ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2006 года № 177
В целях сокращения дефицита топливно-энергетических ресурсов, снижения затрат на привозное топливо, расширения объемов использования местных видов топлива, в том числе экологически чистого возобновляемого топлива, а также повышения эффективности функционирования предприятий деревоперерабатывающих отраслей за счет использования высокоэффективных методов утилизации древесных отходов Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу внедрения технологий использования отходов деревообработки в топливно-энергетическом хозяйстве Нижегородской области на 2006-2008 годы (далее - Программа).
2. Считать Программу и ее направления актуальными для государственной поддержки Программы в соответствии с Законом Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области".
3. Министерству топливно-энергетического комплекса Нижегородской области совместно с министерствами и иными органами исполнительной власти Нижегородской области разработать порядок действий, направленный на создание механизмов инвестирования, нормативно-правового обеспечения, сопровождения и мониторинга энергосберегающих проектов с использованием древесного топлива согласно Программе.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области принять участие в реализации Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям В.И.Лимаренко.
И.о. Губернатора В.В. Клочай
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 19.05.2006 № 177
Программа внедрения технологий использования отходов деревообработки
в топливно-энергетическом хозяйстве Нижегородской области
на 2006-2008 годы
Наименование Программы | Программа внедрения технологий использования отходов деревообработки в топливно-энергетическом хозяйстве Нижегородской области на 2006-2008 годы |
Основание для разработке Программы | - Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ "Об энергосбережении"; - постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года; - Закон Нижегородской области от 17 декабря 1996 № 56-З "Об энергосбережении" (с изменениями на 20 мая 2003 года); - Закон Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области"; - постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 306 "Об утверждении Концепции и разработке Программы энергосбережения Нижегородской области на 2005-2010 годы"; - протокол совещания с участием Губернатора Нижегородской области от 28 октября 2005 года № 03/3793 о презентации проектов по использованию отходов переработки древесины |
Государственный заказчик | Правительство Нижегородской области |
Координатор Программы | министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области |
Основные разработчики | - министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, - министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, - комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, - органы местного самоуправления (по согласованию), - Нижегородский региональный центр энергосбережения (по согласованию), - ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" (по согласованию), - ОАО "ВНИИЭФ-Конверсия" (по согласованию), - ООО "Ресурс" (по согласованию), - ООО "Экотехнология" (по согласованию) |
Основная цель Программы | Основной целью Программы является ускоренное внедрение новейших технологий использования отходов лесозаготовки и лесопереработки для теплоснабжения Нижегородской области; создание организационных, экономических и научно-технических предпосылок для развития лесоперерабатывающих отраслей промышленности |
Основные задачи Программы | Для достижения цели настоящей Программы необходимо решить следующие задачи: - создание предприятий по производству тепловой энергии с использованием в качестве топлива отходов переработки древесины на смену дорогих и не экологичных ископаемых видов топлива; - создание энергосберегающей системы транспортировки тепла к потребителю; - создание производства рафинированного биотоплива ориентированного, кроме прочего, на экспортные поставки; - создание производства высокоэффективного и импортозамещающего оборудования и материалов для ТЭК с использованием новых научно-технических достижений; - разработка и использование новых механизмов реализации энергосберегающих проектов, позволяющих привлечь отечественные и зарубежные инвестиции |
Сроки и этапы реализации | Программа реализуется в три этапа: 2006 год - первый этап (реализация пилотных проектов) 2007 год - второй этап (внедрение в 4-5 районах Нижегородской области) 2008 год - третий этап (внедрение в 5-6 районах Нижегородской области) |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Программа включает в себя следующие мероприятия: 1. Пилотный проект № 1 "Обеспечение энергонезависимости районов Нижегородской области с внедрением комплексного использования отходов предприятий лесопромышленного комплекса, в качестве местных возобновляемых энергоресурсов,для производства теплоэнергии на базе Ардатовского района Нижегородской области"; 2. Пилотный проект № 2 "Использование отходов лесопереработки как возобновляемого биотоплива для энергообеспечения Ветлужского района Нижегородской области" |
Исполнители основных мероприятий | - министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, - министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, - органы местного самоуправления (при условии участия), - Нижегородский региональный центр энергосбережения (по согласованию), - ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" (по согласованию), - ОАО "ВНИИЭФ-Конверсия" (по согласованию), - ООО "Экотехнология" (по согласованию), - ООО "Ресурс" (по согласованию). Исполнители и поставщики оборудования по программным мероприятиям, использующим средства областного бюджета, будут определяться на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Объемы и источники финансирования | Предполагаемый объем финансирования первого этапа реализации Программы составляет 146 млн. рублей. Источники финансирования первого этапа: - собственные средства - 21,1 млн. руб. (14,5%); - заемные средства - 124,9 млн. руб. (85,5%) |
Система организации контроля над исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
Ожидаемые конечные результаты Программы | Снижение потребления энергоресурсов в топливно-энергетическом комплексе и сфере потребления 200 тыс. тонн условного топлива в год. Модернизация отопительных котельных муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы порядка 500 единиц суммарной мощностью 200 мВт. Создание и освоение производства эффективного и энергосберегающего оборудования для отраслей топливно-энергетического комплекса. Экономия бюджетных расходов на оплату Энергоресурсов в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном комплексе не менее 480 млн. руб. в год. |
Наиболее энергодефицитные районы Нижегородской области расположены в ее северной части. К северным районам Нижегородской области отнесены: Варнавинский, Ветлужский, Воскресенский, Ковернинский, Краснобаковский, Семеновский, Сокольский, Тонкинский, Тоншаевский, Уренский, Шарангский, Шахунский; всего 12 районов.
