Исходное состояние и необходимость реформ
В настоящее время налоговая система Российской Федерации в основном сформирована. Основные меры по ее совершенствованию, связанные с упрощением и экономической обоснованностью взимаемых налогов и сборов, снижением налоговой нагрузки уже осуществлены. Тем не менее, отдельные изменения налогового законодательства оказывают существенное влияние на формирование доходной части областного бюджета.
Министерством финансов Нижегородской области проведена оценка объема предоставленных льгот в соответствии с законодательством Нижегородской области за 2003-2005 годы и 1 полугодие 2006 года, в том числе в разрезе отдельных налоговых льгот и анализ их влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Предоставление налоговых льгот в Нижегородской области осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Закон Нижегородской от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области";
- Закон Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 169-З "Об областном бюджете на 2005 год";
- Закон Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 4-З "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области";
- Закон Нижегородской области от 27 ноября 2003 года № 109-З "О налоге на имущество организаций".
Налоговые льготы, предоставляемые в Нижегородской области, направлены на создание оптимальных условий хозяйствования и благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций в Нижегородскую область.
Реализация мероприятий реформирования будет способствовать сохранению положительной динамики исполнения собственных доходов областного бюджета в 2006-2008 годах за счет мобилизации внутренних ресурсов роста налогооблагаемой базы. Сократится разрыв между объемом средств, требуемых для обеспечения расходных полномочий и объемом средств, поступающих в доходную часть областного бюджета.
Механизм реализации и ожидаемые результаты
В рамках реализации Программы реформирования планируется:
- утвердить нормативным правовым актом Нижегородской области порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, а также запрет на предоставление и пролонгацию налоговых льгот при низкой оценке финансовой эффективности;
- обеспечить публикацию в СМИ и сети Интернет данных об объемах предоставляемых налоговых льгот и оценке их эффективности.
Систематическая оценка объема налоговых льгот в разрезе отраслей экономики и отдельных льгот позволит контролировать размеры налоговых льгот и не допускать излишних потерь в доходах по причине их предоставления.
В результате оптимизации (сокращения) перечня налоговых льгот их объем за 2008 год не превысит 5% налоговых доходов областного бюджета.
Альтернативные варианты и риски
В качестве альтернатив могут рассматриваться:
- полный отказ от региональных налоговых льгот;
- привлечение внешних и внутренних заимствований;
- передача в бюджеты субъектов Российской Федерации части нормативов отчислений, поступающих в настоящее время в федеральный бюджет (а именно: части акцизов на автомобили и табачные изделия, НДС);
Определенный риск связан с разработкой системы критериев на основе оценки бюджетной и социальной эффективности. Этот риск возникает, прежде всего, из-за сложности расчета социальной эффективности и при ее перерасчете в прямую экономическую эффективность.