НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 14 февраля 2006 года № 4-З

О государственной поддержке инновационной деятельности
в Нижегородской области

(с изменениями на 3 апреля 2023 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 06.08.2009 № 105-З;
Законом Нижегородской области от 04.08.2010 № 118-З;
Законом Нижегородской области от 03.06.2011 № 75-З
Законом Нижегородской области от 03.04.2012 № 42-З;
Законом Нижегородской области от 06.11.2013 № 141-З;
Законом Нижегородской области от 01.04.2015 № 41-З;
Законом Нижегородской области от 22.09.2015 № 123-З;
Законом Нижегородской области от 02.12.2015 № 172-З; № 161-З;
Законом Нижегородской области от 06.05.2016 № 70-З;
Законом Нижегородской области от 30.05.2016 № 74-З;
Законом Нижегородской области от 30.11.2016 № 161-З;
Законом Нижегородской области от 31.03.2021 № 25-З;
Законом Нижегородской области от 02.09.2022 № 125-З;
Законом Нижегородской области от 03.04.2023 № 36-З

------------------------------------------------------------------------



Принят Законодательным Собранием            26 января 2006 года

 Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

(Статья 1- в ред. Закона области от 06.08.2009 № 105-З- см. предыдущую редакцию)

          

Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области (далее также - область), устанавливает меры государственной поддержки инновационной деятельности, порядок ее оказания органами государственной власти Нижегородской области и направлен на поддержание и развитие инновационной деятельности, обеспечение защиты прав и интересов участников инновационной деятельности.

  Статья 2. Основные понятия
     (Статья 2 изложена в новой редакции Законом Нижегородской области
от 03.04.2012 № 42-З)

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) государственная поддержка инновационной деятельности на территории Нижегородской области (далее также - государственная поддержка инновационной деятельности) - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Нижегородской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность на территории Нижегородской области;

2) инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях;

3) инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности;

4) инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг;

5) инновационная программа - комплекс приоритетных инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающих эффективное решение задач по внедрению инноваций;

6) инновационный венчурный фонд - организация, создаваемая для формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования и организации привлечения инвестиций в высоко рискованные наукоемкие инновационные проекты;

7) инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов. Инновационный проект характеризуется высоким допустимым уровнем риска, возможностью недостижения запланированного результата, в том числе экономического эффекта от реализации такого проекта;

(пункт 7 в ред. Закона Нижегородской области от 31.03.2021 № 25-З - см. предыдущую редакцию)

8) инновационный фонд - организация, обеспечивающая финансирование инновационных проектов и программ путем предоставления средств на возвратной и безвозвратной основе;

9) коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов - деятельность по вовлечению в экономический оборот научных и (или) научно-технических результатов;

10) приоритетный инновационный проект Нижегородской области - проект, реализация которого обеспечивает положительный экономический и социальный эффект для экономики Нижегородской области, прошедший экспертизу и конкурсный отбор и утверждаемый в соответствии с порядком, установленным Правительством области;  

11) субъекты инновационной деятельности - юридические лица, в том числе иностранные организации, независимо от  организационно-правовой формы и формы собственности и физические лица, осуществляющие инновационную деятельность;

12) субъекты инновационной инфраструктуры - юридические лица, в том числе иностранные организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, способствующие осуществлению инновационной деятельности, включая центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, резидентов технопарков и особых экономических зон.

Статья 3. Цель, задачи и принципы государственной поддержки инновационной деятельности

1. Государственная поддержка инновационной деятельности на территории Нижегородской области оказывается в целях модернизации экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, импортозамещения, улучшения качества жизни населения.
     (Часть 1 изложена в новой редакции Законом Нижегородской области
от 03.04.2012 № 42-З; в ред. Закона области от 22.09.2015 № 123-З - см. предыдущую редакцию)

2. Основными задачами государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области являются обеспечение рационального сочетания механизмов государственного стимулирования субъектов инновационной деятельности и рыночных механизмов, реализация институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной политики, направленной на:

1) интеграцию имеющихся в области научных и производственных ресурсов и концентрацию их на приоритетных направлениях развития реального сектора экономики области;

2) переход организаций реального сектора экономики на режим устойчивой инновационной активности;

3) поддержку разработок в сфере высоких технологий с целью производства на их основе товаров и услуг и выхода на внутренние и внешние рынки, стимулирование импортозамещения, расширение международной интеграции, создание условий для привлечения инвестиций на рынок инновационного капитала;  
     (Пункт 3 в ред. Закона области
от 22.09.2015 № 123-З - см. предыдущую редакцию)

4) обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства области путем создания инновационной инфраструктуры;

5) расширение системы кадрового обеспечения инновационной деятельности;

6) вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности.

3. Государственная поддержка инновационной деятельности на территории Нижегородской области осуществляется на основе следующих принципов:

1) программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

2) доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

4) публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности на официальном сайте Правительства области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

5) приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

6) защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

7) приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

8) обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и Нижегородской области;

9) целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

(Часть 3 изложена в новой редакции Законом  области от 03.04.2012 № 42-З)

  Статья 4. Правовая основа государственной поддержки инновационной деятельности

Государственная поддержка инновационной деятельности на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и соглашениями Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Нижегородской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.

