ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2006 года № 268
О повышении устойчивости функционирования организаций
Нижегородской области в условиях чрезвычайных ситуаций
(с изменениями на 16 июня 2022 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 08.05.2013 № 288;
постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2013 № 701;
постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2014 № 925;
постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2015 № 535;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.04.2016 № 237;
постановлением Правительства Нижегородской области от 09.06.2018 № 424;
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.03.2019 № 113;
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.04.2020 № 311;
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.06.2022 № 454
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 г. № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях оказания содействия устойчивому функционированию организаций Нижегородской области в условиях чрезвычайных ситуаций и снижения потерь от их последствий Правительство Нижегородской области постановляет:
(преамбула изложена в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 16.06.2022 № 454 - см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемое Положение о повышении устойчивости функционирования организаций Нижегородской области в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты по вопросу устойчивости функционирования организаций в условиях чрезвычайных ситуаций, расположенных на соответствующих территориях, в соответствие с настоящим постановлением.
3. Признать утратившим силу постановление Администрации Нижегородской области от 2 марта 1998 года № 48 "Об утверждении Положения по повышению устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций области в условиях чрезвычайных ситуаций".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Банникова П.В. (Пункт 4 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 16.06.2022 № 454 - см. предыдущую редакцию)
И.о. Губернатора С.А. Потапов
Положение
о повышении устойчивости функционирования организаций
Нижегородской области в условиях чрезвычайных ситуаций
1.1. Под устойчивостью функционирования организаций Нижегородской области, имеющих в собственности потенциально опасные объекты инфраструктуры Нижегородской области, объекты экономики, попадающие в зону чрезвычайной ситуации, а также объекты систем жизнеобеспечения населения (далее - объекты) в условиях чрезвычайных ситуаций понимается их способность противостоять разрушительному воздействию последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, производить продукцию в соответствии с запланированным объемом и номенклатурой в условиях повторяющегося их воздействия и восстанавливать свою работоспособность в кратчайшие сроки.
1.2. Повышение устойчивости функционирования объектов в условиях чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) - это комплекс организационных, инженерно-технических и специальных технологических мероприятий, осуществляемых на объекте с целью снижения риска возникновения ЧС, защиты персонала объекта, снижения ущерба от их возникновения, защиты от террористических актов, а также восстановления нарушенного производства в сжатые сроки.
1.3. Повышение устойчивости функционирования объектов достигается заблаговременной разработкой и осуществлением указанного комплекса организационных, инженерно-технических и специальных технологических мероприятий.
1.4. Вопросы повышения устойчивости отрабатываются в муниципальных образованиях и на объектах.
1.5. Организация работы по выполнению мероприятий повышения устойчивости функционирования осуществляется главами муниципальных образований и руководителями объектов.
1.6. Для обеспечения планового выполнения всех мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов в Нижегородской области, муниципальных образованиях и на объектах могут создаваться комиссии по повышению устойчивости функционирования (далее - комиссия) или рабочие группы в составе комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, наделенные полномочиями по рассмотрению вопросов устойчивости функционирования объектов.
Комиссия (рабочая группа) разрабатывает ежегодный план. В своей работе она руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, настоящим Положением, а также иными руководящими и методическими документами, разрабатываемыми федеральными органами исполнительной власти по вопросам устойчивого функционирования объектов.
объектов в условиях чрезвычайных ситуаций
2.1. Повышение устойчивости функционирования (далее - ПУФ) объектов включает комплекс следующих мероприятий:
- организационные мероприятия, включающие планирование выполнения мероприятий по ПУФ объекта, разработку соответствующих нормативных документов;
- инженерно-технические мероприятия, включающие мероприятия по защите персонала объекта и населения в прилегающей к объекту местности, инженерно-технического комплекса объекта, коммунально-энергетических и технологических сетей и сооружений;
- специальные технологические мероприятия, включающие мероприятия по подготовке объекта к работе при угрозе возникновения ЧС и его восстановлению.
2.2. Организационные мероприятия, регламентирующие заблаговременное планирование и нормативное обеспечение действий органов управления, сил и средств, а также всего персонала объекта при угрозе возникновения и непосредственно при ЧС, включают в себя:
- прогнозирование последствий возможных ЧС и разработка планов действий на мирное время, включая подготовку и проведение мероприятий по всем направлениям повышения устойчивости функционирования объекта;
- подготовку руководящего состава к работе в ЧС;
- создание и организацию работы комиссии по ПУФ (рабочей группы);
- создание и оснащение центра аварийного управления объектом и локальной системы оповещения;
- разработку инструкций (наставлений, руководств) по снижению опасности возникновения аварийных ситуаций на объекте, безаварийной остановке производства, локализации аварий и ликвидации последствий, а также по организации восстановления нарушенного производства;
- обучение персонала объекта соблюдению мер безопасности и способам действий при возникновении ЧС, локализации аварий и пожаров, ликвидации последствий и восстановлении нарушенного производства;
- подготовку сил и средств объекта для проведения мероприятий по ликвидации последствий аварийных ситуаций и восстановлению производства;
- установление размеров опасных зон вокруг потенциально опасных объектов;
- подготовку проведения эвакуации персонала объекта и населения из опасных зон;
- проверку готовности систем оповещения и управления при ЧС;
- организацию медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, получивших различные дозы внешнего и внутреннего облучения.
2.3. Инженерно-технические мероприятия обеспечивают повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования, инженерных коммуникаций и в целом производства, а также создание условий для его быстрого восстановления, повышения степени защищенности людей от поражающих факторов, возникающих при ЧС.
Инженерно-технические мероприятия включают в себя:
- создание на всех опасных объектах системы автоматизированного контроля за ходом технологических процессов;
- создание локальной системы оповещения о возникновении ЧС;
- накопление фонда защитных сооружений и повышение защитных свойств убежищ в зонах возможных разрушений и заражения;
- противопожарные мероприятия;
- сокращение запасов и сроков хранения взрыво-, газо-, и пожароопасных веществ;
- безаварийную остановку технологически сложных производств;
- локализацию аварийной ситуации, тушение пожаров, ликвидацию последствий аварии и восстановление нарушенного производства;
- дублирование источников энергоснабжения;
- защиту водоисточников и контроль за качеством воды;
- защиту наиболее ценного и уникального оборудования.
2.4. Специальные технологические мероприятия, обеспечивающие создание условий для перевода работы объекта на аварийный режим работы и обеспечения всех видов защиты и спасения людей, попавших в зоны ЧС, и быстрой ликвидации ЧС и ее последствий, включают в себя:
- перевод объекта на аварийный режим работы;
- подготовку объекта к восстановлению после ликвидации ЧС;
- создание на химически опасных объектах запасов материалов для нейтрализации разлившихся сильно действующих ядовитых веществ, дегазации местности, зараженных строений, транспортных средств, одежды и обуви;
- разработку и внедрение автоматизированных систем нейтрализации выбросов аварийно-химических опасных веществ;
- обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в опасных зонах;
- разработку и внедрение в производство защитной тары для обеспечения сохранности продуктов и пищевого сырья при перевозке, хранении и раздаче продовольствия;
- разработку и внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;
- разработку и внедрение мероприятий по охране территории объекта;
- разработку и внедрение мероприятий по антитеррористической защите территории объекта;
- накопление средств индивидуальной и медицинской защиты.