Актуальность разработки и принятия программы "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 годах" обусловлена международными и общероссийскими тенденциями развития отрасли "туризм". Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (далее - ВТО) и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли.
Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Средние темпы роста туризма составляют 5-7% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4 раза должны увеличиться доходы от туризма: до 2 трлн. долларов США. Туристскую отрасль выгодно отличают ряд и других факторов: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги. В странах ЕС доходы от туризма составляют в среднем 5,5% ВВП. В 2005 году количество международных прибытий выросло на 5,5% и достигло 808 миллионов.
Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития ВВТ:
- ВВТ создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает 8-10 рабочих мест);
- стимулирует развитие внутренних подотраслей - гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;
- способствует притоку в страну (область) иностранной валюты;
- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов в бюджеты;
- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;
- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия страны (области);
- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел; изготовление сувенирной продукции;
- экологически устойчивый туризм способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует важное значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;
- формирует престиж области и страны в целом.
Исходя из оценки выгод ВВТ и темпов развития отрасли, большинство стран успешно переориентировали свою экономику на въездной и внутренний туризм. Россия обладает огромным туристским потенциалом, но, чтобы занять долю на мировом рынке въездного туризма, стране необходимо успешно конкурировать с европейскими странами - в сегменте культурно-познавательного туризма, и, с такими странами как Турция, Испания, Египет - в сегменте рекреационного туризма.
Оценивая тенденции развития мирового туризма и потенциал восточно-европейских стран, ВТО прогнозирует вхождение России к 2010 году также в десятку наиболее посещаемых стран мира. С учетом прогнозов и мировых тенденций Правительством Российской Федерации сделаны определенные шаги в направлении развития отрасли "туризм".
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм определен в число приоритетных отраслей экономики. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 954-р, заложила основы обеспечения в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии. Главной целью федеральных программ, разрабатываемых Федеральным агентством по туризму, является создание в России современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Российская Федерация, несмотря на высокий туристический потенциал, занимает пока незначительное место на мировом туристском рынке. На её долю приходится около 1% мирового туристского потока. Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 22 млн. человек. Непосредственно в целях туризма в 2003 году в Российскую Федерацию въехало - 3,2 млн. чел. За пределы Российской Федерации с целью туризма выехало 5,6 млн. чел.
Экспорт услуг по статье "поездки" в России в 2003 году составил 4,5 млрд. долл. США, импорт 12,88 млрд. долл. США.
Нижегородская область также, несмотря на достаточный туристский потенциал, занимает далеко не ведущее положение на туристском рынке России. На рынке въездного туризма доля области составляет не более 1%, на рынке внутреннего - не более 2%. Количество иностранных граждан, разместившихся в коллективных средствах размещения (далее - КСР) в 2003 году составило 23,1 тыс., российских граждан - 410,2 тыс. чел.
В Приволжском федеральном округе доля Нижегородской области в сегменте ВВТ составляет лишь 12%, уступая республикам Татарстан и Башкортостан.
Таким образом, ряд таких факторов как высокий уровень конкуренции на международном рынке со стороны зарубежных стран; высокий уровень конкуренции на российском и международном рынке со стороны регионов Российской Федерации, в т.ч. Приволжского федерального округа, дисбаланс экспорта и импорта туристских услуг, неразвитость туристской инфраструктуры обуславливает необходимость решения проблемы развития ВВТ наиболее эффективными программными методами.
Основными причинами сложившейся ситуации являются следующие:
- недостаточная маркетинговая политика по продвижению нижегородского турпродукта на российском и международном туристских рынках (область долгое время была "закрытой" поэтому мало известна на рынке и не достаточно популярна);
- не достаточно развитая материальная база туристской индустрии и не развитая туристская инфраструктура;
- неудовлетворительное состояние и недостаток объектов показа, способных удовлетворить потребности иностранных туристов;
- несоответствующая требованиям и ожиданиям иностранных туристов квалификация персонала;
- преобладание импорта над экспортом туристских услуг: импорт услуг ежегодно составляет не менее 3 млрд. руб., экспорт - не более 600 млн. руб.
В целях увеличения доли области на рынке ВВТ и осуществления государственной политики по развитию туристской индустрии на территории области Правительство Нижегородской области разработало настоящую Программу.
Нижегородская область, по оценкам международных экспертов, входит в десятку наиболее перспективных субъектов Российской Федерации, в которых туризм может стать одной из основных бюджетообразующих отраслей. Перспектива вхождения Нижегородской области в маршрут "Большое Золотое кольцо России" также обуславливает необходимость решения задачи программными методами.
Наличие программы развития туризма и софинансирования из средств бюджета субъекта Российской Федерации реализации мероприятий является обязательным условием для участия в федеральных целевых программах. Объем софинансирования из средств федерального бюджета рассчитывается исходя из объемов софинансирования (не менее 50%) из средств бюджета субъекта Российской Федерации.