Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2009 года № 460

Об утверждении областной целевой программы "Подготовка
квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей
экономики Нижегородской области на 2009-2010 годы"

__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 11 ноября 2009 года № 842
__________________________________________________________________________



В целях разработки эффективного механизма управления формированием, воспроизводством и развитием кадрового потенциала Нижегородской области, обеспечивающего устойчивую работу организаций в рыночных условиях, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа).

2. Пункт 3.2 Комплекса программных мероприятий на 2009-2010 годы, являющегося приложением к Программе, вводится в действие отдельным постановлением Правительства Нижегородской области.

3. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Нижегородской области от 13 июля 2006 года № 226 "Об утверждении областной целевой программы "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007-2010 годы";

постановление Правительства Нижегородской области от 10 июня 2008 года № 230 "О внесении изменений в областную целевую программу "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007-2010 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 13 июля 2006 года № 226".

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А.Суворова.



Губернатор                                                                                             В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 03.07.2009 № 460

   

  Областная целевая программа
     "Подготовка квалифицированных рабочих кадров
     для различных отраслей экономики Нижегородской области
     на 2009-2010 годы"


   1. Паспорт программы

1.1. Наименование Программы

     областная целевая программа "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа)

     1.2. Основание для разработки Программы

     Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании";
     Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"

     1.3. Государственный заказчик Программы

     координатор Программы - министерство образования Нижегородской области;
     министерство образования Нижегородской области

     1.4. Основные разработчики Программы

     министерство образования Нижегородской области, министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, министерство экономики Нижегородской области, министерство социальной политики Нижегородской области, министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, управление государственной службы занятости населения  Нижегородской области, Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (по согласованию), торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы), учреждения профессионального образования Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы).

     1.5. Основная цель Программы

     обеспечение устойчивой работы организаций в рыночных условиях путем создания эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством и развитием кадрового потенциала Нижегородской области

     1.6. Основные задачи Программы

     реализация основных функций управления кадровым потенциалом;
     создание механизма повышения  эффективности деятельности образовательных профессиональных учреждений осуществляющих подготовку рабочих кадров;
     профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ и молодежи, информационное обеспечение деятельности
     по восстановлению позитивного имиджа рабочих профессий;
     совершенствование нормативно-правового
     регулирования вопросов управления кадровым потенциалом на региональном уровне

     1.7. Сроки и этапы реализации Программы

     2009-2010 годы; Программа реализуется в один этап

     1.8. Исполнители основных мероприятий Программы

     министерство образования Нижегородской области;
     министерство промышленности и инноваций Нижегородской области;
     министерство экономики Нижегородской области;
     министерство социальной политики Нижегородской области;
     министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;
     министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;
     управление государственной службы занятости населения  Нижегородской области;
     территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (по согласованию);
     Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (по согласованию);
     торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию);
     органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы);
     учреждения профессионального образования Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы).

     1.9. Объемы и источники финансирования Программы*

     предполагаемый общий объем средств областного бюджета, необходимых для реализации Программы, составляет:

Наименование

Источник

Годы

государственного заказчика

финансирования

2009 (тыс.рублей)

2010 (тыс.рублей)

Всего за период реализации Программы
(тыс. рублей)

Всего, в т.ч.:

609

609

Министерство образования

Областной бюджет, в т.ч.:

609

609

Нижегородской

Кап. вложения

-

-

-

области

НИОКР

-

-

-

Прочие расходы

609

609

Итого по

Всего, в т.ч.

609

609

программе

Областной бюджет, в т.ч.:

609

609

Кап. вложения

НИОКР

Прочие расходы

609

609


*Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета может ежегодно корректироваться в соответствии с возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год.

1.10. Система организации контроля за исполнением Программы

     контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

     1.11. Индикаторы достижения     
     цели Программы

     увеличение доли профессий, соответствующих Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, введенных на региональном уровне в рамках профессий начального профессионального образования федерального перечня профессий до 46%;
     уменьшение доли нетрудоустроенных выпускников учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, в связи с отсутствием рабочих мест до 0,3%;
     увеличение доли обучающихся в учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, по договорам с организациями до 99%;
     уменьшение дефицита укомплектованности педагогическими кадрами учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, до 3% .

