ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2007 года № 2
Об утверждении областной целевой программы "Реконструкция
города Нижнего Новгорода на период до 2011 года"
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 17 марта 2009 года № 122
__________________________________________________________________________
В целях реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Реконструкция города Нижнего Новгорода на период до 2011 года" (далее - Программа).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования город Нижний Новгород принять участие в реализации мероприятий Программы с привлечением средств местного бюджета.
3. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год предусматривать средства на реализацию Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям В.И.Лимаренко.
Губернатор В.П. Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 10.01.2007 № 2
Областная целевая программа "Реконструкция
города Нижнего Новгорода
на период до 2011 года"
Наименование Программы | областная целевая программа "Реконструкция города Нижнего Новгорода на период до 2011 года" (далее - Программа) | |||||
Основание для разработки Программы | поручение Губернатора Нижегородской области (протокол совещания от 30 октября 2006 года № 205/10пр) | |||||
Государственный заказчик Программы | Правительство Нижегородской области | |||||
Основные разработчики Программы | - министерство строительства Нижегородской области; - министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; - министерство экономики Нижегородской области; - департамент градостроительного развития территории Нижегородской области; - региональная служба по тарифам Нижегородской области | |||||
Основные исполнители Программы | - министерство строительства Нижегородской области; - министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области; - министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; - министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; - министерство инвестиционной политики Нижегородской области; - министерство жилищной политики и жилищного фонда; - департамент градостроительного развития территории Нижегородской области; - органы местного самоуправления города Нижнего Новгорода (при условии их участия в реализации Программы); - хозяйствующие субъекты жилищного строительства, коммунальной инфраструктуры, профессиональные участники рынка недвижимости (при условии их участия в реализации Программы) | |||||
Цели Программы | цель Программы - координации взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода в сфере реализации жилищной политики и жилищного строительства на территории города Нижнего Новгорода, направленной на решение общегородских социальных задач | |||||
Основные направления и задачи реализации Программы | мероприятиями Программы предусмотрено решение следующих приоритетных задач: - создание условий для ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства в запланированных объемах; - подготовка земельных участков под жилищное строительство; - обеспечение жилой застройки объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры; - подготовка документации по планировке территории | |||||
Сроки и этапы реализации Программы | 2007-2011 годы Программа реализуется в один этап | |||||
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | мероприятия Программы сгруппированы по отраслевому принципу: - мероприятия по вводу в эксплуатацию объектов жилищного строительства; - мероприятия по электроснабжению; - мероприятия по газификации; - мероприятия по теплоснабжению; - мероприятия по водоснабжению и водоотведению; - мероприятия по обеспечению жилищного строительства социальной инфраструктурой, благоустройство территории; - мероприятия по подготовке документацией по планировке территории | |||||
Предполагаемые объемы и | Потребность | в том числе: | ||||
источники финансирования Программы | в финанси- ровании всего (млн. руб.) | областной бюджет | Внебюд- жетные источники | |||
2007 | 13284,5 | 3989,8 | 9294,8 | |||
2008 | 17839,9 | 4815,3 | 13024,6 | |||
2009 | 21247,3 | 6241,0 | 15006,3 | |||
2010 | 33358,7 | 7785,0 | 25573,7 | |||
2011 | 37978,6 | 7864,0 | 30114,6 | |||
Итого | 123709,0 | 30695,0 | 93014,0 | |||
Организация контроля за исполнением Программы | контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели | - обеспеченность населения жилыми помещениями в 2011 году (кв. м/чел.) | 25,7 | в 2011 году 123% | |||
социально-экономической эффективности в 2011 году | - ввод общей жилой площади в период до 2011 года (тыс. кв. м.) | 4961 |
| |||
- площадь жилищного фонда города Нижнего Новгорода в 2011 году (тыс. кв. м) | 31650 | в 2011 году 118% | ||||
- количество лиц, улучшивших жилищные условия за период до 2011 года (тыс. чел.) | 198,42 | 22% от населения города | ||||
- ввод жилья на душу населения в 2011 году (кв. м. /чел.) | 1,4 | в 2011 году 424% |
Выдвижение Президентом Российской Федерации В.В.Путиным ряда социальных инициатив, нашедших свое выражение в реализации в России четырех приоритетных национальных проектов, в значительной мере конкретизирует цели и задачи социально-экономического развития до 2010 года для государства в целом и для каждого субъекта Российской Федерации в отдельности.
