АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 1998 года № 202
Об утверждении Положения о порядке проведения эвакуации населения
в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 14 марта 2006 года № 75
_________________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.94 N 68-ФЗ и Законом Нижегородской области "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 04.01.96 N 17-З, а также в целях эффективного планирования, организации и проведения эвакуационных мероприятий на территории Нижегородской области при возникновении чрезвычайных ситуаций постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. Установить персональную ответственность руководителей всех уровней за полное и гарантированное выполнение мероприятий защиты населения в условиях эвакуации и рассредоточения населения.
Главам администраций городов и районов области, руководителям объектов экономики:
- уточнить планирующие документы по организации и проведению эвакуационных мероприятий;
- ежегодно предусматривать в местных бюджетах средства для обеспечения эвакуационных мероприятий.
3. Департаменту по связям с общественностью и средствами массовой информации, главному управлению по делам ГО и ЧС, администрациям городов и районов, предприятиям, учреждениям и организациям обеспечить пропаганду требований Положения среди персонала и населения.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области, вице-губернатора Батырева А.В.
Губернатор области И.П.Скляров
УТВЕРЖДЕНО
постановление губернатора
области
29.07.98 N 202
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения эвакуационных мероприятий
в Нижегородской области при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Настоящее Положение определяет основные задачи и порядок организации планирования, проведения и обеспечения эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее именуются -чрезвычайные ситуации) на территории Нижегородской области.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.
1.1. Эвакуация населения включает комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) или вероятной ЧС, а также жизнеобеспечение эвакуируемых в районе размещения.
1.2. В зависимости от времени и сроков проведения предполагаются следующие варианты эвакуации населения: УПРЕЖДАЮЩАЯ (ЗАБЛАГОВРЕМЕННАЯ) и ЭКСТРЕННАЯ (БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНАЯ).
1.3. При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия из опасных районов проводится УПРЕЖДАЮЩАЯ эвакуация населения. Население должно быть удалено из зон возможного действия поражающих факторов до возникновения ЧС. Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения ЧС, который выдается на период от нескольких десятков минут до нескольких суток и может уточняться в течение этого срока.
1.4. При возникновении чрезвычайной ситуации проводится ЭКСТРЕННАЯ эвакуация населения из опасных районов. Вывоз (вывод) населения из опасных районов может завершаться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов.
Необходимость введения подобной защитной меры, а также сроки ее осуществления определяют комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС). Эвакуация проводится с территорий населенных пунктов, других мест размещения населения, если не представляется возможным обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей людей.
1.5. В зависимости от масштабов ЧС и численности эвакуируемого населения возможны следующие варианты эвакуации: ЛОКАЛЬНАЯ, МЕСТНАЯ и ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ.
1.6. ЛОКАЛЬНАЯ эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов ограничена границами территорий объектов экономики, при этом численность эваконаселения составляет от несколько десятков до ста человек. В этом случае эвакуированные размещаются, как правило, в примыкающих к опасной зоне населенных пунктах или не пострадавших районах города, населенного пункта.
1.7. МЕСТНАЯ эвакуация проводится в том случае, если в зону опасности попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составить от ста до трехсот человек. При проведении местной эвакуации вывозимое население размещается, как правило, в безопасных зонах пострадавшего города, района, населенного пункта.
1.8. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории с высокой плотностью населения, включая категорированные города. При этом численность эваконаселения может составить от трехсот до пятисот человек.
Население может быть эвакуировано на значительное расстояние от постоянного места жительства, в пределах области.
1.9. Экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может объявляться по указанию диспетчера аварийно-опасного объекта экономики. Решение на осуществление упреждающей и экстренной эвакуации, носящей местный характер, принимается председателем КЧС, а где комиссии не созданы, руководителем администрации -начальником гражданской обороны.
