ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2009 года № 702
В целях формирования областного бюджета на 2010 год и среднесрочного финансового плана Нижегородской области на 2010-2012 годы Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2010 год и на период до 2012 года.
2. Министерству экономики Нижегородской области ежеквартально осуществлять мониторинг реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2010 год. Результаты мониторинга направлять Губернатору Нижегородской области - Председателю Правительства.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.
Губернатор В.П.Шанцев
Прогноз социально-
экономического развития
Нижегородской области
на 2010 год и на период до 2012 года
2009
год
Введение++++++++++++++++++++++..++.............. | 2 |
1. Итоги социально-экономического развития Нижегородской области в 2008 году, в I полугодии 2009 года и оценка 2009 года+++++++............................. |
|
1.1. Основные итоги социально-экономического развития в 2008 году.............. | 3 |
1.2. Оценка социально-экономической ситуации до конца 2009 года (с учетом итогов января-июня 2009 года)++++++++++++++++++.......................... | 4 |
1.2.1. Антикризисные меры Правительства Нижегородской области, реализуемые в 2009 году++++++++++++++++++++++++++++........................ |
|
1.2.2. Основные макроэкономические показатели+++++++++.............++.. | 5 |
1.2.3. Реальный сектор экономики++++++++++++++++.............++ | 5 |
1.2.4. Уровень жизни населения+++++++++++++++++.............++ | 6 |
1.2.5. Бюджетообразующие показатели+++++++++++++++.............+ | 7 |
2. Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области и РФ на 2010-2012 годы+++++++++++++++.....................................++ |
|
2.1. Варианты социально-экономического развития РФ++..............+++++. | 8 |
2.2. Факторы, определяющие социально-экономическое развитие Нижегородской области в прогнозном периоде+++++++++++++..............+++++.. |
|
2.3. Основные макроэкономические пропорции социально-экономического развития Нижегородской области в 2010-2012 годах+++++++............................++. |
|
3. Прогноз развития Нижегородской области на 2010-2012 годы....++++++ | 15 |
3.1. Прогноз макроэкономических показателей++++++..............++++. | 15 |
3.1.1. Валовой региональный продукт++++++++++++++.............++.. | 15 |
3.1.2. Инвестиции в основной капитал++++++++++++++............++.. | 16 |
3.2. Прогноз развития реального сектора экономики++++++............+++ | 17 |
3.2.1. Промышленное производство+++++++++++++++++............... | 17 |
3.2.2. Строительный комплекс++++++++++++++++++.............+ | 21 |
3.2.3. Сельскохозяйственное производство++++++++++++++............... | 22 |
3.2.4. Потребительский рынок+++++++++++++++++++............+ | 24 |
3.2.5. Внешнеэкономическая деятельность++++++++++++++............... | 26 |
3.3. Прогноз уровня жизни населения+++++++++++++++................ | 26 |
3.3.1. Занятость населения++++++++++++++++++++.............+.. | 26 |
3.3.2. Денежные доходы населения+++++++++++++++++................ | 29 |
3.4. Прогноз развития социальной сферы+++++++++++++.............+ | 31 |
4. Прогноз основных бюджетообразующих показателей на 2010-2012 годы......+. | 32 |
4.1. Фонд оплаты труда+++++++++++++++++++++..............+ | 32 |
4.2. Прибыль прибыльных организаций+++++++++++++..............+. | 34 |
Приложения:+++++++++++++++++++++++........................... | 36 |
1. Итоги социально-экономического развития Нижегородской области в 2008 году, в 1 полугодии 2009 года и оценка 2009 года+++++++++++++..............++. |
|
2. Прогноз развития Нижегородской области на 2010-2012 годы+++.............++. | 40 |
3. Прогноз показателей сводного финансового баланса Нижегородской области на 2010-2012 годы++++++++++++++++++++++++++++........................ |
|
4. Прогноз бюджетообразующих показателей на 2010-2012 годы++++..............+ | 45 |
5. Оценка 2009 года и прогноз на 2010-2012 годы по фонду оплаты труда и прибыли прибыльных организаций в разрезе муниципальных районов и городских округов....... |
|
Общие подходы к разработке прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2010 год и на период до 2012 года регламентированы Законами Нижегородской области от 22 июля 2003 года № 66-З "О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Нижегородской области", от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области".
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития Нижегородской области на 2010 год и на период до 2012 года для органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также хозяйствующих субъектов при принятии конкретных управленческих решений в области социально-экономической политики.
Прогноз социально-экономического развития разработан Правительством Нижегородской области в соответствии со Стратегией развития Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, сценарными условиями, определенными Правительством Российской Федерации, и методическими указаниями Министерства экономического развития Российской Федерации.
Прогноз по основным бюджетообразующим показателям сформирован в разрезе территорий с учетом сложившихся в области социально-экономических условий, предложений органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области и намерений крупнейших организаций, расположенных на их территориях. Районный разрез по основным бюджетообразующим показателям (объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами, фонд оплаты труда, прибыль прибыльных организаций и др.) является основой для формирования консолидированного бюджета области на 2010 год, межбюджетных отношений на период до 2012 года и среднесрочного финансового плана на 2010-2012 годы.
