ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2006 года № 226
Об утверждении областной целевой программы "Подготовка
квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей
экономики Нижегородской области на 2007-2010 годы"
(с изменениями на 10 июня 2008 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 3 июля 2009 года № 460
__________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 10.06.2008 № 230
------------------------------------------------------------------------
В целях разработки эффективного механизма формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала Нижегородской области, обеспечивающего устойчивую работу организаций в рыночных условиях, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007-2010 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на соответствующие финансовые годы предусматривать средства на реализацию Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике Г.А.Суворова.
Губернатор В.П. Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 13.07.2006 № 226
Областная целевая программа
"Подготовка квалифицированных рабочих кадров
для различных отраслей экономики Нижегородской области
на 2007-2010 годы"
Наименование Программы | областная целевая программа "Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007-2010 годы" (далее - Программа) | |
Основание для разработки Программы | распоряжение Правительства Нижегородской области от 25 января 2006 года № 39-р "О создании рабочей группы" | |
Государственный заказчик Программы | Правительство Нижегородской области | |
Разработчик Программы (в редакции постановления | министерство образования Нижегородской области совместно с органами исполнительной власти Нижегородской области, управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области, Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей, торгово-промышленной палатой Нижегородской области, учреждениями профессионального образования Нижегородской области
| |
Цель Программы | формирование кадрового потенциала Нижегородской области, обеспечивающего устойчивую работу организаций в рыночных условиях, путем создания эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием кадрового потенциала | |
Основные задачи Программы | интеграция субъектов управления кадровым потенциалом и создание целостного комплексного механизма и институтов управления кадровым потенциалом Нижегородской области; | |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2010 годы: | |
Основные направления программных мероприятий | создание институтов комплексного управления кадровым потенциалом Нижегородской области; реализация основных функций управления кадровым потенциалом; создание механизмов повышения эффективности деятельности системы профессионального образования; профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ и молодежи, проведение кампании по восстановлению положительного имиджа рабочих профессий; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, высвобождающихся в ходе реструктуризации и оптимизации форм управления организациями Нижегородской области, с учетом существующих и перспективных миграционных процессов; совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов управления кадровым потенциалом
| |
Исполнители основных мероприятий Программы (в редакции постановления | министерство образования Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство экономики Нижегородской области; департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области; министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; управление государственной службы занятости населения Нижегородской области; территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (по согласованию); Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (по согласованию); торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы); учреждения профессионального образования Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы) | |
Предполагаемые объемы и источник финансирования Программы* (в редакции постановления | предполагаемый общий объем средств областного бюджета, необходимых для реализации Программы, составляет 10752 тыс. руб., в том числе: | |
Ожидаемые результаты | создание механизма обеспечения организаций экономической и социальной сфер Нижегородской области кадрами, удовлетворяющими требования работодателей в отношении готовности к профессионально-трудовой деятельности; | |
Контроль за реализацией Программы | контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
*Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета может ежегодно корректироваться в соответствии с возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год
Развитие страны и отдельных регионов, переход экономики от сырьевой модели к инновационной невозможны без становления конкурентоспособной отечественной промышленности, инфраструктурных отраслей, социальной сферы.
Принятие Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127), определение приоритетов развития области диктует необходимость изменений в кадровой политике во всех сферах деятельности.
Изменения в технологии, в системе трудовых отношений обуславливают постоянный рост профессионально-квалификационных и других требований со стороны работодателей.
Для решения этих задач требуется значительная трансформация существующего подхода к подготовке кадрового потенциала для различных секторов экономики.
Именно поэтому создание системы профессионального образования, ориентированного и быстро реагирующего на запросы динамичного рынка труда, конкретные запросы работодателей, является одной из приоритетных задач и для государства, и для бизнеса.
Таким образом, профессиональное образование становится инструментом решения экономических проблем в регионах.
В складывающихся условиях все больше актуализируется вопрос формирования новой системы отношений между учреждениями профессионального образования, организациями, союзами работодателей, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, то есть системы социального партнерства в профессиональном образовании.
Нижегородская область относится к индустриально-аграрным регионам, крупнейшим транспортным, торговым и культурным центрам России.