     

2. Текст Программы

2.1. Содержание проблемы

Развитие страны и отдельных регионов, переход экономики от сырьевой модели к инновационной невозможны без становления конкурентоспособной отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы.

Принятие Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 и определение приоритетов развития области диктуют необходимость изменений в кадровой политике во всех сферах деятельности.

Изменения в технологии, в системе трудовых отношений обуславливают постоянный рост профессионально-квалификационных и других требований со стороны работодателей.

Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для различных секторов экономики.

Именно поэтому создание системы профессионального образования, ориентированного и быстро реагирующего на запросы динамичного рынка труда, конкретные запросы работодателей, является одной из приоритетных задач как для государства, так и для бизнеса.

Таким образом, профессиональное образование становится инструментом решения экономических проблем в регионах.

В складывающихся условиях все больше актуализируется вопрос формирования новой системы отношений между учреждениями профессионального образования, организациями, союзами работодателей,  органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, то есть системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Нижегородская область является индустриально-аграрным регионом, крупнейшим транспортным, торговым и культурным центром России.

Нижегородская область сегодня - это:

- территория - 74,8 тыс. кв. км. (0,4% территории России);

- население - 3462,3 тыс. чел. (2,4% населения России);

- валовый региональный продукт - 264,6 млрд. руб. по данным за 2004 год (1,6% валового внутреннего продукта России).

В последние годы в Нижегородской области наблюдается устойчивый рост валового регионального продукта.

Традиционно в структуре валового регионального продукта  Нижегородской области преобладает промышленность на нее же приходится и наибольшая доля занятых в экономике. А значит, прежде всего организации этого вида деятельности будут в конечном итоге определять основную потребность в рабочей силе.

В структуре занятых в промышленности области преобладает машиностроительный комплекс. В нем же наиболее остро происходят процессы, связанные с перераспределением рабочей силы. На ближайшую перспективу именно этот вид деятельности (наряду с радиоэлектронной промышленностью, приборостроением, химико-фармацевтической и пищевой промышленностью, а также научно-образовательным комплексом и сектором информационных технологий) выделен в качестве приоритетного в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.

Несмотря на преобладание промышленного производства, в Нижегородской области более половины районов имеют сельскохозяйственную направленность. Кроме того, в сельской местности проживает более 700 тысяч человек, а значит регулирование процессов занятости в этой сфере экономики является достаточно актуальным.

В Нижегородской области из года в год увеличивается количество  организаций, осуществляющих производство наукоемкой, высокотехнологичной продукции, прежде всего, в сфере телекоммуникаций и разработки программного обеспечения, которые также будут нуждаться в высококвалифицированных рабочих кадрах.

Одновременно на рынке труда Нижегородской области проявилась тенденция ухудшения его основных показателей. Уровень регистрируемой безработицы вырос с 0,48 до 0,96%. Коэффициент напряженности на рынке труда увеличился с 0,32 до 1,5. В 2,5 раза сократилось количество вакансий, заявляемых работодателями в службу занятости. На сокращенную рабочую неделю переведены около 80 предприятий, расположенных на территории 22 муниципальных районов и 2 городских округов, планируется высвобождение около 2 тыс. работников. В связи с этим большая роль отводится образовательными учреждениями в организации и проведении профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для незанятых и безработных граждан, работников, находящихся под риском увольнения.

С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и психологической, социальной и личностной готовности кадров: умению работать в команде, ответственности за общее дело, высокой требовательности к себе и качеству своей работы, умению планировать рабочее время и т.д., то есть возникает необходимость как можно более раннего включения учащихся в реальные производственные процессы. Однако этому мешает разобщенность интересов руководителей организаций и образовательных учреждений, отсутствие должного контакта между организациями и образовательными учреждениями, а также нормативно-правовой базы для формирования социального партнерства.

В настоящее время отсутствует механизм формирования обоснованного прогноза потребности экономики в рабочих кадрах и создания на его основе областного заказа подготовки рабочих кадров учреждениям профессионального образования.

Назрела острая необходимость осуществления постоянного мониторинга всех процессов, происходящих в данной сфере.