Информационная база формирования прогноза:
- данные статистического и налогового учета за 2008 год и по состоянию на 1 июля 2009 года;
- сценарные условия и макроэкономические пропорции развития Российской Федерации, принятые Правительством Российской Федерации на 2010-2012 годы (на основе которых представлены итоги развития Российской Федерации (далее - РФ) в 2008 году и прогнозные пропорции на 2010-2012 годы);
- прогнозные расчеты органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области;
- прогнозные расчеты отраслевых министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области;
- прогнозы хозяйствующих субъектов.
2008 год в целом стал успешным для Нижегородской области. Позитивные тенденции в экономике и социальной сфере, наблюдавшиеся с 2005 года, получили свое дальнейшее развитие: рост уровня жизни населения, активизация инвестиционных процессов, увеличение объемов жилищного строительства.
График 1
Основные социально-экономические показатели
Нижегородской области в сравнении с РФ в 2008 году,
в % к предыдущему году
В реальном секторе экономики (кроме промышленного производства) по сравнению с 2007 годом достигнут рост:
- в сельском хозяйстве на 4,8% (по РФ - на 10,8%);
- в строительстве в 1,6 раза (по РФ - на 12,8%), в том числе темпы роста ввода жилья увеличились на 26,3% (по РФ - на 4,6%);
- в розничной торговле на 17% (по РФ - на 13,5%);
- в сфере платных услуг на 9% (по РФ - на 4,8%).
В 2008 году продолжилась тенденция роста объема инвестиций в основной капитал - 120,5% (по РФ - 109,8%).
Сохранился существенный рост реальных денежных доходов населения - 108,2 % к уровню 2007 года (по РФ - 102,9%). Средняя заработная плата увеличилась в реальном выражении на 10,7% к уровню 2007 года (по РФ - на 11,5%).
Вместе с тем в 2008 году произошло снижение объемов промышленного производства на 8,2% (по РФ - рост на 2,1%), в том числе в обработке - на 8,7% (по РФ - рост на 3,2%).
Наибольший спад производства произошёл в отраслях, оказавшихся наиболее чувствительными к мировому финансовому кризису - в производстве транспортных средств и оборудования (индекс производства составил 85,2% к 2007 году) и металлургическом производстве и производстве готовых металлоизделий (77,6%).
Основные причины сокращения производственной деятельности - это недостаток оборотных средств на предприятиях, снижение спроса на продукцию и снижение доступности кредитных ресурсов для предприятий и физических лиц.
_________________
по РФ реальные располагаемые доходы
1.2. Оценка социально-экономической ситуации
до конца 2009 года (с учетом итогов января-июня 2009 года)
Начало 2009 года охарактеризовалось для Нижегородской области замедлением темпов экономического роста. Кризисные явления затронули все ключевые сферы экономики: промышленность, строительство, потребительский рынок.
График 2
Темпы роста основных показателей социально-экономического развития
в 1 полугодии 2009 года и оценка до конца 2009 года, в % к предыдущему году
1.2.1. Антикризисные меры Правительства
Нижегородской области, реализуемые в 2009 году
В условиях нестабильной экономической ситуации особую роль приобретает государственное регулирование социально-экономических процессов и активная политика в сфере поддержки предприятий реального сектора.
Для оперативного решения возникающих проблемных вопросов развития региона (в частности адресной поддержки предприятий реального сектора экономики) действует координационный совет по регулированию негативных процессов в экономике Нижегородской области под председательством Губернатора, созданный распоряжением Губернатора Нижегородской области от 14 ноября 2008 года № 1686-р.
Планом Правительства области по стабилизации ситуации в экономике и финансовом секторе, принятом на заседании Правительства Нижегородской области (протокол от 2 декабря 2008 года № 18) предусмотрены основные системные антикризисные меры:
- государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (компенсация части процентной ставки по кредитам, возмещение части затрат на страхование, создание гарантийного фонда и др.);
- активизация работы в сфере жилищного строительства и инфраструктурных объектов (реализация проектов обеспечения инфраструктурой и инженерными коммуникациями жилищного строительства, развитие социальной и корпоративной ипотеки и др.);
- усиление социальной защиты, сохранение и создание рабочих мест;
- сохранение и повышение промышленного и технологического потенциала, стимулирование внутреннего спроса (предоставление госгарантий области и объектов областного залогового фонда для обеспечения финансовых обязательств заемщиков перед кредиторами; субсидирование части процентной ставки по кредитам предприятиям и физическим лицам и др.).
Помимо системных мер поддержки реального сектора осуществляется адресная работа с конкретными предприятиями по урегулированию возникающих проблемных вопросов их развития и занятости персонала.
1.2.2. Основные макроэкономические показатели