Нижегородская область сегодня - это:
- территория - 74,8 тыс. кв. км. (0,4% территории России);
- население - 3462,3 тыс. чел. (2,4% населения России);
- валовый региональный продукт - 264,6 млрд. руб. по данным за 2004 год (1,6% валового внутреннего продукта России).
В последние годы в Нижегородской области наблюдается устойчивый рост валового регионального продукта. За период с 2001 по 2004 год его физические объемы увеличились на четверть.
Традиционно в структуре валового регионального продукта Нижегородской области преобладает промышленность (по итогам 2004 года она занимала 32,3% в этом показателе), на нее же приходится и наибольшая доля занятых в экономике (28,8%). А значит, прежде всего, организации этого вида деятельности будут в конечном итоге определять основную потребность в рабочей силе.
В структуре занятых в промышленности области преобладает машиностроительный комплекс. В нем же наиболее остро происходят процессы, связанные с перераспределением рабочей силы. На ближайшую перспективу именно этот вид деятельности (наряду с радиоэлектронной промышленностью, приборостроением, химико-фармацевтической и пищевой промышленностью, а также научно-образовательным комплексом и сектором информационных технологий) выделен в качестве приоритетного в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года.
Несмотря на преобладание промышленного производства, в Нижегородской области более половины районов имеют сельскохозяйственную направленность. Кроме того, в сельской местности проживает более 700 тысяч человек, а значит регулирование процессов занятости в этой сфере экономики является достаточно актуальным.
Растет число малых предприятий и их вклад в экономику Нижегородской области. Так, по данным статистического обследования, оборот малых предприятий за 2005 год составил более 38% от всего оборота организаций области, на них трудится почти 24% от общего числа занятых в экономике области (и это без учета индивидуальных предпринимателей). По прогнозным данным к 2010 году среднесписочная численность работающих на малых предприятиях возрастет на 31% к уровню 2005 года.
В Нижегородской области из года в год увеличивается количество организаций, осуществляющих производство наукоемкой, высокотехнологичной продукции, прежде всего, в сфере телекоммуникаций и разработки программного обеспечения, которые также будут нуждаться в высококвалифицированных рабочих кадрах.
В настоящее время состояние на рынке труда Нижегородской области характеризуется как благополучное - показатели регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда в области одни из самых низких среди субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ. Однако, несмотря на достаточно низкий уровень официально зарегистрированной безработицы, который в течение нескольких последних лет не превышает 1%, фактическое число безработных граждан гораздо выше. Граждане оказываются без работы либо вследствие отсутствия спроса на их профессии, либо из-за низкой стоимости рабочих мест, что способствует оттоку рабочих кадров в другие регионы страны.
В то же время, во многих организациях области имеют место признаки кадрового дефицита, а на рынке труда - конкуренция работодателей за рабочую силу, удовлетворяющую предъявляемым требованиям, так как уровень подготовки кадров в образовательных учреждениях не всегда соответствует запросам работодателей. Зачастую выпускники вынуждены работать не по полученным профессиям.
С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров: умению работать в команде, ответственности за общее дело, высокой требовательности к себе и качеству своей работы, умению планировать рабочее время и т.д., то есть возникает необходимость как можно более раннего включения учащихся в реальные производственные процессы. Однако этому мешает разобщенность интересов руководителей организаций и образовательных учреждений, отсутствие должного контакта между организациями и образовательными учреждениями, а также нормативно-правовой базы для формирования социального партнерства.
В настоящее время отсутствует механизм формирования обоснованного прогноза потребности экономики в рабочих кадрах и создания на его основе областного заказа подготовки рабочих кадров учреждениями профессионального образования.
Назрела острая необходимость осуществления постоянного мониторинга всех процессов, происходящих в данной сфере.
Остается напряженной демографическая ситуация в области.
Разрешению указанных проблем должно послужить выполнение мероприятий настоящей Программы.
Для Нижегородской области, как и для всей Российской Федерации, в настоящее время характерна слабая сбалансированность востребованного рынка труда и воспроизводимого системой профессионального образования контингента экономически активного населения.
Существует определенный дисбаланс между спросом организаций области на высококвалифицированных рабочих и специалистов с необходимой компетентностью в конкретной области деятельности и предложениями учебных заведений.
Управление кадровым потенциалом Нижегородской области требует постоянного мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе данных о соответствии спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе профессий и специальностей, отраслей, муниципальных образований области, а также информации о причинах дисбаланса рынка труда.