Северные районы Нижегородской области являются проблемными территориями. Дотационность их бюджетов является наиболее высокой в области, максимальна в Тонкинском районе - 84%. Кроме того, в этих районах проблема энергообеспечения является острейшей социальной проблемой.
Отсутствие централизованного газоснабжения и, как следствие, использование дорогостоящих видов топлива (уголь, мазут) обуславливает высокую стоимость тепловой энергии, составляющую в среднем - около 2000 руб. / Гкал. в год.
На фоне постоянного увеличения стоимости вырабатываемой тепловой энергии при использовании традиционных видов топлива напрашивается вывод о необходимости нового комплексного решения в области технологии производства тепла. Таким решением может стать использование, в качестве альтернативного топлива, отходов лесопереработки, которые в настоящий момент используются очень ограниченно, а свалки этих отходов все больше становятся серьезной экологической проблемой.
В пользу промышленного использования отходов лесопереработки в производстве тепла говорит европейский опыт, где древесные топливные гранулы широко используются даже в газифицированных районах.
Фактором, который может стать определяющим в развитии технологии производства тепла в северных районах Нижегородской области, является то обстоятельство, что данные районы являются "лесными". На их территории сосредоточен 61% спелых и перестойных лесов Нижегородской области.
Ниже в таблице 1 приведен баланс использования древесины по технологическим переходам, начиная от лесозаготовки, кончая производством рафинированного топлива. В качестве исходных данных в расчетах баланса использованы данные по расчетной лесосеке и рубкам ухода 12-ти северных районов Нижегородской области (таблица 2), данные о составе лесосеки по Ветлужскому лесхозу (таблица 3), и данные о выходе продукции при распиловке деловой древесины (таблица 4). В расчетах учтено, что выход продукции из ликвидного объема рубок ухода составляет: дрова - 30%; пиловочник - 70%.
Из расчетов таблицы 1 видно, что при полном удовлетворении Ветлужского района Нижегородской области в дровах и отходах древесины для сжигания вместо ископаемого топлива (мазут, печное топливо, уголь) из оставшихся отходов может быть произведено 76 тыс. тонн в год рафинированного топлива.
Расчеты показывают, что для производства запланированных 20,5 тыс. тонн рафинированного топлива в год, как запланировано во 2-м пилотном проекте, достаточно использовать расчетную лесосеку примерно на 30%.
Таблица 1. Баланс использования древесины
Выход продуктов по технологическим переходам | Ветлужский район, | Северные районы, | |||
Лесодобывающее предприятие (санитарные рубки, рубка леса на расчетной лесосеке) | |||||
Древесина с лесосеки (сплошная вырубка) | 276 | 2 415 | |||
Древесина от рубок ухода | 13 | 312 | |||
Итого: | 289 | 2 727 | |||
Склад древесины (Раскряжевка, окорка, сортировка) | |||||
Деловая древесина | 121 | 1 203 | |||
Дрова | 118 | 1 015 | |||
Прочие отходы | 40 | 405 | |||
Кора | 11 | 105 | |||
Итого: | 289 | 2 727 | |||
В том числе отходы: | 168 | 1 524 | |||
Деревопереработка (Продольная распиловка, сушка, строжка) | |||||
Пиломатериалы | 90 | 895 | |||
Некондиционный пиловочник | 4 | 39 | |||
Опилки | 16 | 163 | |||
Горбыль, обрезь | 11 | 105 | |||
Итого: | 121 | 1 203 | |||
В том числе отходы: | 31 | 308 | |||
Производство тепловой энергии для горячего водоснабжения | |||||
Существующее производство тепла с использованием дров | |||||
Потребность в дровах фактическая | 12 | 104 | |||
Планируемое производство тепла с использованием отходов древесины вместо угля, мазута, печного топлива | |||||
Потребность в отходах древесины | 22 | 809 | |||
Итого: | 35 | 913 | |||
Производство рафинированного топлива | |||||
Отходы древесины для рафинирования | 164 | 919 | |||
Производство рафинированных отходов древесины, тыс. тонн | 76 | 423 |
Таблица 2. Данные по расчетной лесосеке и рубкам ухода 12 северных районов Нижегородской области (план 2005 года)
Район Нижегородской области | Лесосека (запас), | Рубки ухода (запас), тыс. м | Рубки ухода (ликвидный объем), тыс. м |
Варнавинский | 246,80 | 40,83 | 26,07 |
Ветлужский | 276,20 | 13,02 | 7,18 |
Воскресенский | 254,60 | 36,81 | 26,00 |
Ковернинский | 141,60 | 11,95 | 7,41 |
Краснобаковский | 230,10 | 35,50 | 22,13 |
Семеновский | 354,50 | 28,78 | 18,68 |
Сокольский | 107,30 | 44,10 | 28,40 |
Тонкинский | 66,80 | 14,04 | 6,39 |
Тоншаевский | 311,90 | 25,75 | 16,05 |
Уренский | 149,90 | 14,75 | 9,54 |
Шарангский | 73,10 | 11,20 | 6,30 |
Шахунский | 201,70 | 35,30 | 25,70 |
Общий итог | 2 414,50 | 312,04 | 199,84 |
Таблица 3. Состав лесосеки по Ветлужскому лесхозу
Породы деревьев | Объем, тыс. м | Средний диаметр, см | Соотношение выхода продуктов рубки | ||
Дрова | Отходы | Деловая древесина | |||
Сосна | 26,4 | 24 | 6% | 11% | 83% |
Ель | 36,5 | 24 | 8% | 10% | 82% |
Береза | 122 | 22 | 54% | 6% | 40% |
Осина | 79,3 | 26 | 57% | 10% | 33% |
Прочие сорта | 12 | ||||
Итого: | 276,2 |