НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 8 апреля 2008 года № 40-З
Об утверждении областной целевой программы
"Развитие агропромышленного комплекса
Нижегородской области" на период 2008-2012 годов
(с изменениями на 4 марта 2011 года)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской областиот 4 мая 2011 года № 57-З
__________________________________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 01.11.2008 № 152-З;
Законом Нижегородской области от 30.04.2009 № 48-З;
Законом Нижегородской области от 11.08.2009 № 113-З;
Законом Нижегородской области от 11.11.2009 № 212-З;
Законом Нижегородской области от 07.12.2009 № 243-З;
Законом Нижегородской области от 03.02.2010 № 10-З;
Законом Нижегородской области от 11.05.2010 № 78-З;
Законом Нижегородской области от 03.09.2010 № 135-З;
Законом Нижегородской области от 24.12.2010 № 216-З;
Законом Нижегородской области от 04.03.2011 № 27-З
----------------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием | 27 марта 2008 года |
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" на период 2008-2012 годов.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор области | В.П.Шанцев |
Нижний Новгород
8 апреля 2008 года
№ 40-З
УТВЕРЖДЕНА
Законом Нижегородской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Развитие
агропромышленного комплекса
Нижегородской области" на период
2008 - 2012 годов
от 08.04.2008 № 40-З
Наименование Программы | областная целевая программа "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" на период 2008-2012 годов (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года" |
Государственный заказчик Программы | министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее - Минсельхозпрод) |
Разработчики Программы | Минсельхозпрод; Фонд "Нижегородская консультационная служба агропромышленного комплекса" (по согласованию); сельскохозяйственные предприятия и организации (по согласованию) |
Цели Программы | создание условий для развития агропромышленного комплекса Нижегородской области как одной из важных отраслей экономики, обеспечивающей население продовольствием и занятость на селе; создание условий для повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Нижегородской области и обеспечения населения Нижегородской области высококачественными продуктами питания; создание условий для устойчивого развития сельских территорий; создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов |
Основные задачи Программы | повышение инвестиционной и инновационной привлекательности отрасли, развитие технического и технологического потенциала агропромышленного комплекса (далее - АПК); формирование профессионально подготовленного кадрового трудового ресурса, проведение мероприятий по внедрению научных разработок в производство для устойчивого развития АПК; капитализация и концентрация производства в успешно действующих организациях; повышение доходов сельского населения; повышение качества жизни сельского населения; развитие малых форм хозяйствования и кооперации; сохранение и улучшение состояния земель сельскохозяйственного назначения; реализация законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения; вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в гражданский оборот; развитие информационно-консультационной службы АПК |
Сроки и этапы реализации Программы | сроки реализации Программы - 2008-2012 годы. Программа реализуется в 1 этап |
Исполнители основных мероприятий Программы | Минсельхозпрод; органы местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области (при условии участия в реализации основных мероприятий Программы) |
Таблица
(Таблица изложена в новой редакции
Законом области от 04.03.2011 № 27-З
- см. предыдущую редакцию)
Объемы и источники финансирования Программы
Источники | Годы, млн. руб. | |||||
финансирования | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Всего, в том числе: | 29313,480 | 27372,355 | 31758,194 | 30672,861 | 34411,862 | 153528,752 |
областной бюджет, в том числе: | 2264,080 | 2053,905 | 2501,362 | 2373,219 | 3185,362 | 12377,928 |
кап. вложения* | 610,500 | 321,314 | 475,338 | 506,000 | 609,500 | 2522,652 |
НИОКР | 2,300 | 0,559 | 0,420 | 0,420 | 3,500 | 7,199 |
прочие расходы | 1651,280 | 1732,032 | 2025,604 | 1866,799 | 2572,362 | 9848,077 |
федеральный бюджет, в том числе: | 1375,750 | 1782,339 | 2265,367 | 2311,030 | 2258,500 | 9992,986 |
кап. вложения* | 91,000 | 144,239 | 127,667 | 139,430 | 160,800 | 663,136 |
НИОКР |
|
|
|
|
| |
прочие расходы | 1284,750 | 1638,100 | 2137,700 | 2171,600 | 2097,700 | 9329,850 |
местный бюджет, в том числе: | 109,000 | 96,906 | 95,615 | 102,537 | 136,700 | 540,758 |
кап. вложения* | 55,600 | 35,506 | 28,215 | 35,437 | 65,800 | 220,558 |
НИОКР |
|
|
|
|
| |
прочие расходы | 53,400 | 61,400 | 67,400 | 67,100 | 70,900 | 320,200 |
прочие источники**, в том числе: | 25564,650 | 23439,205 | 26895,850 | 25886,075 | 28831,300 | 130617,080 |
кап. вложения* | 231,000 | 106,055 | 100,000 | 62,625 | 328,800 | 828,480 |
НИОКР |
|
|
|
|
| |
прочие расходы | 25333,650 | 23333,150 | 26795,850 | 25823,450 | 28502,500 | 129788,600 |
* - Капитальные вложения финансируются в рамках областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области", ежегодно утверждаемой постановлением Правительства Нижегородской области.
