Недействующий

Об утверждении Программы развития промышленности Нижегородской области на 2007-2010 годы (с изменениями на 8 августа 2008 года)

   5.1. Система мер государственной поддержки

На протяжении последних 15 лет спрос на строительство новых летательных аппаратов в России как со стороны государственной авиации, так и со стороны многочисленных, но мелких частных российских авиакомпаний был предельно ограничен. К этому следует добавить, что в последнее время усилился процесс закупок самолетов иностранного производства, прежде всего подержанных.

Тем не менее, авиастроительная промышленность Российской Федерации обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития. На это указывает тот факт, что в 2006 году негативная тенденция сменилась на положительную.

Данный факт свидетельствует о правильности принятых в последнее время принципиально важных решений о долгосрочной стратегии развития авиапромышленности. В ней предусмотрена весомая государственная поддержка авиапрома и целый ряд мер, направленных на устойчивое развитие отрасли. Тем самым была подведена черта под затяжной дискуссией между отдельными компаниями и регионами.

Если говорить подробно о принятых Правительством Российской Федерации в последнее время документах, то это:

Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38-р;

Государственная программа вооружений на 2007 -2015 годы;

федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года № 728 (с изменениями на 24 августа 2006 года).

Все они направлены на кардинальное решение проблем развития авиастроения и авиационной деятельности в Российской Федерации. В том числе  создание новейших образцов военной авиационной техники, удержание и освоение новых внешних рынков высокотехнологичной продукции самолетостроения. Будет решена и проблема переоснащения гражданской авиации России новой техникой отечественного производства.

С целью обеспечения реализации принятых решений Правительством Российской Федерации предусмотрен ряд мер, среди них:

увеличение средств, выделяемых на НИОКР федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года";

дальнейшее участие государства в увеличении капитализации российских авиационных лизинговых компаний;

компенсации из средств федерального бюджета авиакомпаниям части лизинговых платежей и процентов по кредитам, получаемым в российских кредитных организациях на закупку новой авиационной техники;

предоставление государственных гарантий для поддержки экспорта самолетов российского производства, а также по внутренним заимствованиям, осуществляемым для реализации проекта создания российского регионального самолета нового поколения.

Разработаны и, начиная с 2007 года, вступают в силу, федеральная целевая программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года" и федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 года № 54. В них запланировано финансирование комплексных проектов по созданию новых поколений наукоемкой продукции. Предусматривается и программное решение проблемы обновления производственно-технологической базы оборонно-промышленного комплекса, в том числе авиастроения.

В сфере военной авиатехники усилия предполагается концентрировать на ограниченном числе перспективных проектов, рассчитанных как на удовлетворение потребностей российских ВВС, так и в интересах развития системы военно-технического сотрудничества. Также важна организация комплексности поставок и высококачественного послепродажного обслуживания серийных образцов.

Комплекс мер, предусмотренных в Стратегии развития авиастроительной промышленности на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38-р, и принимаемые сегодня конкретные шаги по ее реализации позволят обеспечить динамичное развитие российского авиастроения. Развитие отрасли будет достигнуто благодаря государственно-частному партнерству, внедрению современных механизмов корпоративного управления, совершенствованию правовой базы и новых методов государственной поддержки.

В конечном итоге это позволит принципиально изменить стратегическую конкурентную позицию авиапромышленности России на мировом авиарынке. Фактически Россия вернется на этот рынок в качестве мирового центра авиастроения, продвигающего новую конкурентоспособную авиатехнику.