Цель приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - Проект) - формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.
В целях выполнения задач Проекта в Нижегородской области реализованы следующие ключевые мероприятия:
1. Разработан и утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 13 декабря 2005 года № 858-р план мероприятий по реализации Проекта на территории Нижегородской области.
2. Подписано Соглашение о взаимодействии Министерства регионального развития Российской Федерации и Правительства Нижегородской области по реализации Проекта.
3. Подписаны Соглашения о взаимодействии Правительства Нижегородской области и органов местного самоуправления по реализации Проекта и графиков их выполнения.
4. Разработана и утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 25 апреля 2006 года № 144 областная целевая программа реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Нижегородской области на 2006-2010 годы.
Основным критерием оценки реализации Проекта является увеличение к уровню 2004 года объемов жилищного строительства к 2007 году на треть и удвоение - к 2010 году. В 2004 году в Нижнем Новгороде было введено 360,7 тыс. кв. м жилой площади. Соответственно, в 2007 году необходимо ввести в эксплуатацию минимум 513 тыс. кв. м жилья, в 2010 году - 711 тыс. кв. м.
Однако ситуация дефицита предложения на первичном и вторичном рынке жилья в городе, ведущая к росту стоимости на 40-60 процентов в год, значительная доля населения, проживающего в домах ветхого жилого фонда, увеличение количества граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, заставляют пересматривать установленные Проектом ориентиры по вводу жилья в сторону увеличения.
Расчеты показывают, что для удовлетворения потребности и платежеспособного спроса в жилье в Нижнем Новгороде необходимо ежегодно вводить не менее 1,0 млн. кв. м, а всего в период до 2011 года объем жилищного строительства должен составить не менее 4,9 млн. кв. м.
Действующая до недавнего времени система организации отвода земельных участков под жилищную застройку не позволяет обеспечить указанные объемы ввода жилья. Основными факторами, сдерживающими темпы жилищного строительства в городе Нижнем Новгороде, являются:
- неразвитость систем коммунальной инфраструктуры практически во всех районах города, не обеспечивающих вновь вводимые жилые объекты достаточными ресурсами;
- большой объем ветхого частного и муниципального жилищных фондов на территориях, отводимых под строительство;
- отсутствие средств в местном бюджете и организациях коммунального комплекса на освоение площадок под массовое строительство;
- отсутствие, разработанной и утвержденной документации по планировке территории.
В сложившейся ситуации для обеспечения населения жильем с высокими потребительскими качествами очевидной становится необходимость внедрения новых подходов при планировании, формировании и реализации программ жилищного строительства. На решение указанных задач и направлена настоящая Программа.
По состоянию на 1 января 2006 года жилищный фонд города Нижнего Новгорода составляет 26190,6 тыс. кв.м., в том числе частный - 16963 тыс. кв.м. (64%). Уровень обеспеченности населения города жильем составляет 20,3 кв.м (в среднем по Нижегородской области - 21,6 кв. м)
В 2004 году ввод жилья составил 366,4 тыс. кв. м., в 2005 году введено 361,7 тыс. кв. м. За последние 5 лет средний ежегодный темп роста объемов жилищного строительства составил 115%., темп роста индивидуального жилищного строительства - 116%. Анализ указанного показателя за период с 1970 года по настоящее время показал, что на территории города максимальный объем ввода жилья за счет всех источников финансирования был достигнут в 1988 году и составил 717,3 тыс. кв. метров.
В 2004 году индивидуальными застройщиками было введено 29,4 тыс. кв. м жилья, а в 2005 году объемы по данному виду строительства оцениваются на уровне 35,1 тыс. кв.
По состоянию на 1 января 2006 года площадь жилищного фонда, относимого согласно статистическому учету к категории "ветхого", составляет 463,3 тыс. кв. м. (таблица 1.1). Фактическая же площадь жилищного фонда, имеющего уровень износа более 60%, в городе Нижнем Новгороде во много раз превышает данный показатель.
