Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 31 октября 2005 года № 281 "Об утверждении Программы реформирования региональных финансов Нижегородской области"

3.6.2. Создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов (F2)


Исходное состояние и необходимость реформ


В настоящее время налоговая система Российской Федерации в основном сформирована. Основные меры по ее совершенствованию, связанные с упрощением и экономической обоснованностью взимаемых налогов и сборов, снижением налоговой нагрузки уже осуществлены. Тем не менее, отдельные изменения налогового законодательства оказывают существенное влияние на формирование доходной части областного бюджета.

Министерством финансов Нижегородской области проведена оценка объема предоставленных льгот в соответствии с законодательством Нижегородской области за 2003-2005 годы и 1 полугодие 2006 года, в том числе в разрезе отдельных налоговых льгот и анализ их влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Предоставление налоговых льгот в Нижегородской области осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Закон Нижегородской от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области";

- Закон Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 169-З "Об областном бюджете на 2005 год";

- Закон Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 4-З "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области";

- Закон Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З "О налоге на имущество организаций".

Налоговые льготы, предоставляемые в Нижегородской области,  направлены на создание оптимальных условий хозяйствования и благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций в Нижегородскую область.

Реализация мероприятий реформирования будет способствовать сохранению положительной динамики исполнения собственных доходов областного бюджета в 2006-2008 годах за счет мобилизации внутренних ресурсов роста налогооблагаемой базы. Сократится разрыв между объемом средств, требуемых для обеспечения расходных полномочий и объемом средств, поступающих в доходную часть областного бюджета.

     Механизм реализации и ожидаемые результаты


В рамках реализации Программы реформирования планируется:

- утвердить нормативным правовым актом Нижегородской области порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, а также запрет на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке финансовой эффективности;

- обеспечить публикацию в СМИ и сети Интернет данных об объемах предоставляемых налоговых льгот и оценке их эффективности.

Систематическая оценка объема налоговых льгот в разрезе отраслей экономики и отдельных льгот позволит контролировать размеры налоговых льгот и не допускать излишних потерь в доходах по причине их предоставления.

В результате оптимизации (сокращения) перечня налоговых льгот их объем за 2008 год не превысит 5% налоговых доходов областного бюджета.

     Альтернативные варианты и риски


В качестве альтернатив могут рассматриваться:

- полный отказ от региональных налоговых льгот;

- привлечение внешних и внутренних заимствований;

- передача в бюджеты субъектов Российской Федерации части нормативов отчислений, поступающих в настоящее время в федеральный бюджет (а именно: части акцизов на автомобили и табачные изделия, НДС);

Определенный риск связан с разработкой системы критериев на основе оценки бюджетной и социальной эффективности. Этот риск возникает, прежде всего, из-за сложности расчета социальной эффективности и при ее перерасчете в прямую экономическую эффективность.