1.10. Общее руководство проведением эвакуации осуществляется комиссией по чрезвычайным ситуациям (или начальником гражданской обороны) через управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГО и ЧС), территориальные и объектовые эвакоорганы, органы военного командования, а также руководителей объектов экономики, которые привлекаются для обеспечения эвакомероприятий.
1.11. Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагается на эвакуационные органы. К ним относятся:
- эвакуационные комиссии;
- эвакоприемные комиссии;
- сборные эвакуационные пункты (СЭП);
- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);
- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
- группы управления на маршрутах эвакуации;
- оперативные группы по вывозу эваконаселения.
1.12. Эвакуационные комиссии создаются в административно-территориальных образованиях и на всех объектах экономики, откуда планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.
Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель главы администрации. Членами эвакуационной комиссии назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов, управлений по делам ГО и ЧС.
Для ведения делопроизводства эвакокомиссией и технической работы назначается рабочий аппарат из сотрудников администраций, который может состоять из нескольких групп: по учету вывозимого и выводимого населения; эвакотранспортной; по учету, приему и размещению эвакуируемого населения в безопасных районах; обеспечения эвакомероприятий и др.
Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.
1.13. Эвакоприемные комиссии создаются для организации непосредственного приема, размещения и обеспечения эвакуированного из зон ЧС населения в безопасных районах.
В состав эвакоприемных комиссий, формируемых при органах местного самоуправления, включаются представители местной администрации и объектов экономики, а также инфраструктуры, независимо от их организационно-правовой формы.
1.14. Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на автотранспорт и отправки эвакуируемого населения в безопасные районы.
СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, речных портов, пристаней, маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения, а для защиты населения подготавливаются имеющиеся защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные помещения), оборудуются простейшие укрытия.
СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну) и отправление 5 -6 поездов в сутки или комплектование и подготовку к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.
Каждому СЭП присваивается порядковый номер и он обеспечивается прямой связью с городскими, районными и объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.
Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников администраций, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП. Он может состоять из нескольких групп (постов): колонн и эшелонов; регистрации и учета; охраны общественного порядка; комендантской службы; медицинский пункт; стол справок и другие.
В отдельных случаях (экстренная эвакуация населения) СЭП может не развертываться. При этом из личного состава СЭП формируются оперативные группы, усиленные сотрудниками органов внутренних дел для организованного вывоза (вывода) из зон ЧС эваконаселения.
1.15. Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для встречи и отправки эвакуируемых в места последующего размещения.
Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и другие общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время -возможность обогрева.
На ПЭП также предусматривается организация питания и обеспечения питьевой водой.
В состав ПЭП могут входить группы: встречи, приема, размещения эваконаселения; учета эваконаселения; отправки и сопровождения эваконаселения; охраны общественного порядка; комендантской службы; медицинский пункт и др.
1.16. Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) размещаются на внешней границе зоны ЧС и должны обеспечивать учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку населения в безопасные районы. На ППЭ предусматривается специальная обработка или замена загрязненной (зараженной) одежды и обуви, пересадка населения с транспорта, работающего в зоне ЧС на "чистые" транспортные средства.
ППЭ располагаются вблизи транспортных коммуникаций и обычно включают в себя группы (посты): учета и отправки эваконаселения; временного размещения и обеспечения эваконаселения; обеспечения средствами индивидуальной защиты; специальной обработки; дозиметрического и химического контроля и другие.
1.17. При перевозке населения железнодорожным и водным транспортом решением эвакуационной комиссии объекта экономики или вышестоящей эвакуационной комиссии назначаются начальники эшелонов, при перевозке автомобильным транспортом -старшие автомобильных колонн.
Для организации движения пеших эвакоколонн решениями администраций городов (районов) создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации из числа ответственных работников дорожных организаций. В состав группы входят: звено связи (3-4 чел.), посты регулирования движения (5-8 чел.), отделение обеспечения движения (8-10 чел.), медицинский пост (3 чел.).
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.