В настоящее время отчетные, статистические и аналитические данные органов государственной статистики недостаточны для информационного обеспечения и формирования показателей дифференцированного учета работающих в разрезе профессий и специальностей.
По одним и тем же профессиям и специальностям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы, так как, с одной стороны, работодателям нужны рабочие высокой квалификации, а с другой, уровень предлагаемой работникам оплаты труда не удовлетворяет их потребности.
Одновременно с этим в общественном мнении сформировался перечень отдельных престижных профессий и специальностей, которые в силу перепроизводства оказываются невостребованными на рынке труда, о чем не информированы абитуриенты и их родители.
Это происходит из-за недостаточных информационных взаимосвязей рынка труда и рынка образовательных услуг.
Кроме того, динамика конъюнктуры рынка, переход экономики области на путь инновационного развития, внедрения новых технологий, новых форм организации работы, а также демографический спад диктуют необходимость непрерывного обучения и переквалификации (переподготовки) любого специалиста на протяжении всей его профессиональной деятельности.
При этом постоянно действующей системы повышения квалификации и переподготовки кадров, удовлетворяющей условиям инновационного процесса развития ключевых отраслей экономики, в области фактически не существует.
Настоящая Программа предполагает решение данных вопросов.
Комплекс профессионального образования Нижегородской области является одним из самых крупных в Российской Федерации.
В целях удовлетворения требований работодателей, повышения социальной защищенности выпускников учреждений профессионального образования в условиях рыночных экономических отношений обучение учащихся ведется, как правило, по двум-трем профессиям, родственным по технико-технологическим параметрам, трудовым функциям.
В целях снятия экономической напряженности, особенно в сельских районах, и сокращения миграции молодежи из села в Нижегородской области появились учреждения профессионального образования нового типа, реализующие как программы начального, так и среднего профессионального образования.
Вместе с тем, удовлетворение требований работодателей к выпускникам системы профессионального образования в отношении их готовности к профессионально-трудовой деятельности требует повышения уровня квалификации преподавательского состава и мастеров производственного обучения.
Однако из-за низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной сферой профессиональной деятельности, результатом является дефицит педагогических работников, особенно мастеров производственного обучения. Следствием недостаточного финансирования является не отвечающая современным требованиям материальная база образовательных учреждений.
Острой проблемой формирования контингента учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров, является резкое снижение привлекательности этого уровня профессионального образования для выпускников школ, то есть низкий престиж рабочих профессий.
Кроме того, проблема подготовки рабочих кадров усугубляется тем, что начальный этап производственной деятельности выпускников профессионального образования прерывается службой в армии, в результате чего утрачивается профессиональная квалификация, и, наряду с этим, выпускники зачастую не возвращаются на свои рабочие места.
Отсутствие прогнозируемого рынка труда, неэффективность кадровой политики на уровне органов местного самоуправления, в организациях не позволяет учреждениям профессионального образования своевременно перепрофилировать свою деятельность, ориентируясь на изменившуюся кадровую ситуацию.
Ключевым условием эффективности работы системы профессионального образования является владение информацией о приоритетах и перспективах развития экономики области.
Проведенное масштабное исследование состояния основных секторов экономики области и разработанная на его основе Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, определение стратегических приоритетов влечет за собой внесение необходимых изменений в территориальную систему подготовки кадров.
Научно-образовательный комплекс отнесен к приоритетным направлениям, признан движущей силой экономики и ключевым фактором, обеспечивающим экономику области качественными трудовыми ресурсами.
Программно-целевой подход является самым эффективным для реализации указанных задач.
Целью настоящей Программы является формирование кадрового потенциала Нижегородской области, обеспечивающего устойчивую работу организаций в рыночных условиях, путем создания эффективного механизма управления формированием, сохранением, воспроизводством, развитием кадрового потенциала.
Субъектами управления кадровым потенциалом являются органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, работодатели, учреждения профессионального образования, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих кадров, и граждане, занимающиеся профессионально-трудовой деятельностью или готовящиеся к ней.
Главной задачей настоящей Программы является интеграция субъектов управления кадровым потенциалом и создание целостного комплексного механизма управления кадровым потенциалом с учетом перспектив экономического развития области и перспектив развития отраслей Нижегородской области.