Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последние десятилетия оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания.
В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера одной из важнейших задач при обеспечении безопасности Нижегородской области становится повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от этих угроз.
Существо проблемы состоит в том, чтобы, обеспечив снижение количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создать в Нижегородской области необходимые условия для устойчивого развития путем объединения совместных усилий и финансовых средств.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики Нижегородской области и, как следствие, для ее устойчивого развития.
В протоколе совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 года № 4 отмечено, что:
- в современных условиях негативные факторы техногенного и природного характера представляют одну из наиболее реальных угроз для стабильного социально-экономического развития страны;
- несмотря на проводимую работу по указанной проблеме, существующая государственная система управления не в полной мере соответствует качественным изменениям спектра угроз национальной безопасности Российской Федерации в данной области.
За последние два года на территории Нижегородской области произошли 225 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых погибло 298, и пострадало свыше 4500 человек. Среднегодовой ущерб от чрезвычайных ситуаций, аварий и происшествий по Нижегородской области составляет 165 млн. руб. За этот же период в Нижегородской области произошло 9766 пожаров, в которых погибло 1164 человека, из них 39 детей, материальный ущерб составил более 316 миллионов рублей.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаточность выделяемых ассигнований на осуществление комплекса предупредительных и противопожарных мероприятий, а также недостаточная техническая оснащенность подразделений противопожарной службы Нижегородской области и аварийно-спасательной службы области.
Вследствие недостаточного финансирования мероприятий областной целевой программы "Пожарная безопасность Нижегородской области на 2004-2006 годы", утвержденной Законом Нижегородской области от 21 октября 2003 года № 95-З, указанные в ней цели не достигнуты. Из 153,9 млн. рублей предусмотренных на развитие и укрепление материально-технической базы подразделений государственной противопожарной службы за 2004-2006 годы было выделено 45,7 млн. рублей или 29,7% от планируемого финансирования вследствие чего на территории Нижегородской области не удалось обеспечить безопасные условия жизнедеятельности по линии противопожарной защиты, создать требуемые предпосылки для укрепления пожарной безопасности населенных пунктов и предприятий промышленного и сельскохозяйственного комплексов, значительно уменьшить гибель людей, травматизм и размеры материальных потерь от огня, укрепить материально-техническую базу противопожарной службы Нижегородской области.
Практически не финансировалась программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на 2005-2010 годы", утвержденная Законом Нижегородской области от 1 декабря 2004 года № 143-З. За два года из предусмотренных Программой 22,7 млн. рублей выделено 1 миллион 195 тысяч, что составляет всего 5,3%.
По состоянию на сегодняшний день потребность государственной противопожарной службы в технических средствах тушения пожаров удовлетворяется лишь на 14%, в том числе отмечается низкая оснащенность пожарных подразделений современными средствами пожаротушения.
Почти половина существующих зданий пожарных депо нуждаются в капитальном ремонте, причем 42 из них эксплуатируются фактически в аварийном состоянии. В 28 муниципальных образованиях Нижегородской области нет надлежащих условий для размещения и подготовки личного состава подразделений управления государственной противопожарной службы.
Медленно решается проблема обновления парка пожарной техники. Из 600 единиц техники, содержащейся за счет средств областного бюджета, более 70% подлежит списанию и обновлению. Пожарные автомобили сильно изношены, что влечет за собой увеличение затрат на их содержание и эксплуатацию. Практически отсутствует специальная техника для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ на высотах, испытывается острый недостаток современных автомеханических лестниц и коленчатых подъемников высотой подъема до 50-60 метров. Личный состав не в полном объеме обеспечен средствами защиты: боевой одеждой и снаряжением, теплоотражательными костюмами.
В Нижегородской области 256 потенциально опасных объектов, в зоне поражающих факторов потенциальных чрезвычайных ситуаций проживает более 50 процентов населения. Ввиду наличия развитой нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей промышленности наибольшую потенциальную опасность представляют аварии, связанные с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Территория области относится ко второй степени химической опасности. Общая зона возможного заражения АХОВ составляет 1146 кв.километров. Существенную угрозу представляют аварии на трубопроводах, протяженность которых составляет более 10 тыс. километров. Площадь участков, на которых возможны загрязнения в случае прорывов только магистральных нефте- и продуктопроводов, составляют 1,8 тыс. кв. метров (1,3 процента территории Нижегородской области).
Полностью устарела и выработала свой ресурс система оповещения населения Нижегородской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
По расчетам международных экспертов и ученых РАН затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.
Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.
Поэтому проблема снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера в Нижегородской области носит характер первостепенной важности, и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения безопасности Нижегородской области.
Современное состояние территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) Нижегородской области не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от ЧС, в том числе и по причине недостаточного внедрения автоматизированных систем управления, сбора и передачи информации по вопросам защиты населения и территорий. Механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения ЧС и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.
Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
С учетом уровня угроз для безопасного развития Нижегородской области эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
В системе действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций существенное значение имеют система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений (например, предупреждение населения и его отселение из опасной зоны с последующим восстановлением объектов или возведением их на новом месте).
Для повышения у населения уровня подготовленности, сознательности и убежденности в необходимости и важности правильных действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уверенности в эффективности применяемых средств и методов внедрения норм безопасного поведения в окружающей обстановке, а также для оперативного оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях с учетом постоянного увеличения потока информации о различных опасностях необходимо активно использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии.
Принятие общих решений о реализации тех или иных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий основывается на оценке экономической и общественной эффективности сценариев реагирования. Информация о природе чрезвычайных ситуаций, технологиях их предотвращения и ликвидации учитывается, но не является главной.
Исходя из изложенного, при применении программно-целевых механизмов необходимо использовать следующие алгоритмы действий:
- развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий, и особенностей их протекания;
- информационная поддержка и создание инфраструктуры для непрерывного мониторинга и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций, информирования органов исполнительной власти области, специалистов и населения по вопросам управления рисками;