  Статья 5. Объекты государственной поддержки инновационной деятельности

     (Наименование статьи 5 в редакции Закона области от 03.04.2012 № 42-З)

1. Объектами государственной поддержки инновационной деятельности являются субъекты инновационной деятельности, реализующие приоритетный инновационный проект Нижегородской области, и субъекты инновационной инфраструктуры на срок действия Соглашения о предоставлении государственной поддержки.    
     (Часть 1 изложена в новой редакции Законом  области
от 03.04.2012 № 42-З)

2. часть 2 утратила силу Законом  области от 03.04.2012 № 42-З)

3. Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляется объектам государственной поддержки инновационной деятельности, состоящим на учете в налоговых органах на территории Нижегородской области.
     (Часть 3- в ред.
Законов области от 06.08.2009 № 105-З, от 03.04.2012 № 42-З)

4. Меры государственной поддержки резидентов технопарков предоставляются в соответствии с законодательством Нижегородской области.
     (Часть 4 введена дополнительно
Законом  области от 03.04.2012 № 42-З)

Статья 6. Инновационные программы и приоритетные инновационные проекты Нижегородской области

1. Органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления могут выполнять функции заказчиков, гарантов и инвесторов инновационных программ и проектов, а также участвуют в управлении, координации и регулировании инновационной деятельности.

2. Перспективную программу и годовые программные мероприятия (с указанием бюджетных и внебюджетных источников финансирования), включающие приоритетные инновационные проекты Нижегородской области, формирует Правительство области на основе приоритетов государственной инновационной политики, приоритетных направлений, прогнозов социально-экономического развития Нижегородской области, результатов анализа экономического и экологического состояния области, внешнеэкономических условий.

3. Финансирование инновационной программы предусматривается Правительством области при формировании проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.  (Часть 3 в ред. Закона Нижегородской области от 31.03.2021 № 25-З - см. предыдущую редакцию)

4. Основными критериями приоритетного инновационного проекта Нижегородской области являются:

1) внедрение и коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов, обеспечивающих (в  редакции Закона  области от 03.04.2012 № 42-З)

а) рост производительности труда;

б) снижение себестоимости выпускаемой продукции;

в) выпуск инновационной продукции, включая импортозамещающую и (или) экспортоориентированную продукцию;
      (Подпункт "в" изложен в новой редакции Законом области
от 22.09.2015 № 123-З - см. предыдущую редакцию)

2) социальная эффективность;

3) положительный бюджетный эффект для консолидированного бюджета Нижегородской области;

4) соответствие приоритетным направлениям науки, технологий и техники Нижегородской области;

5) соответствие стратегии социально-экономического развития Нижегородской области.  (пункт 5 изложен в новой редакции Законом Нижегородской области от 31.03.2021 № 25-З - см. предыдущую редакцию)

(Часть 4 в ред. Закона области от 06.08.2009 № 105-З- см. предыдущую редакцию)

5. часть утратила силу Законом области от 06.08.2009 № 105-З- см. предыдущую редакцию

6. Порядок и условия предоставления инновационным проектам статуса приоритетного и дополнительные критерии приоритетного инновационного проекта Нижегородской области устанавливаются Правительством области.
     (Часть 6
в ред. Закона области от 06.08.2009 № 105-З- см. предыдущую редакцию)

  Статья 7. Соглашение о предоставлении государственной поддержки

    (в ред. Закона области от 01.04.2015 № 41-З)

1. Объекты государственной поддержки инновационной деятельности и Правительство области заключают Соглашение о предоставлении государственной поддержки (далее - Соглашение). Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами.  (в  редакции Закона  области от 03.04.2012 № 42-З)

2. В случае, если предоставление мер государственной поддержки инновационной деятельности находится в компетенции Законодательного Собрания Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание), Соглашение в части находящегося в компетенции Законодательного Собрания предоставления мер государственной поддержки действует со дня вступления в силу закона Нижегородской области об утверждении Соглашения.

(Часть 2- в ред. Закона области от 04.08.2010 № 118-З)
   Часть 2 утратила силу Законом области от 06.11.2013 № 141-З -см. предыдущую редакцию

   3. Правительство области утверждает форму примерного Соглашения. В Соглашении устанавливаются: меры  государственной поддержки; права и обязанности сторон; объемы и направления финансирования; срок окупаемости приоритетного инновационного проекта; ответственность сторон за нарушение условий Соглашения; срок действия Соглашения; порядок его досрочного расторжения.
     (Часть 3 изложена в новой редакции
Законом области от 06.11.2013 № 141-З -см. предыдущую редакцию)

3. Максимальное значение суммы планируемых к предоставлению мер государственной поддержки за период действия Соглашения должно быть не более 90 процентов показателя планируемого бюджетного эффекта.  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»