Решению указанных проблем должно послужить выполнение мероприятий настоящей Программы.

Для Нижегородской области, как и для всей Российской Федерации, в настоящее время характерна слабая сбалансированность востребованного рынка труда и воспроизводимого системой профессионального образования контингента экономически активного населения.

Существует определенный дисбаланс между спросом организаций области на высококвалифицированных рабочих и специалистов с необходимой компетентностью в конкретной области деятельности и предложениями учебных заведений.

Управление кадровым потенциалом Нижегородской области требует постоянного мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе данных о соответствии спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе профессий и специальностей, отраслей, муниципальных образований области, а также информации о причинах дисбаланса рынка труда.

В настоящее время отчетные, статистические и аналитические данные органов государственной статистики недостаточны для информационного обеспечения и формирования показателей дифференцированного учета работающих в разрезе профессий и специальностей.

По одним и тем же профессиям и специальностям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы, так как, с одной стороны, работодателям нужны рабочие высокой квалификации, а с другой, уровень предлагаемой работникам оплаты труда не удовлетворяет их потребности.

Одновременно с этим в общественном мнении сформировался перечень отдельных престижных профессий и специальностей, которые в силу перепроизводства оказываются невостребованными на рынке труда, о чем не информированы абитуриенты и их родители.

Это происходит из-за недостаточных информационных взаимосвязей рынка труда и рынка образовательных услуг.

Кроме того, динамика конъюнктуры рынка, переход экономики области на путь инновационного развития, внедрения новых технологий, новых форм организации работы, а также демографический спад диктуют необходимость непрерывного обучения и переквалификации (переподготовки) любого специалиста на протяжении всей его профессиональной деятельности.

При этом постоянно действующей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, удовлетворяющей условиям инновационного процесса развития ключевых отраслей экономики, в области фактически не существует.

Настоящая Программа предполагает решение данных вопросов.

Комплекс профессионального образования Нижегородской области является одним из самых крупных в Российской Федерации.

В целях удовлетворения требований работодателей, повышения социальной защищенности выпускников учреждений профессионального образования в условиях рыночных экономических отношений обучение учащихся ведется, как правило, по двум-трем профессиям, родственным по технико-технологическим параметрам, трудовым функциям.

В целях снятия экономической напряженности, особенно в сельских районах, и сокращения миграции молодежи из села в Нижегородской области появились учреждения профессионального образования нового типа, реализующие как программы начального, так и среднего профессионального образования.

Вместе с тем, удовлетворение требований работодателей к выпускникам системы профессионального образования в отношении их готовности к профессионально-трудовой деятельности требует повышения уровня квалификации преподавательского состава и мастеров производственного обучения.

Однако из-за низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности, результатом является дефицит педагогических работников, особенно мастеров производственного обучения. Следствием недостаточного финансирования является не отвечающая современным требованиям  материальная база образовательных учреждений.

Острой проблемой формирования контингента учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, является резкое снижение привлекательности этого уровня профессионального образования для выпускников школ, то есть низкий престиж рабочих профессий.

Кроме того, проблема подготовки рабочих кадров усугубляется тем, что начальный этап производственной деятельности выпускников профессионального образования прерывается службой в армии, в результате чего утрачивается профессиональная квалификация, и, наряду с этим, выпускники зачастую не возвращаются на свои рабочие места.

Отсутствие прогнозируемого рынка труда, неэффективность кадровой политики на уровне органов местного самоуправления, в организациях не позволяет учреждениям профессионального образования своевременно перепрофилировать свою деятельность, ориентируясь на изменившуюся кадровую ситуацию.

Ключевым условием эффективности работы системы профессионального образования является владение информацией о приоритетах и перспективах  развития экономики области.

Проведенное масштабное исследование состояния основных секторов экономики области и разработанная на его основе Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, определение стратегических приоритетов влечет за собой внесение необходимых изменений в территориальную систему подготовки кадров.

Научно-образовательный комплекс отнесен к приоритетным направлениям, признан движущей силой экономики и ключевым фактором, обеспечивающим экономику области качественными трудовыми ресурсами.

Программно-целевой подход является самым эффективным для реализации указанных задач.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»