Таблица 1.1
Динамика жилищного строительства и обеспеченности населения жильем
Показатели | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ИТОГО |
1. Площадь жилого фонда (тыс. кв. м.) | 25 198,9 | 25 428,0 | 25 603,0 | 25 921,0 | 26 271,0 | 26 271,0 |
2. Общий ввод жилья (тыс. кв. м.) | 231,3 | 168,0 | 232,0 | 361,0 | 380,0 | 1 372,3 |
2.1. темп роста к предыдущему году (%) | 92,1 | 89,3 | 126,5 | 140,2 | 98,7 | |
3. Площадь муниципального ветхого жилого фонда (тыс. кв.м.) | 429,1 | 404,9 | 421,7 | 416,8 | 463,3 | 463,3 |
3.1. в том числе аварийный фонд (тыс.кв.м.) | 3,8 | 2 | 2,5 | 3,2 | 3,4 | 3,4 |
4. Ликвидация муниципального ветхого фонда (тыс. кв.м.) | 5,8 | 4,2 | 12,4 | 6,3 | 7,6 | 36,3 |
5. Уровень обеспеченности населения жильем (кв.м./чел.) | 18,8 | 18,9 | 19,4 | 19,8 | 20,2 | 20,3 |
Все постоянное население (тыс. чел.) | 1 340,9 | 1 317,4 | 1 305,1 | 1 297,6 | 1 291,8 | 1 291,8 |
В 2004 году было ликвидировано 6,3 тыс. кв. м. ветхого муниципального жилого фонда, а в 2005 году - 7,6 тыс. кв. м. В основной массе ликвидация ветхого жилья происходила в районах города, где велось строительство нового жилья и требовалось производить расселение жильцов и снос строений.
С 2000 года по 2005 год муниципальный ветхий жилищный фонд возрос с 429,1 тыс. кв. м до 483,6 тыс. кв. м. При этом для расселения было выделено 4166 квартир общей площадью 271,0 тыс.кв.м. На 1 января 2006 года в жилых домах, отнесенных к категории ветхих, проживает 7178 семья.
Для удовлетворения потребности и платежеспособного спроса в жилье в Нижнем Новгороде необходимо ежегодно вводить не менее 2,0 млн. кв. м, а всего в период до 2011 года объем жилищного строительства должен составить не менее 4961 тыс. кв. м, в том числе по участкам комплексного освоения - 4064 тыс. кв. м.
Одним из целевых показателей Программы является выход к 2010 году на ввод жилья более 1 кв. м на душу населения ежегодно.
Сводные показатели по прогнозируемым объемам жилищного строительства приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Прогноз ввода жилья по Программе
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | Итого |
1. Общий планируемый объем ввода жилья по Программе | 458 | 543 | 817 | 1415 | 1728 | 4961 |
2. Ввод в эксплуатацию жилого фонда с новых земельных участков (тыс. кв.м.) | 24 | 112 | 795 | 1405 | 1728 | 4064 |
Примечание: Адресный перечень перспективных участков, предназначенных для комплексного освоения в целях жилищного строительства на период до 2011 года и график их освоения, приведен в приложении 1 к Программе.
В соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации отвод земельных участков под жилищное строительство осуществляется на аукционе. А для повышения инвестиционной привлекательности данных участков требуется, чтобы они были оснащены необходимой коммунальной инфраструктурой.
Поэтому особую задачу при реализации программ жилищного строительства представляет собой обеспечение комплексности жилой застройки, обеспечение территории города со сложившейся и новой жилой застройкой необходимой социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой.
На сегодняшний день жилые территории наименее обеспечены объектами социальной инфраструктуры местного уровня, прежде всего объектами социального обеспечения, физической культуры, спорта, культуры и гаражного хозяйства. Нехватка объектов бытового обслуживания наиболее остро ощущается в районах нового жилищного строительства.
Сложной остается ситуация в обеспеченности территории города объектами инженерной инфраструктуры. В последние годы значительно возросло потребление энергетических ресурсов, увеличился накопленный износ оборудования, коммуникаций, который составляет около 60-80%.
В сложившейся ситуации требуется замена ветхого оборудования, внедрение новой техники и технологий. Для решения данных проблем необходима государственная поддержка и привлечение значительных, в том числе внебюджетных средств.
При разработке Программы проведен анализ ситуации в обеспеченности города объектами транспортной инфраструктуры. Основные проблемы транспортного обслуживания обусловлены: недостаточным развитием скоростного внеуличного транспорта, недостаточным количеством и высоким износом подвижного состава общественного транспорта, недостатком дополнительных транспортных магистралей, в том числе мостов, дорожных развязок и, как следствие, перегруженностью дорожно-транспортной сети и транспортных узлов.