ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2006 года № 75
(с изменениями на 8 июля 2016 года)
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 20 июня 2023 года № 535
_______________________________________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.07.2007 № 233;
постановлением Правительства Нижегородской области от 08.05.2013 № 288;
постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2013 № 673;
постановлением Правительства Нижегородской области от 08.07.2016 № 448
--------------------------------------------------------------------------------------------
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также в целях планирования, организации и проведения эвакуационных мероприятий на территории Нижегородской области при возникновении чрезвычайных ситуаций Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения эвакуационных мероприятий на территории Нижегородской области в чрезвычайных ситуациях (далее - Положение).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области:
привести документы по организации и проведению эвакуационных мероприятий в соответствие с настоящим Положением;
(Абзац второй изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 08.07.2016 № 448 - см.предыдущую редакцию)
ежегодно предусматривать в местных бюджетах средства для обеспечения эвакуационных мероприятий.
3. Признать утратившим силу постановление Администрации Нижегородской области от 29 июля 1998 года № 202 "Об утверждении Положения о порядке проведения эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Д.В.Сватковского.
(Пункт 4 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 08.05.2013 № 288 -см. предыдущую редакцию) (см. Примечание)
И.о. Губернатора В.В. Клочай
Положение
о порядке проведения эвакуационных мероприятий
на территории Нижегородской области в чрезвычайных ситуациях
(далее - Положение)
(в ред.постановлений Правительства области от 17.07.2007 № 233;от 08.05.2013 № 288; от 24.09.2013 № 673;
от 08.07.2016 № 448)
Настоящее Положение определяет основные задачи и порядок организации планирования, проведения и обеспечения эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) на территории Нижегородской области.
1.1. Эвакуация населения включает комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зоны чрезвычайной ситуации или вероятной ЧС природного и техногенного характера, в безопасные районы (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС), а также жизнеобеспечение эвакуируемых в районе размещения.
(Пункт 1.1 в ред. постановления Правительства области от 08.07.2016 № 448 - см.предыдущую редакцию)
1.2. Эвакуация населения осуществляется по производственно-территориальному принципу, путем вывоза основной части населения всеми видами транспорта и вывода остальной части пешим порядком.
В зависимости от времени и сроков проведения предполагаются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).
1.3. При получении достоверных сведений о высокой вероятности возникновения чрезвычайной ситуации (аварии) на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия из опасных районов Нижегородской области проводится упреждающая эвакуация населения. Население должно быть удалено из зон возможного действия поражающих факторов до возникновения ЧС. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения ЧС, который выдается на период от нескольких десятков минут до нескольких суток и может уточняться в течение этого срока.
1.4. При возникновении чрезвычайной ситуации проводится экстренная эвакуация населения из опасных районов. Вывоз (вывод) населения из опасных районов может завершаться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов.
Необходимость введения подобной защитной меры, а также сроки ее осуществления определяют соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ). Эвакуация проводится с территорий населенных пунктов, других мест размещения населения, если не представляется возможным обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей людей.
1.5. В зависимости от характера развития ЧС и численности выводимого (вывозимого) из зоны ЧС населения возможны следующие варианты эвакуации: локальная, местная и региональная.
1.6. Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена границами территорий объектов экономики, отдельных городских микрорайонов или сельских поселений, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуированные размещаются, как правило, в примыкающих к опасной зоне населенных пунктах или не пострадавших районах города, населенного пункта (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
1.7. Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону опасности попадают муниципальные районы и городские поселения. При этом численность эвакуируемого населения может составить от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. При проведении местной эвакуации вывозимое население размещается, как правило, в безопасных районах пострадавшего муниципального района, городского поселения.
(Пункт 1.7 в ред. постановления Правительства области от 08.07.2016 № 448 - см.предыдущую редакцию)
1.8. Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории с высокой плотностью населения, включающие городские округа, в том числе категорированные. При этом вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительное расстояние от постоянного места проживания, в пределах Нижегородской области.
1.9. Экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может объявляться по указанию диспетчера в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их. Решение на осуществление упреждающей и экстренной эвакуации, носящей местный характер, принимается председателем КЧС и ОПБ соответствующего органа местного самоуправления Нижегородской области, а где комиссии не созданы, органом местного самоуправления Нижегородской области.
Решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях принимается Губернатором Нижегородской области и руководителями органов местного самоуправления Нижегородской области.
1.10. Общее руководство проведением эвакуации осуществляется комиссией по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области через органы, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Главное управление МЧС России по Нижегородской области, территориальные и объектовые эвакуационные органы (эвакоорганы), органы военного управления, а также руководителей организаций, которые привлекаются для обеспечения эвакуационных мероприятий.
