ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2007 года № 3
Об утверждении Программы реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
на территории города Нижнего Новгорода на период до 2010 года
(с изменениями на 28 мая 2008 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Городской Думы от 28 мая 2008 год № 80
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 13.12.2005 № 858-р "О мерах по реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на период до 2010 года в Нижегородской области", статьей 29 Устава города Нижнего Новгорода
ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Программу реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории города Нижнего Новгорода на период до 2010 года (далее - Программа) (прилагается).
2. Поручить администрации города Нижнего Новгорода в рамках Программы разработать и представить на утверждение городской Думы города Нижнего Новгорода жилищную программу "Жилье Шаг за Шагом".
3. Рекомендовать администрации города Нижнего Новгорода ежегодно при формировании бюджета города Нижнего Новгорода предусматривать средства, необходимые для реализации Программы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на постоянную комиссию городской Думы города Нижнего Новгорода по развитию города, строительству и архитектуре (Сорокин О.В.).
Глава города Председатель городской Думы
В.Е.Булавинов И.Н.Карнилин
Приложение
к постановлению городской Думы
от 31.01.2007 № 3
(в редакции постановления Городской Думы от 28 мая 2008 год № 80)
реализации приоритетного национального проекта
"Доступное и комфортное жилье - гражданам России"
на территории города Нижнего Новгорода
на период до 2010 года
Наименование Программы | Программа реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории города Нижнего Новгорода на период до 2010 года |
Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Нижегородской области от 13.12.2005 № 858-р |
Исполнители основных мероприятий Программы | Департамент экономики, планирования, промышленности и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода Департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное учреждение "Главное управление капитального строительства города Нижнего Новгорода" Управление по учету и распределению жилья администрации города Нижнего Новгорода Департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода Организации жилищного строительства, коммунальной инфраструктуры, профессиональные участники рынка недвижимости Департамент строительства и инвестиций (введен постановлением Городской Думы от 28 мая 2008 год № 80) |
Цели и задачи Программы | Основная цель Программы - комплексное решение проб-лемы перехода к устойчивому функционированию и разви-тию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Основными задачами являются: 1. Создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жильем через увеличение объемов строительства жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой, развитие финансово-кредитных институтов и механизмов. 2. Создание условий для приведения существующего жи-лищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания. 3. Обеспечение условий доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и существующим стандартам. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2006 - 2007 гг. - первый этап 2007 - 2010 гг. - второй этап |
Перечень подпрограмм | Адресная программа жилищного строительства; программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Нижнего Новгорода на 2006-2010 годы; программа "Предоставление работникам городской бюд-жетной сферы субсидии на приобретение жилья за счет средств городского бюджета" (постановление городской Думы от 21.09.2005 № 53); программа "Молодой семье - доступное жилье на 2004-2010 годы"; подпрограмма "Выполнение государственных обязатель-ств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан"; подпрограмма "Сокращение времени ожидания в очереди на улучшение жилищных условий"; программа "Жилье "Шаг за шагом"; программа "Льготное жилищное кредитование граждан"; программа "Ликвидация и расселение ветхого жилищного фонда"; программа "Ветхий жилищный фонд на 1999-2003 годы и на период до 2010 года"; программа "Предоставление гражданам безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета"; программа "Создание условий для развития индивидуа-льного жилищного строительства"; программа "Увеличение объемов жилищного строительст-ва на основе рыночных механизмов". |
Объемы финансирования Программы | Итоговые объемы финансирования Программы - средства федерального бюджета - 588 млн. руб.; средства областного бюджета - 4 143 млн. руб.; средства местного бюджета - 2 513 млн. руб.; собственные и заемные средства граждан и организаций - 42 120 млн. руб. |
Организация контроля за исполнением Программы | Администрация города Нижнего Новгорода |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности | Реализация Программы должна обеспечить достижение следующих показателей: увеличение объемов жилищного строительства по отноше-нию к уровню 2004 г. в 2007 г. на треть (513 тыс. кв. м), в 2010 г. - в 2 раза (711тыс. кв. м); ввод в эксплуатацию в 2006-2010 годах 2 904 тыс.кв.м общей площади жилья; доведение уровня обеспеченности населения жильем до 25,3 кв.м на человека; улучшение жилищных условий не менее 13,7 тысяч семей, из них "очередников": · молодых семей - 3074 · отдельных категорий граждан - 1002 повышение доступности приобретения жилья; снижение среднего времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья до 7 лет |
Обеспечение граждан доступным жильем является одной из самых актуальных задач на сегодняшний день. Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособности спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов.