** - Прочие источники - это собственные средства сельскохозяйственных предприятий и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, направляемые на основную производственную деятельность, а также кредитные ресурсы, привлеченные сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности с субсидированием части процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации из федерального и областного бюджетов.
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
Индикаторы достижения цели Программы | увеличение производства сельскохозяйственной продукции на 48,7 процента, пищевых продуктов (включая напитки) по сравнению с 2007 годом - в 1,47 раза; увеличение привлечения инвестиций в сельскохозяйственное производство на 60-70 процентов, увеличение привлечения инвестиций в техническое перевооружение на 80,4 процента, увеличение энергообеспеченности на 62 процента; снижение трудовых затрат на единицу продукции в среднем на 25-30 процентов; увеличение размера ежемесячной заработной платы в сельском хозяйстве к 2012 году в 3,6 раза по отношению к 2007 году; создание дополнительных рабочих мест за счет вовлечения в сельскохозяйственный оборот ранее не используемых земель площадью 324,5 тыс. гектаров; осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК в объеме не менее 50 процентов от их общего количества; повышение потребления продукции, произведенной на территории Нижегородской области, до 70 процентов; увеличение роста производства сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования в 2012 году на 19,3 процента по отношению к 2007 году; улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 1,33 раза); повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов и уровня газификации домов природным газом до 60 процентов. В 2012 году произвести во всех категориях хозяйств: зерна - 1800 тыс. тонн; картофеля - 965 тыс. тонн; овощей - 416 тыс. тонн; сахарной свеклы - 302,4 тыс. тонн; рапса - 204 тыс. тонн; молока - 792,6 тыс. тонн; мяса скота и птицы - 255,8 тыс. тонн; яиц - 2281 млн. штук |
По данным статистики, за 2003 год доля сельского хозяйства в производстве валового регионального продукта составляла всего 5,3 процента, в 2005 году доля сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 5,8 процента.
По прогнозным данным министерства экономики Нижегородской области (далее также - регион, область), структура валового регионального продукта в 2006 - 2007 годах существенно не изменится.
По итогам работы в 2006 году выручка от реализации продукции и услуг в сельскохозяйственных предприятиях составила 12,5 млрд. рублей, что на 15,8 процента превысило уровень 2005 года, себестоимость реализованной продукции увеличилась на 18,9 процента. Опережение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки на 3,1 процента, отрицательным образом сказалось на получении прибыли сельскохозяйственными организациями. Сумма прибыли (до налогообложения) составила 950 млн. рублей, или 85,2 процента к уровню 2005 года, однако за счет ликвидации части убыточных хозяйств, находящихся в процедуре банкротства, число прибыльных сельскохозяйственных предприятий увеличилось на 13,6 процента и составило 500 единиц.
Несмотря на ряд позитивных тенденций, достигнутых в АПК, социально-экономическое положение в регионе остается довольно сложным. Постоянный рост цен на энергетические, другие материально-технические ресурсы и услуги, потребляемые сельским хозяйством, крайне отрицательно сказывается на финансовом состоянии сельскохозяйственных предприятий.
В сельском хозяйстве остается самый низкий уровень оплаты труда среди всех отраслей экономики. Несмотря на положительную динамику роста среднемесячной заработной платы по виду экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях", за 2006 год оплата труда составила 4 069 рублей, или 126,6 процента к уровню 2005 года.
Продолжает ухудшаться демографическая ситуация на селе.
Комплекс накопившихся на селе производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток из аграрного производства в первую очередь квалифицированных специалистов и молодежи. Особенно острый дефицит хозяйства испытывают в специалистах - производственниках: ветеринарах, агрономах, зоотехниках. В настоящее время доля специалистов, имеющих высшее образование, составляет 37 процентов, а руководителей - 58 процентов.
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446, определены основные направления развития АПК.
В рамках среднесрочного планирования на период до 2012 года Минсельхозпродом обозначены основные цели и задачи развития АПК Нижегородской области.
Главной целью Программы является создание условий для развития АПК как одной из основных отраслей экономики, отрасли, обеспечивающей население продовольствием и занятость на селе.
В соответствии с главной целью определены следующие стратегические цели и задачи Программы:
Цель 1. Создание условий для повышения конкурентоспособности продукции АПК и обеспечения населения области высококачественными продуктами питания.
Задачи, решение которых обеспечивает достижение первой цели:
повышение инвестиционной и инновационной привлекательности отрасли, развитие технического и технологического потенциала АПК;
формирование профессионально подготовленного кадрового ресурса, проведение мероприятий по внедрению научных разработок в производство для устойчивого развития АПК;
капитализация и концентрация производства в успешно действующих организациях;
привлечение инвестиций в сельскохозяйственный бизнес, направленных на увеличение производства продукции животноводства.
Цель 2. Создание условий для устойчивого развития сельских районов области, обеспечение занятости и повышение уровня жизни сельского населения.
Задачи, решение которых означает достижение второй цели:
повышение доходов сельского населения;
повышение качества жизни сельского населения;
развитие малых форм хозяйствования и кооперации.
Цель 3. Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов.
Задачи, решение которых означает достижение третьей цели: