень обеспеченности информационными технологиями и связью организаций и населения области характеризуется рядом показателей статистической отчетности:
- количество основных телефонных аппаратов - 1005458 штук, в том числе ГТС - 911198, СТС - 94260 (то есть 1 аппарат на 3,4 человека);
- плотность телефонных аппаратов на 100 человек - 29,48 штук, в том числе ГТС - 34,0, СТС - 12,82;
- количество заявлений на установку квартирных телефонов - 12000, в том числе ГТС- 8000, СТС - 4000;
- количество таксофонов - 2563 единиц, в том числе ГТС - 2344 единиц, СТС - 219 единиц;
- количество абонентских терминалов подвижной радиотелефонной связи на 100 жителей - 111,31;
- доля пользователей Интернет - 21,2%;
- доля образовательных учреждений, подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - 80%;
- количество пунктов коллективного доступа 447 единиц;
- количество принимаемых телевизионных эфирных программ среди городского населения - 19, среди сельского населения - до 5;
- доля охвата населения многопрограммным кабельным телевизионным вещанием - 7,3%.