Анализ различных жилищных программ, реализуемых в городе Нижнем Новгороде в 2000-2005 годах, позволяет сделать следующие выводы:
и в дальнейшем следует принимать меры по снижению для населения города Нижнего Новгорода процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам;
следует развивать спрос на жилье параллельно с развитием доступного комфортного жилья;
для снижения рисков на рынке жилья следует создать реестр добросовестных застройщиков;
уменьшение сроков выдачи исходно-разрешительной документации, необходимой для строительства жилых домов;
увеличение количества жилых домов с типовыми квартирами для социального найма.
Настоящая Программа реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории города Нижнего Новгорода на период до 2010 года (далее - Программа) имеет целью формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания жителей города Нижнего Новгорода.
В рамках Национального проекта на первой стадии реализации (2006-2007 гг.) выделены четыре приоритета, решение которых обеспечит наибольшее продвижение по пути достижения намеченной цели:
увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
повышение доступности жилья;
увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Основными критериям успешности реализации программы являются
Увеличение объемов жилищного строительства по отношению к уровню 2004 г. в 2007 г. не менее чем на треть (513 тыс. кв. м), в 2010 г. - не менее чем в 2 раза (711 тыс. кв. м);
развитие финансовых механизмов, обеспечивающих условия для расширения возможностей населения в улучшении жилищных условий за счет объединения собственных средств граждан, средств федерального, областного и муниципального бюджетов, ипотечных кредитов и рассрочек.
Ключевым направлением является создание финансовых механизмов, позволяющих улучшить жилищные условия не только за счет текущих заработков граждан и имеющихся сбережений, но и в счет будущих доходов людей, т.е. через долгосрочное ипотечное жилищное кредитование.
По состоянию на 01.01.06 г. жилищный фонд города Нижнего Новгорода составляет 26271 тыс. кв.м., в том числе частный - 16963 тыс.кв.м (64,6%). Уровень обеспеченности населения города жильем составляет 20,2 кв.м (в среднем по Нижегородской области - 21,6 кв. м) (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Динамика жилищного строительства и обеспеченности населения жильем
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | Итого |
1. Площадь жилого фонда, тыс.кв.м | 25299 | 25428 | 25603 | 25921 | 26271 | 26271 |
2. Общий ввод жилья, тыс.кв.м | 210,7 | 168,4 | 231,9 | 331,3, | 345 | 1287,3 |
2.1. темп роста к предыдущему году | 94% | 80% | 138% | 156% | 105% | 115% |
3. Индивидуальное жилищное строительство, тыс.кв.м | 33,3 | 29,6 | 33,4 | 29,4 | 35,1 | 160,8 |
3.1 темп роста к предыдущему году | 167% | 89% | 113% | 88% | 119% | 116% |
4. Площадь муниципального ветхо-го жилого фонда, тыс.кв.м | 429,1 | 404,9 | 421,7 | 416,8 | 327,6 | 327,6 |
4.1. в т.ч. аварийный фонд, тыс.кв.м | 3,8 | 2 | 2,5 | 3,2 | 0 | 0 |
5. Ликвидация муниципального вет-хого фонда, тыс.кв.м | 28,2 | 39,4 | 56,5 | 43,1 | 29,4 | 196,6 |
5.1. в т.ч. аварийного фонда, тыс.кв.м | 3,8 | 2 | 2,5 | 3,2 | 0 | 11,5 |
6. Уровень обеспеченности населения жильем, кв.м/чел. | 18,6 | 18,94 | 19,44 | 19,82 | 20,2 | 20,2 |
В 2004 г. ввод жилья составил 360,7 тыс.кв.м., в 2005 г. введено 380 тыс.кв.м. За последние 5 лет средний ежегодный темп роста объемов жилищного строительства составил 115%., темп роста индивидуального жилищного строительства - 116%.