(Абзац третий в ред.постановления Правительства области от 17.07.2007 № 233- см. предыдущую редакцию)
1.11. Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагается на эвакуационные органы (далее - эвакоорганы) по решению Правительства Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области и организаций.
К ним относятся:
- эвакуационные комиссии;
- эвакоприемные комиссии;
- сборные эвакуационные пункты (далее - СЭП);
- приемные эвакуационные пункты (далее - ПЭП);
- промежуточные пункты эвакуации (далее - ППЭ);
- пункты временного размещения (далее - ПВР);
- группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;
- оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.
1.12. Эвакуационные комиссии создаются в Нижегородской области, органах местного самоуправления Нижегородской области и во всех организациях, откуда планируется эвакуация населения.
Организация, состав, порядок работы эвакуационной комиссии, перечень решаемых ею задач определяется соответствующими нормативными правовыми актами Нижегородской области , органов местного самоуправления Нижегородской области и локальными нормативными актами организаций.
(Абзац второй в ред. постановления Правительства области от 08.07.2016 № 448 - см.предыдущую редакцию)
1.13. Эвакоприемные комиссии создаются для организации непосредственного приема, размещения и обеспечения эвакуированного из зон ЧС населения в безопасных районах. При планировании в этих районах эвакуации населения в случае возникновения ЧС, на эти комиссии возлагаются функции и эвакуационных комиссий.
В состав эвакоприемных комиссий, формируемых в Нижегородской области, при органах местного самоуправления Нижегородской области, включаются представители органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области и организаций, независимо от их организационно-правовой формы.
1.14. Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора и регистрации эвакуируемого населения, формирования эвакуационных эшелонов и колонн, посадки на автотранспорт и отправки эвакуируемого населения в безопасные районы.
Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления Нижегородской области, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.
В отдельных случаях (экстренная эвакуация населения) СЭП может не развертываться. При этом из личного состава СЭП формируются оперативные группы, усиленные сотрудниками органов внутренних дел для организованного вывоза (вывода) из зон ЧС эваконаселения.
1.15. Приемные эвакуационные пункты развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для встречи и отправки эвакуируемых в места последующего размещения.
1.16. Промежуточные пункты эвакуации размещаются на внешней границе зоны ЧС и должны обеспечивать учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку населения в безопасные районы. На ППЭ предусматривается специальная обработка или замена загрязненной (зараженной) одежды и обуви, пересадка населения с транспорта, работающего в зоне ЧС на транспортные средства, не работающие в зоне ЧС.
1.17. В наиболее сложный в организационном отношении период после возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях создаются пункты временного размещения для сохранения жизни и здоровья людей.
При размещении временных пунктов в сельских поселениях необходимо предусмотреть возможность выездного обслуживания пострадавшего населения организациями и учреждениями ближайшего городского поселения.
1.18. При перевозке населения железнодорожным и водным транспортом решением эвакуационной комиссии объекта экономики или вышестоящей эвакуационной комиссии назначаются начальники эшелонов, при перевозке автомобильным транспортом - старшие автомобильных колонн.
Для организации движения пеших эвакуационных колонн решениями органов местного самоуправления Нижегородской области создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации из числа ответственных работников организаций дорожного и транспортного хозяйства.
2.1. Планы проведения эвакуации разрабатываются заблаговременно в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В текстовой части плана должно быть отражено:
перечень радиационно-, химически- и пожароопасных объектов, имеющих аварийно опасные химические вещества, взрыво- и пожароопасные вещества;
краткая оценка возможной обстановки на территории муниципальных образований и объектов при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий:
- при авариях на объектах экономики,
- при взрывах с выбросом аварийно химически опасных веществ (далее - АХОВ),
- при пожарах;
- при катастрофических затоплениях;
- при радиоактивном загрязнении и химическом заражении;
- при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных;
численность эвакуируемого населения, проживающего в опасной зоне с разбивкой по категориям;
привлекаемые для эвакуации силы и средства (органы гражданской обороны, транспорт, милиция, медицина и др.);
порядок приведения эвакуационных комиссий в готовность;
планируемые для эвакуации транспортные средства и маршруты вывоза (вывода) населения;
порядок оповещения и информирования населения о начале эвакуации;
порядок сбора и укрытия населения;
обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения при эвакуационных перевозках (далее - эвакоперевозок);
порядок развертывания СЭП, их пропускная способность, закрепленные за ними объекты экономики;
порядок развертывания ПВР, их возможности по размещению и организации, ответственные за развертывание ПВР;
(Абзац двадцатый изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 08.05.2013 № 288 -см. предыдущую редакцию)
пункты посадки населения на транспорт и пункты высадки в безопасных районах;
график вывоза населения из опасных районов;