2.1. Планы проведения эвакуации разрабатываются заблаговременно в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В текстовой части плана должно быть отражено:
вид и количество опасных веществ на производственном объекте;
численность рабочих и служащих объекта;
численность населения, проживающего в опасной зоне вокруг объекта, с учетом категорий;
привлекаемые для эвакуации силы и средства (органы гражданской обороны, транспорт, милиция, медицина и др.);
планируемые для эвакуации транспортные средства и маршруты вывоза (вывода) населения;
порядок оповещения и информирования населения;
порядок сбора и укрытия населения;
обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения при эвакоперевозках;
порядок развертывания СЭП, их пропускная способность, закрепленные за ними объекты экономики;
пункты посадки населения на транспорт и пункты высадки;
график вывоза населения из опасных районов;
порядок эвакуации сельскохозяйственных животных и материальных ценностей (объем и сроки);
населенные пункты, предназначенные для размещения эваконаселения;
перечень должностных лиц, отвечающих за проведение эвакуации из опасных районов.
К текстовой части плана разрабатываются приложения в виде:
карты (схемы) возможной обстановки;
пояснительной записки с характеристикой зон опасности;
расчета на эвакуацию населения, сельскохозяйственных животных и материальных ценностей;
местоположений СЭП, исходных пунктов эвакуации пешим порядком, станций (пристаней) посадки и высадки населения;
расчета транспортного обеспечения эвакомероприятий;
схем управления, оповещения и связи;
карты размещения эвакуированного населения;
состава эвакуационных органов и сроки их приведения в готовность.
3. ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.
3.1. Особенности эвакуации населения из зон возможного химического заражения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ).
3.1.1. В зависимости от масштабов и степени заражения местности эвакуация населения в случае запроектной аварии с выбросом АХОВ может носить локальный или местный характер, а в зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей или экстренной.
3.1.2. Упреждающая эвакуация планируется в круговой зоне вокруг химически опасных предприятий. Ее радиус принимается равным глубине зоны возможного химического заражения, определяемой в зависимости от вида и объема используемого или хранимого на предприятии АХОВ. Как правило, упреждающая эвакуация планируется многовариантной по секторам в зависимости от метеорологических условий и особенностей расселения населения. Сектор -это участок зоны планирования эвакуации, подвергшийся химическому заражению при определенном направлении ветра.
3.1.3. Экстренная эвакуация проводится из районов, размещенных вокруг химически опасных предприятий, а также железнодорожных магистралей, используемых для перевозки АХОВ. В первом случае она планируется для круговой зоны вокруг источника опасности, радиус которой равен глубине возможного заражения местности. Во втором случае -планирование осуществляется для полосы вдоль дороги, ширина которой равна глубине зоны возможного заражения для самого опасного из транспортируемых АХОВ при наибольшей интенсивности его перевозки.
3.2. Особенности эвакуации населения из зон возможного катастрофического затопления.
3.2.1. Эвакуация населения из зон возможного катастрофического затопления может проводиться при угрозе возникновения прорыва плотины гидротехнического сооружения, при прорыве в период добегания волны прорыва до населенного пункта, а также, при необходимости, по прекращению действия волны прорыва.
3.2.2. При угрозе возникновения прорыва плотины гидротехнического сооружения проводится упреждающая эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по удалению населения за границы опасных зон определяются на основе краткосрочного прогноза возникновения опасности прорыва, который выдается на период от одних до трех суток.
3.2.3. При прорыве плотины гидротехнического сооружения проводится экстренная эвакуация населения. В этом случае население самостоятельно выходит за границы опасных зон. Экстренность проведения эвакуации определяется оперативным прогнозом времени добегания волны прорыва до защищаемого объекта (населенного пункта, жилого массива и т.д.). Проведение экстренной эвакуации предполагает удаление населения из четырехчасовой зоны возможного добегания волны прорыва. За пределами этой зоны эвакуация населения проводится по мере возникновения реальной угрозы.