В 2004 г. индивидуальными застройщиками было введено 29,4 тыс.кв.м жилья, а в 2005 г. объемы по данному виду строительства оцениваются на уровне 35,1 тыс.кв.м.
По состоянию на 01.01.2006 площадь ветхого жилищного фонда составляет 327,6 тыс. кв.м (1,3% от общей площади жилого фонда). В 2004 г. было ликвидировано 43,1 тыс.кв.м ветхого муниципального жилого фонда, а в 2005 г. - 29,4 тыс.кв.м. В основной массе ликви-дация ветхого жилья происходила в районах города, где велось строительство нового жилья и требовалось производить расселение жильцов и снос строений. Таким образом, в последние годы на каждые 10 кв. м вновь построенного жилья ликвидируется около 1,5 кв.м ветхого жилого фонда.
Рыночная стоимость жилья по районам города заметно дифференцирована (более чем в 2 раза). Средневзвешенная рыночная стоимость 1 кв. м. жилья на первичном рынке составляет 22,8 тыс.руб., на вторичном - 17,8 тыс.руб.
Доля жилищного строительства, выполняемого за счет средств организаций и граждан в общем объеме жилищного строительства составляет до 98% от общего объема финансирования.
Основными факторами, сдерживающими темпы жилищного строительства в городе Нижнем Новгороде являются:
неразвитость систем коммунальной инфраструктуры практически во всех районах города, не обеспечивающих вновь вводимые жилые объекты достаточными ресурсами;
большой объем ветхого частного и муниципального жилого фонда на территориях, отводимых под жилищное строительство;
отсутствие средств в муниципальном бюджете и организациях коммунального ком-плекса на освоение площадок под массовое строительство;
отсталая технология строительного производства и низкое качество местных строительных материалов и, как следствие, высокая цена используемых строительных материалов.
На 01.01.2006 в очереди на улучшение жилищных условий состоит 27 947 чел.
Из них наибольший срок (более 25 лет) ожидания в очереди имеют 623 семьи (до 1981 года). С 1993 г. в очереди состоят 13 278 семей. За период с 1993 г. по 2003 г. в очередь постав-лено 11 388 семей.
За период 2001-2005 гг. жителям города Нижнего Новгорода, нуждающимся в улучше-нии жилищных условий, было бесплатно (по договорам найма) предоставлено жилье 674 семьям, 735 семей "очередников" приобрели жилье, из них 633 семьи с привлечением безвозмездных бюджетных субсидий, общая сумма которых составила 193626 тыс.руб.
Таблица 1.2
Динамика очереди на улучшение жилищных условий
Количество семей | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Итого |
1. Поставленных в очередь | 1580 | 1241 | 1379 | 1658 | 403 | 6261 |
2. Улучшивших жилищные условия | 164 | 177 | 152 | 91 | 90 | 674 |
3. Исключенных из списков на улучшение жилищных условий в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ | 962 | 1363 | 1728 | 1500 | 16 | 5569 |
4. В очереди на конец года | 28383 | 28084 | 27583 | 27650 | 27947 | 27947 |
С 2000 г. по 2005 г. муниципальный ветхий жилищный фонд сокращен с 438,7 тыс.кв.м до 327,6 тыс.кв.м. При этом для расселения было выделено 4166 квартир общей площадью 271,0 тыс.кв.м. На 01.01.2006 в жилых домах, отнесенных к категории ветхих, проживает 7178 семей.
Основными проблемами обеспечения жильем населения города Нижнего Новгорода являются:
отсутствие надлежащего финансирования на улучшение жилищных условий горожан;
отсутствие типового социального жилья;
неразвитость института Ипотечного кредитования.
В целях принятия своевременных и объективных решений по строительству жилья необходимо организовать и обеспечить:
проведение инвентаризации очереди на улучшение жилищных условий;
анализ потребности и платежеспособного спроса населения в улучшении жилищных условий;